• «Наш почерк – это, прежде всего, ценностное отношение к педагогу»

    06 Ноя 2020
     
    20:11
     

    Интервью с Татьяной Александровной Малых,
    канд. пед. наук, заведующим кафедрой педагогики
    и психологии Института развития образования Иркутской области

    О программе

    2 211 руководителей общеобразовательных организаций Иркутской области завершили обучение по дополнительной профессиональной программе «Управление качеством общего образования в условиях обновления ФГОС на основе модернизации технологий и содержания обучения, концепций преподавания учебных предметов». В разработке ДПП ПК участвовали практически все структурные подразделения ГАУ ДПО ИРО, подходы, идеи, темы обсуждались на рабочих совещаниях группы разработчиков. Наша ответственность – сотрудников института – заключалась в том, что нами предлагались векторы деятельности по управлению качеством общего образования, и они должны были стать чёткими, ясными и практико-применимыми. Уникальность реализованной программы – в системном единстве автономных учебных единиц – модулей. Модуль 1 «Управление качеством общего образования: нормативно-правовой аспект модернизации технологий и содержания обучения» является инвариантным (обязательным). Модуль 2 – вариативный, содержит 10 блоков (по выбору). Все модули взаимосвязаны и логически подчинены решению основных задач, приводящих к развитию профессиональных компетенций, предусмотренных программой. Всего обучено 34 группы. Модуль 1 – инвариантная часть. «Управление качеством общего образования: нормативно-правовой аспект модернизации технологий и содержания обучения» – (объём 20 ч.). Модуль 2.1 «Модернизация технологий и содержания обучения в обновлённых ФГОС» (объём 12 ч.). Модуль 2.2.«Основная образовательная программа как инструмент управления качеством образования» (объём 12 ч.) (не был выбран к изучению). Модуль 2.3. «Программа воспитания в основной образовательной программе» (объём 12 ч). Модуль 2.4.«Организационно-управленческие условия индивидуализации и дифференциация обучения» (объём 12 ч.) (не был выбран к изучению). Модуль 2.5. «Цифровая образовательная среда в контексте управления общеобразовательной организацией» (объём 12 ч.). Модуль 2.6. «Современный урок в контексте обновлённых ФГОС» (объём 12 ч.). Модуль 2.7. «Формирование функциональной грамотности – одна из основных задач ФГОС» (объём 12 ч.). Модуль 2.8. «Внутришкольный контроль как инструмент управления качеством образования» (объём 12 ч.). Модуль 2.9. «Организационно-управленческие аспекты образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (объём 12 ч.). Модуль 2.10. «Проектирование системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ» (объём 12 ч.). Обучение по данной программе повышения квалификации стало значимым ресурсным образовательным событием для ответа на новые вызовы, вставшие перед системой образования. Искренняя благодарность автору ДПП ПК, канд. пед. наук. С. В. Кирдянкиной, благодаря усилиям которой сохранена авторская целостность всех идей разработчиков, канд. пед. наук Т. А. Малых, канд. истор. наук М. Г. Булгаковой, канд. пед. наук
    И. С. Пешне, Е. А. Шестаковой, канд. пед. наук
    Н. М. Валюшиной, А. С. Быкову, М. О. Тихомировой,
    О. В. Кучергиной, канд. психол. наук
    Г. А. Стародубцевой. Всем преподавателям ГАУ ДПО ИРО – за командный подход, мобильность, ценностное отношение к нашим слушателям. Муниципальным органам образования – за доверие, включённость в нашу команду, помощь в организации и проведении обучения.

    1 Программа «Развитие образования» имеет несколько направлений. В каком работаете Вы?

    – Наш институт работает в нескольких направлениях, одно из них – «Повышение качества общего образования в условиях обновления ФГОС». Перед нами была поставлена задача – разработать комплексную программу повышения квалификации «Управление качеством общего образования в условиях обновления ФГОС на основе модернизации технологий и содержания обучения, концепций преподавания учебных предметов». Со Светланой Владимировной Кирдянкиной нами были собраны и обработаны все материалы наших коллег. ДПП ПК основана на системном, компетентностном и деятельностном подходах, имеет модульную структуру. Модуль 1 является инвариантным (обязательным). Модуль 2 – вариативным и содержит 10 блоков (по выбору). Выбор блоков модуля 2 определялся управленческой командой общеобразовательной организации или управлением образованием муниципалитета с учётом специфики условий и результатов образовательной деятельности. Нам предоставили беспрецедентную возможность выйти на всех руководителей образовательных организаций Иркутской области, что позволило единомоментно обучить руководителей практически всех общеобразовательных организаций региона. Предстояло не просто выявить образовательные потребности руководителей, но и дать теоретическое обоснование повышения качества образования в условиях обновления ФГОС, а также необходимые инструменты и рекомендации по их применению в практике управления школой. Самыми востребованными оказались мо-дули, посвящённые уроку, обновлению техно-логий и внутришкольному контролю качества образования. Слушатели в своих отзывах отмечали: «Курсы были очень своевременными», «Планирую: 1 Внести изменения в программу воспитания ООО образования. 2 Внести дополнения в программу внутришкольного контроля. 3 Внести дополнения в методическую работу школы»; «Благодаря лекторам погрузилисьв теоретические основы совершенствования профессиональных компетенций. Попробовали на практике проектирование общеобразовательных программ с учётом ФГОС и концепций преподавания учебных предметов (предметных областей). Практическая значимость программы заключается в возможности приобретения опыта управления качеством общего образования»; «Получен ценный материал для теоретической и практической работы». «Огромное спасибо за качественные курсы!»; «Материал богатый, систематизированный. Данный материал планирую использовать в работе с педагогами. Очень много материала для практических семинаров с педагогами. Спасибо большое». Для нас это очень ценно. Командная работа – уникальный опыт отработки навыков 21 века на практике. Программа прошла обсуждение на совещаниях в институте. Это научило нас принимать предложения,слушать и слышать своих коллег-экспертов, быть гибкими, использовать компетенции 4 К. И сегодня хочу особо отметить, что реализация Программы, обучение 2 221 руководителя области позволило сделать вывод: мы, сотрудники института, – команда!

