В современном мире преобразования в системе образования происходят с завидной регулярностью. Но в основном все они в большей мере касаются содержания образования, а не структуры и формы управления образовательной организацией. Федеральный закон№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорит о том, что образовательная организация должна быть открыта и прозрачна, федеральные государственные образовательные стандарты акцентируют внимание на компетенциях учащихся в сфере информационных технологий и проектной деятельности; профессиональный стандарт педагога подразумевает определённый набор компетенций педагога, свидетельствующих о его уровне владения как цифровыми технологиями, таки технологиями проектной деятельности. Но ни в одном документе нет информации о конкретных изменениях в системе управления образовательной организацией, хотя проблема управления единым информационно-образовательным пространством в настоящее время обретает особую актуальность. Это, на наш взгляд, связано с острой потребностью в новых подходах к менеджменту в образовании, где в первую очередь должны учитываться факторы личностно-профессионального развития педагогов, формироваться понимание необходимости укрепления внутренних, внешних социальных связей и подготовки управленческой команды к расширению информационных и коммуникационных услуг для всех участников образовательных отношений.
Внедрение в школьный менеджмент современной модели управления
Мы глубоко убеждены, что одним из условий создания школы, которая готова, с одной стороны, обеспечить качество достижения совокупности личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учащимися основных образовательных программ общего образования, с другой – рост кадрового потенциала, является внедрение в школьный менеджмент современной модели управления. На наш взгляд, проектный подход в управлении школой – это достаточно эффективный способ перевода образовательной организации из состояния функционирования в режим развития. Каковы наши ожидания от внедрения проектного управления в нашей школе? Главное – создание единой системы управления разными направлениями деятельности школы (нами они рассматриваются как проекты). Данная система включает в себя описание и регламентацию основных процессов управления проектами, структуру проектно-ориентированной управленческой деятельности с распределением функций, задач и ролей каждого структурного элемента; методику инициации проекта; внутреннюю систему оценки и контроля; единое информационное пространство. Проектно-ориентированная управленческая деятельность в нашей школе направлена на разработку и внедрение корпоративной методологии управления проектами; управление отдельными проектами, программами и портфелями проектов; запуск новых проектов, комплексное календарное и финансовое планирование, на анализ эффективности различных направлений деятельности; технологическую поддержку управления проектами, техническими и программными средствами; административное управление персоналом, задействованным в проектах. Для решения вышеперечисленных задач мы начали со-здание четырёх базовых систем проектного управления в нашей школе (см. рис.).
Первая базовая система – система управления знаниями. Каковы задачи данной системы? Это создание и поддержание базы данных действующих и завершённых проектов; разработка системы обмена опытом и наставничества. Вторая базовая система – система управления ресурсами. Во-первых, это управление трудовыми ресурсами: определение уровня компетенций педагогов, задействованных в проектах; организация внутренней системы повышения квалификации по вопросам организации проектов и содержания предстоящей деятельности. Во-вторых, это управление финансовыми ресурсами: определение необходимого финансирования, поиск источников финансирования, контроль за исполнением бюджета. В-третьих, это управление временными ресурсами: разработка системы, минимизирующей временные затраты; контроль за исполнением графиков выполнения работ по проектам. В-четвёртых, управление информационными ресурсами: со-здание единой системы работы с информацией; создание условий для обмена информацией внутри и вне проекта. Третья система, которую мы в настоящее время вы-страиваем, – это система управления процессами, подразумевающая формирование и оформление стандартов работы системы управления проектами; разработку методологии управления инновационными проектами; формирование банка актуальных практик для управления инновационными проектами. И, наконец, четвёртая система – управление коммуникациями: разработка и поддержание системы внутренней и внешней коммуникации; создание системы поиска проектов и социальных партнёров для проектной деятельности.
«…проектное управление имеет большое будущее»
Проанализировав свой практический управленческий опыт, мы определили ценностные позиции проектного управления. Мы считаем, что управление проектом – неформальное «комфортное» командное управление. Это создание условий для генерирования идей, поддержка любой инициативы, активная позиция, ответственность, признание личностных устремлений каждого участника команды. В ходе анализа качества процесса и результатов проектной деятельности мы извлекли выгоду из проектного управления: улучшенная рабочая атмосфера; экономия трудозатрат; снижение будущих рисков до того, как возникнут реальные проблемы; более эффективные коммуникации; разработанность системы стимулирования и мотивация проектантов; личностно-профессиональный рост всех участников проекта.
Следует отметить, что при переходе на проектно-ориентированное управление из-за большого количества проектов возникает ряд трудностей. Исчезает прозрачность. Разнородная отчётность не позволяет охватить состояние всех проектов. Информация находится в головах людей, управляющих проектами. В ходе анализа мы определили риски, над нивелированием которых сейчас работаем: отсутствие преемственности в организации работы по проекту в случае смены руководителя /членов проекта, преждевременный выход участников из проектной команды, снижение мотивации у проектантов, психологическое выгорание у проектной команды. Следует отметить, что проектно-ориентированное управление позволяет обеспечить развитие образовательной организации по следующим направлениям: 1Создание интерактивной среды, которая радикально преобразит традиционные формы обучения и изменит подход к передаче информации. 2Модернизация учебной и общественной среды для равномерного развития школы. 3Индивидуализацияпрограмм в условиях профильного обучения. 4Реализация модели развивающей речевой среды школы. В условиях реализации новой модели управления в нашей школе сформирован портфель проектов.
В настоящее время у нас не осталось сомнений, что проектное управление имеет большое будущее, и задача руководителей образовательных организаций – активно апробировать и внедрять проектно-ориентированную управленческую деятельность для устойчивого развития инновационных процессов в образовательной организации.