• Изучение вопросов Прибайкалья в школе: из опыта работы

    20 Ноя 2020
     
    21:27
     

    Текст: Светлана Тариеловна Межуева,
    учитель химии и байкаловедения
    Лариса Витальевна Ивануник,
    учитель биологии МБОУ
    г. Иркутска СОШ № 30

    Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения направлены на формирование у школьников российской гражданской идентичности. Немаловажным фактором является также применение здоровьесберегающих технологий, т. е. системно организованной деятельности, направленной на защиту здоровья детей. Цели внеурочной деятельности в условиях ФГОС заключаются в сохранении здоровья и создании условий для развития интересов ребёнка на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. В настоящее время в нашем регионе акцентируется внимание на изучении предмета «Байкаловедение». Этот предмет играет немаловажную роль в экологическом, нравственном и гражданском воспитании, а также в воспитании уважительного отношения и любви к своей малой родине.
    В изучении Байкала отдельное место занимает внеурочная деятельность. Нам, жителям Прибайкалья, необходимо пользоваться тем, что мы живем рядом с уникальным озером, жемчужиной Сибири, поэтому были выбраны следующие формы внеурочной деятельности:
    ■ ознакомление с коллекцией минералов
    Прибайкалья в школьном музее;
    ■ экскурсии с гидом (Байкальский музей в
    п. Листвянка);
    ■ образовательный квест (станция «Наш
    Байкал»);
    ■ проектная деятельность (индивидуальная, групповая);
    ■ сотрудничество с ДСОЛ «Ангасолка»,
    расположенном на берегу Байкала (на 149 км
    КБЖД).

    Нельзя недооценивать такую форму работы с детьми, как изучение Байкала
    непосредственно на берегу нашего озера


    Вся урочная и внеурочная деятельность основывается на использовании цифровых образовательных ресурсов (далее – ЦОР).
    Формы внеурочной деятельности Важная роль в воспитании детей отводится приобщению к истории родного края, родной школы. Одной из форм внеурочной деятельности при изучении предмета «Байкаловедение» являются экскурсии в школьный краеведческий музей. Экскурсии «Байкальские самоцветы» для учащихся 5 классов проводят старшеклассники, которые занимаются в кружке «Музейная и краеведческая работа». В этом музее имеется уникальная коллекция минералов и горных пород. Особенностью коллекции является то, что все экспонаты на протяжении двадцати лет собирались учениками школы во время экспедиций под руководством В. И. Дрегановой, кандидата географических наук, учителя географии. Некоторые образцы минералов и горных пород были подарены школе детьми и их родителями. Посещение Байкальского музея (п. Листвянка) является обязательным для учащихся 5 классов, которые начинают изучать такой предмет, как «Байкаловедение». Перед экскурсией с детьми проводится беседа, ставятся определённые цели и задачи. Дети пишут сочинения, рассказы или демонстрируют рисунки. Эта форма внеурочной деятельности очень важна для осознания значимости учебного предмета, после чего школьники становятся более заинтересованными, у них возникает желание познать Байкал «вживую».
    Традиционный для нашей школы образовательный квест решает задачи не только образовательные, но и нравственно-патриотические.
    Одна из станций – «Наш Байкал» – запоминается тем, что на ней учащиеся 1–11 классов отвечают на вопросы, касающиеся истории озера, определяют эндемиков, разгадывают и составляют различные кроссворды. Ещё одной важной формой внеурочной деятельности является проектная деятельность (индивидуальная, групповая). Продуктами проектов становятся плакаты, видеоролики, экологические газеты и др. Защита проектов проходит на традиционной школьной научно-практической конференции «Как приблизить час открытий» (в 2020–2021 учебном году конференция пройдет в 20-й раз). Нельзя недооценивать такую форму работы с детьми, как изучение Байкала непосредственно на берегу нашего озера. Для этой цели уже несколько лет школа сотрудничает с детским спортивно-оздоровительным лагерем «Ангасолка», который расположен на берегу Байкала (на 149 км КБЖД). Лагерь был создан более 20 лет замечательными людьми, патриотами и фанатами своего дела Григорием Леонтьевичем Скаллером и Людмилой Александровной Артеменко. Учащиеся выезжают в лагерь «Ангасолка» в зимний и летний периоды. Для них организуют пешие походы, спуски с мостов, экскурсии по тоннелям. Это хороший опыт по изучению истории КБЖД, что способствует привлечению детей к изучению озера Байкал во внеурочное время.
    Летом приезжают известные люди, занимающиеся изучением озера Байкал, его флорой и фауной. Постоянным гостем является Игорь Владимирович Фефелов, учёный-орнитолог, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник НИИ биологии ИГУ, и. о. председателя Иркутского отделения Союза охраны птиц России.
    Дети с интересом слушают его лекции, которые сопровождаются звуками природы, а затем ученики в лесу определяют голоса птиц на слух. В результате в летнее время школьники узнают очень много о птицах Прибайкалья, углубляя свои знания.
    Орнитология – раздел зоологии позвоночных, изучающий птиц. Среди задач орнитологии: изучение видового разнообразия и числа особей на изучаемой территории, изучение систематики, этологии, физиологии и экологии птиц (кольцевание птиц, миграция птиц), фенологии птиц, проблемы охраны редких видов, пропаганда и многое другое. Частым гостем в «Ангасолке» является главный редактор детского журнала «Сибирячок» Татьяна Николаевна Тихонова, которая проводит мастер-классы по изучению Байкала. Учащиеся пишут стихотворения, рассказы, рисуют картины, а лучшие работы публикуются в журнале. Это тоже одна из активных форм привлечения школьников к исследованию озера. Надежда Васильевна Степанцова, научный сотрудник Байкало-Ленского государственного природного заповедника, автор книги «Атлас определитель растений западного побережья озера Байкал», тоже часто бывает в гостях у детей из лагеря «Ангасолка». Из первых уст школьники узнают очень много интересного и важного о флоре Прибайкальского региона. Встречи с такими интересными людьми, любителями и знатоками Байкала и Прибайкалья, остаются на долгое время в памяти и играют большую роль в становлении учеников как патриотов родного края. Также в лагере «Ангасолка» реализуется проект «Мосты дружбы», разработанный для осуществления патриотического воспитания и приобщения детей и молодёжи Прибайкальского региона к национальным культурам.

    Среди задач проекта:

    ■ знакомство с этносом, культурой, наукой, бытом народов, проживающих в Прибайкальском регионе;
    ■ развитие культурных, спортивных и туристических связей, укрепление дружественных отношений народов Прибайкалья.

    Школьники посещают озеро Хубсугул в Монголии с целью изучения флоры и фауны, делают фотографии и делятся своими наработками с
    другими детьми из лагеря «Ангасолка». Для изучения природных особенностей (физико-географических и биологических) Байкала и Байкальского региона, его уникальных экосистем, насыщенных эндемичными, автохтонными и реликтовыми видами; его геологического и климатического прошлого; истории формирования его фауны и флоры во внеурочное время в школе используются современные цифровые образовательные технологии.

    Для учащихся в лагере «Ангасолка» организуют пешие походы, спуски с мостов, экскурсии по тоннелям

    Например, при проведении Недели естественных наук (5 и 6 кл.) школьники принимают участие в викторине «Своя игра». Таким образом, организация внеурочной деятельности по байкаловедению способствует становлению подрастающего поколения, его нравственному и патриотическому воспитанию, формированию экологической культуры, привитию навыков здорового образа жизни.1

    Учащиеся могут рассмотреть коллекцию минералов Прибайкалья в школьном музее


    ¹ Фото в статье из архива авторов.

    Мы в социальных сетях: