Текст: Наталья Олеговна Бровченко,
старший воспитатель МКДОУ «Детский сад № 10 г. Киренска»
Реализация инклюзивной практики в МК-РДОУ «Детский сад № 10
г. Киренска» берёт своё начало в 2014 году, когда в нашем саду появилась группа логопедической направленности для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Позже, исходя от за-проса родителей, она была переименована в группу компенсирующей направленности, а затем в группу комбинированной направленности. Сегодня нашу группу посещают воспитанники с тяжёлыми нарушениями речи, задержкой психического развития, расстройством аутистического спектра.
Данная форма обучения является максимально эффективной, поскольку подстраивается под индивидуальные образовательные потребности ребёнка, обеспечивает равный доступ к получению образования и создаёт необходимые условия для достижения успеха в образовании всеми детьми. Основывается на принципах индивидуального подхода, поддержки самостоятельной активности ребёнка, социального взаимодействия, вариативности, выстраивания партнёрских взаимоотношений с семьёй. В ходе организации инклюзивного обучения мы создаём в учреждении условия для организации развивающей и коррекционной работы:
■ действует единственная в районе разновозрастная группа комбинированной направленности;
■ имеется штат сотрудников, узконаправленных специалистов: медсестра, учитель-логопед, педагог-психолог, тьютор, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому развитию;
■ тесно сотрудничаем с Территориальной психолого-медико-педагогической комиссией Киренского района, Центральной районной больницей г. Киренска, МКОУ СОШ № 3 г. Киренска, расположенной в нашем микрорайоне. В своей работе мы опираемся на системно-деятельностный подход, который предполагает разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей. Ведём сопровождение наших воспитанников через работу психолого-педагогического консилиума: отслеживаем динамику развития ребёнка, в том числе динамику здоровья, учитываем имеющиеся противопоказания, отслеживаем процессы адаптации, разрабатываем адаптированные программы, индивидуальные образовательные маршруты, расписание занятий(индивидуальных, групповых) и режим дня, посещаем занятия. Все решения вырабатываются и принимаются коллегиально. Регулярно проводим семинары с педагогами с целью повышения квалификации, направленного на овладение технологиями коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, технологиями взаимодействия с родителями по вопросам развития, обучения и воспитания детей. Активно сотрудничаем с Киренским профессионально-педагогическим колледжем, районным методическим объединением учителей-логопедов, участвуем в научно-практических конференциях, обобщаем опыт работы. Дополнительное образование и региональный проект «Поддержка семей, имеющих детей» В 2019 году наш детский сад прошёл лицензирование по дополнительному образованию детей и взрослых, что дало нам право реализовывать дополнительные общеразвивающие программы, в том числе в группе комбинированной направленности. С целью повышения эффективности системы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, широко используется технология проектной деятельности. Её реализацию обеспечивает объединение всех участников образовательных отношений. В 2018 году были реализованы такие проекты, как «ГТО в детский сад: навстречу здоровью», сетевой проект «Киренск –мой край родной», в 2019 году ввели в реализацию долгосрочные проекты: «Из песочницы в аграрии», «Портфолио выпускника детского сада». В рамках участия в национальном проекте «Образование» (региональный проект «Поддержка семей, имеющих детей») в 2020 году стали инновационной образовательной площадкой по теме «Консультационный центр в ДОУ как инновационная модель социального партнёрства». Проект ориентирован на оказание консультативной помощи родителям по вопросам воспитания и об учения детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья: ознакомление с нормативными документами, организацию встречи со специалистами других организаций, организацию помощи в выборе образовательного учреждения при переходе на следующий уровень образования. Также одной из первостепенных задач данного проекта стало внедрение в воспитательно-образовательную деятельность дошкольного образовательного учреждения инновационных форм работы с семьями воспитанников, что позволило установить эффективное и целенаправленное взаимодействие в рамках социального партнёрства. А также оказание консультативной помощи через использование средств информационно-коммуникационных технологий. Наше учреждение пользуется заслуженным авторитетом не только среди педагогов, но и среди родителей. И неслучайным является тот факт, что в этом году мы стали победителями регионального этапа VII Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России» (номинация «Лучший инклюзивный детский сад»).