    2 В чём секрет высоко уровня качества образования?

    – Я ответила бы так: успех случайным не бывает. И качество образования случайным не бывает. За любыми результатами стоят не только образовательные результаты детей, стоят мотивирующие к обучению родители, команда педагогов. Сегодня учителя оказались в непростой ситуации: очень много документов. Неясно, какие знания детям будут нужны, если предполагается, что сегодняшние ученики сменят по 5–6 профессий. Время «неопределённости». Быстрая смена подходов, технологий, к которой школа оказалась неготовой. Очень важно, чтобы педагог сегодня не остановился, не сказал: «Я ничего не понимаю!» Чтобы педагоги с большим стажем, с богатым опытом не опустили руки, не воспринимали происходящее как свой педагогический крах, чтобы мы не потеряли систему наставничества. Надо сказать, что бесценный опыт педагогов не превратился в ничто! Они всё делали правильно, сообразно с тем периодом. Сегодня сами педагоги нуждаются в мотивации, в воодушевлении, каждому важно знать: ты нужен, именно от тебя зависит будущее наших детей. Сегодня мы идём за ребёнком и вслед за вызовом времени. Поэтому говорим, что качество образования – это комплексная характеристика и включает в себя многие составляющие. И наша программа не могла быть однобокой, но обязательно комплексной. Мы были призваны прийти на помощь педагогам. Считаем, что программу реализовали в полном объёме.

    3 Слагаемые качественного результата – это качественная материальная база, качественно организованный образовательный процесс и педагогический состав.

    – Наверное, сегодня составляющие качества стали шире. Это те требования, которые предъявляет к школе общество. Как школа реагирует на эти требования? Как развивает навыки 21 века?.. Насколько много сегодня к школе предъявляется требований в отношении качества образования! Какие большие ожидания со стороны общества сегодня сопровождают жизнь школы! Почему в программу мы включили большой блок правовых основ? Дело в том, что педагоги недооценивают свою значимость. «Десятилетие детства», нацпроект «Образование», Федеральный закон «Об образовании в РФ»… В этих и других документах прописано, что роль пе-дагога очень значима. Я просила руководителей школ поднимать статус педагога. Ведь сегодня важны не только предметные результаты, не только применение новых технологий, но и возвращение к ценностям и смыслам самого педагога. А ведь бывает так, что учитель не понимает, зачем он. Очень важно учителю дать обучающимся знания, сформировать у них навыки… А ещё дать ценностную составляющую обучения: что ученик будет делать с этими новыми знаниями? Без педагога, его открытости к изменениям невозможно качественное образование. Ребёнок нуждается в Личности рядом. В значимом взрослом, который передаст ценности, смыслы, выведет на противоречия и научит думать, любить… Дети не любят«пирожки ни с чем», эти слова замечательного педагога
    В. А. Караковского ждут наполнения. Только руководитель может поднять престиж педагога. Именно учитель призван передать ре-бёнку ценности и смыслы. Ребёнку, который не умеет жить, не понимает, что «хорошо», что «плохо». И никакого качества образования у нас не будет, если мы не будем ценить личность педагога, а он в свою очередь ребёнка, как личность.В погоне за результатами пусть наша школа не потеряет самого главного – человекомерности.

    4 В ходе обучения были выявлены «слепые пятна», как Вы их назвали, – это индивидуализация и дифференциация обучения. Как привлечь внимание руководителей, педагогов к данной проблеме?

    – Это очень серьёзная тема, которая требует рассмотрения в соответствии со всеми стандартами – профессиональными, образовательными. В данном направлении – индивидуализации идифференциации обучения – сегодня школы области не работают, несмотря на наши пожелания и рекомендации. Мы говорим, что должна быть индивидуальная траектория обучения для каждого ребёнка. Однако школа продолжает работать массово, школа не готова, более того, не намеревается на такое обучение переходить. Школы Москвы уже работают по индивидуальным маршрутам учеников, выявляют их индивидуальные потребности.Школа в Иркутской области, как показала предложенная к реализации программа, пока к этому не готова. Мы же готовы предложить по-мощь. Всё новое в школе начинается с руководителя. Исключительно важно, что транслирует руководитель, как относится к изменениям. Очень часто педагоги говорят о том, что те или иные курсы необходимо пройти их директорам, завучам, так как «они нас не слышат». Если новая форма работы будет воспринята руководителем, тогда это придёт и в школу. Приживается только то, что воспринято руководителем.

    5 Что Вы могли бы посоветовать руководителям, как выбрать такое направление в работе, чтобы директору школы, зам.директора не быть теми, кто постоянно занят текущими делами, которые поступают в огромном количестве и поглощают время. Как стать руководителем, который имеет видение, высокие цели, большие творческие планы?

    – Часто руководитель находится в незавидном положении – это постоянные планы, отчёты, текущие материалы… И здесь однозначного совета не дашь. Это должно быть общее направление, как кредо, – оно есть у нашей кафедры, у института – нужно вернуться к ребёнку. Если руководитель понимает: а ребёнку это зачем? А педагогу это зачем? Тогда руководитель будет иметь другое лицо. Директор решает очень большое количество проблем в школе, и многие из них идут мимо ребёнка. Например: поступила информация о курсах по суицидам – все обучились, поступило сообщение о ПК по информационной безопасности – все проучились… А как это применить, не подумали.В школе нужно на заделывать бреши и прорешины, а разобраться: зачем это надо, кому это надо и что с этим делать. Самое главное – это ценность ребёнка, он оказывается заложником ситуации. От него нужны результаты, результаты… А в школе он живёт свою самую главную детскую жизнь. Что сегодня чувствуют дети в этих новых рисках? Всем нам нужно повернуться к ребёнку лицом, быть рядом. Тогда учитель будет чувствовать свою востребованность. Это великое осознание – быть нужнымдетям.

    6 Мне как человеку, который любит искусство, всегда интересно заглянуть в мастерскую музыканта, художника… А я подумала, как интересно было бы заглянуть в мастерскую педагога, особенно такого, который учит других педагогов, – его мысли,его планы – творческие, научные…

    – Нужно сказать,что преподавать педагогам – это безграничная
    мера ответственности. Они этим будут руководствоваться. В период пандемии мы очень переживали, что будут вспышки вызовов, угроз, проводили огромное количество вебинаров – мы понимали, что должны в первую очередь «надеть на педагогов кислородные
    маски» – выявить проблемы, выяснить, в чём они нуждаются. Мы хотели не потерять своё лицо как института развития образования, как преподавателей, которые имеют огромную степень доверия у наших профессиональных друзей. Для нас это очень ценно. За этим, я думаю, стоит свой почерк. И наш почерк – это, прежде всего, ценностное отношение к педагогу. Мы никогда не говорим с позиции «над», мы всегда на позиции«глаза в глаза». Всё, что мы говорим, остаётся со слушателями как пища для размышления, рекомендации, которые помогут… Очень важно, что педагоги любят слушать про ребёнка, нет другой такой ценности для взрослых. И вся моя мастер-ская педагога в будущем будет направлена на ребёнка. Когда педагог, психолог идёт от проблем ребёнка, а не решает проблемы директора (как бы неудобного ребёнка вытащить), жизнь становится простой. Наша задача – воодушевить, помочь. Я люблю хвалить и поддерживать педагогов. К сожалению, сегодня много педагогического нигилизма, я очень хочу, чтобы педагог опять вернулся к истокам педагогической профессии и сказал: «Кто, если не я?» Дети очень разные! И непослушных я всегда прошу сажать на первые парты, потому что из послушных не вырастают ни бизнесмены, ни предприниматели, ни политики. Дайте детям право на детское непослушание, на проживание собственной жизни. На игру, на коммуникацию, на любовь, ненависть… Где им ещё стать настоящими, как не в школе, не с нами? Как говорил Януш Корчак: «Дайте прожить ребёнку всё солнце сегодняшнего дня, потому что мы незнаем, будет ли оно светить ему завтра». Конечно, среди всех важных тем, которые мы рассматриваем на обучении, педагогов больше всего интересуют ценности и смыслы, поиски обретение себя. Хорошо говорит профессор В. В. Козлов: «Очень важно найти своего учителя». Хорошо, когда знаешь, что вот этот педагогтебя научит. И для меня будет большим счастьем, если мы сможем сохранить наш педагогический имидж – нашего института. Когда к нам будут приходить, доверяя нам, понимая, что мы профессионалы и что мы учим тому, в чём хорошо разбираемся сами. Если дети видят, что учитель горит, искренне любит свой предмет, они будут ему доверять. Такого педагога будут любить. Я бы очень хотела, чтобы это доверие было. И наша педагогическая мастерская – это всегда мастерская детства. Будущее принадлежит детям, а то, каким оно будет, зависит от нас.

    Беседу провела Жанна Геннадьевна Кустова,
    старший методист ГАУ ДПО ИРО.

    Мы в социальных сетях: