• Дистанционное обучение в МБОУ г. Иркутска СОШ № 15: общие трудности и положительные моменты

    18 Ноя 2020
     
    16:12
     

    Текст: Ирина Валериевна Савченко,
    учитель информатики
    МБОУ г. Иркутска СОШ № 15,
    преподаватель математики и информатики ГБПОУ ИОКК

    Четвёртая четверть 2020 г. останется в памяти навсегда: мы невольно стали участниками грандиозного эксперимента, проходящего в рамках нашей страны, – дистанционного обучения. Поскольку проект такого плана и масштаба для большинства из нас стал новым, учителя, школьники и родители старались работать в неожиданных условиях, взаимодействовать на расстоянии с помощью компьютеров или смартфонов. По завершении 2019–2020 учебного года необходимо проанализировать результаты своих трудов и подвести итоги стихийно сложившейся формы обучения. Как показала практика, разные образовательные организации выбирали средства реализации дистанционного обучения, подходящие именно им. Например, образовательный онлайн-ресурс «Я-класс» и цифровая образовательная платформа «Дневник.ру», интерактивные тетради, веб-сервис “Google classroom” (для выполнения заданий); интернет-портал “Yandex” и онлайн-офис “Google Docs”, мессенджеры
    и электронная почта (для информирования и обратной связи); платформы “Discord”, Skype и “Zoom” (для проведения онлайн-занятий). Поскольку у некоторых имелся опыт работы в “Moodle”, коллективом школы была выбрана именно эта система. Ни учителей, ни учеников не получилось предварительно обучать работе в этой системе, всё вышло спонтанно. Были разработаны инструкции, записан видеоурок по работе в системе, разработана психологическая
    поддержка на сайте школы, осуществлялась связь классных руководителей с родителями, велось постоянное информирование и учеников, и родителей, и обучающихся. Среди общих трудностей, с которыми столкнулись все участники образовательных отношений: зависание систем, невозможность отправлять или скачивать задания, психологические проблемы перехода на невербальное общение между учителем и учениками. Анализ работы в дистанционном режиме позволил выявить ошибки, которые были совершены по незнанию.

    1. Излишняя уверенность в собственном опыте.

    Дистанционное обучение кардинально отличается от традиционного, и здесь уверенность себе может сослужить плохую службу. Несмотря на то что мы знаем, как провести хороший урок, в дистанционном обучении очень трудно определить объём заданий, которые должны выполнить ученики. Если на традиционном уроке школьники что-
    то не успели сделать, то выполнят это или на следующем занятии, или дома. В рамках дистанционного обучения всё под контролем, все ученики, несмотря на разный индивидуальный темп обучения, должны сделать упражнения, запланированные для выполнения в классе, а также домашнее задание. Помимо этого, они должны сами разобрать новую информацию и усвоить её без подсказок учителя, поэтому возникает впечатление избыточности информации и большого объёма выполняемых заданий.

    2. Проблемы, связанные с техническими моментами.

    В любой момент может что-то отказать: произойдёт сбой в интернет соединении, отключат свет, компьютер перестанет отвечать на запросы, в систему не смогут зайти ученики, учитель не вовремя отправит ссылку на видеосвязь. Поэтому всегда должно быть альтернативное решение.

    3. Невозможность отслеживания реального присутствия ученика на веб-занятии.

    Школьники всегда остаются детьми. Выполнению упражнений они предпочтут игру. Им нравится сидеть допоздна, но они не любят рано
    просыпаться, поэтому не готовы, находясь в условиях домашнего обучения, вставать в 8.00 и самостоятельно учиться по школьному расписанию, даже если этот процесс контролируется со стороны родителей и учителей. Как показала практика, ученики могли проснуться в необходимое время, показать, что они в системе, и втайне от учителей лечь спать, общаться в чатах, делать вид, что они присутствуют на занятии, или объяснять причину своей сетевой неактивности зависанием компьютера. Они могут попросить списать (причём в рамках дистанционного обучения это сделать намного легче), отправить чужое выполненное задание или подождать, пока тест решат друзья, чтобы попросить правильные ответы. А могут и вообще не выполнять задания, вспоминая традиционные уроки, когда на одном занятии можно получить хорошую отметку и несколько дней быть спокойным, думая, что никто не потревожит.

    4. Отсутствие вербального общения с учениками во время онлайн-уроков.

    Такие уроки по форме близки к прямому эфиру, когда учителю надо заранее продумать весь план работы и каждое своё слово, поэтому требуется большая подготовка. Как правило, отсутствует вербальное общение с учениками, учитель не владеет информацией о работе
    класса, весь этот процесс похож на общение со стеной. Учитель не видит обратной реакции и не понимает степень усвоения информации, ему трудно пользоваться электронным аналогом
    традиционной доски и удерживать внимание учеников в течение всей видеоконференции. Именно поэтому педагогам тяжелее проводить онлайн-уроки.

    5. Техническое сопровождение онлайн-занятия, подходящее не всем.

    В Интернете есть много уроков, над которыми работала целая команда профессионалов, и это касается не столько учителя как транслятора знаний, а сколько технического сопровождения
    онлайн-занятия. При объяснении новых знаний учителя просматривали такие уроки, выбирая лучшие, и предлагали детям их для ознакомления. Однако не все школьники могут понимать материал, который преподносит другой человек. Они уже привыкли к своему учителю, его манере общения, поэтому такую подачу нового материала могут не воспринять.

    6. Завышенные результаты.

    Поскольку проверка фотографий с рукописным текстом очень трудна (невозможно быстро исправить ошибки), обучающимся часто
    предлагались задания в виде тестов, поэтому у учеников возникало впечатление постоянного тестирования. Задания должны быть доступны обучающимся, на первоначальном этапе требования необходимо снижать в сравнении с традиционным обучением.

    7. Казусы, проявившиеся в оценке выполнения заданий.

    Так, тест из трёх вопросов оценивался на 3 балла, а дети не понимали такой системы оценивания.

    8. Отсутствие ПК у некоторых учеников, неподходящая операционная система.

    У многих школьников не было компьютера, для уроков информатики приходилось создавать несколько видов заданий: для тех, у кого нет компьютера; для тех, у кого операционная система не Windows; и для тех, кто потерял учебник (были и такие).

    9. Не установленные заранее сроки выполнения заданий и расхождения в расписании.

    Все участники образовательных отношений привыкли, что существует время для проведения занятий, для выполнения домашней работы и отдыха. При проведении занятий в дистанционном режиме образовательная организация должна настаивать на поддержке расписания занятий и на определённых сроках выполнения заданий, а также заранее проговаривать результаты при несоблюдении требований. Среди положительных моментов, возникших благодаря опыту работы, хочется выделить следующие:

    1. Выявленные в традиционном обучении инструменты работают и в дистанционном режиме. Они служат своеобразным стимулом к дальнейшим свершениям (публичное озвучивание успехов обучающихся; благодарности в мессенджерах родителям
    за работу детей; публикация лучших работ в галерее достижений; смена деятельности: выполнение заданий в системе “Moodle”, интерактивной тетради, проверка работ друг друга, коллективная работа: создание презентаций, когда каждому выделено два – три слайда в общей презентации, или совместное создание текстового документа).

    2. Педагоги узнали для себя много нового, анализируя ответы опросов
    родителей и детей, и это помогало выстраивать более успешную траекторию обучения. Иногда упражнения выполняли родители, они могли общаться с учителем, делиться мнением о заданиях, то есть проявляли самое живое участие.

    3. Ученики осознали ценность традиционного обучения. Школьники признавались, что часто перекладывали своё нежелание учиться на информационные технологии («зависла» система, не прикрепляются задания, произошёл сбой). Всем не хватало традиционного общения,
    это проявилось во флешмобе «Мы скучаем по пятнашке», организованном при помощи школьного самоуправления, в сообщениях учеников: «Хочу в школу», в высказываниях: «Общаемся
    только так, нет смеха одноклассников, нет перемен, нет любимых булочек в школьной столовой».

    4. Родители, которые, несмотря на появившуюся дополнительную нагрузку, способствовали поддержанию установленного порядка и оказывали помощь педагогам. Учителя были благодарны родителям за неравнодушие, повышение мотивации у детей и помощь в поддержании дисциплины. Всех волновали получаемые отметки, вместе с родителями дети просили оценить свои труды сразу же после отправки выполненных упражнений, задавали вопросы,
    что очень радует. И обучающиеся, и родители сразу вежливо сообщали, если возникали какие-то проблемы (не работает ссылка, не приложили задание, не прикрепили файл, непонятен вопрос), и это очень помогало в процессе работы, позволяло быстро исправить недостатки. На первые онлайн-уроки приходили целыми семьями. Благодаря Интернету у родителей появилась возможность поприсутствовать на уроке, посмотреть, как педагог общается с ребёнком. Сначала учителей это настораживало, а потом они были благодарны родителям за неравнодушие, повышение мотивации у детей и помощь в поддержании дисциплины. Несмотря на то что участники образовательных отношений отмечали трудности дистанционного обучения, больший объём работы, этот опыт можно рассматривать положительно, потому что он дал понять учащимся, как они скучают по школе, по традиционным занятиям, по своему классу, по учителям и одноклассникам, и все будут рады при первой же возможности учиться в своей любимой школе в традиционном формате.1

    Поскольку у некоторых имелся опыт работы в “Moodle”, коллективом школы была выбрана именно эта система
    Мы в социальных сетях: