• «Такие знания невозможно забыть…»: образовательный туризм

    20 Ноя 2020
     
    22:10
     

    Текст: Марина Вячеславовна Бачурина,
    учитель математики ГБОУ «Инженерная школа № 1580 при МГТУ им. Баумана»,
    магистрант 1-го курса программы «Образовательная политика»


    Никто не возвращается
    из путешествий таким,
    каким он был раньше.
    Китайская мудрость


    Если бы меня попросили написать портрет современной школы, то он бы выглядел так: «Проказница-Мартышка, Осёл, Козёл да косолапый Мишка затеяли сыграть Квартет…» Полностью вся басня Крылова уместна тут. Поясню. Каждый из зверей с усердием и рвением играл на своём инструменте. Музыки не получалось. Так и учителя в школе. Каждый с упоением и рвением преподаёт свой предмет, не ориентируясь на ту информацию, которую будет нести в класс другой учитель. Любой педагог «в теории» является специалистом, способным зажечь любопытство к своему предмету у школьников и увлечь его изучением. Однако слово «каждый» имеет и вторую сторону медали. Вот представьте себя на месте школьника, который ежедневно попадает на занятия к учителям с горящими глазами, рассказывающим взахлёб о чём-то 45 минут. Затем переменка, где Вам надо эмоционально сбросить с себя впечатления от прошедшего урока, пообщаться с товарищами (не менее эмоционально) и прийти на урок к следующему такому же азартному учителю, который будет Вас увлекать чем-то, вообще никак не связанным с предыдущим
    уроком. Потом так третий, четвёртый. Иногда по 8 уроков в день. А ещё и музыкальная школа, рисование, иностранный язык или конный спорт (смотря кто чем увлечён после школы). Взрослый человек от такого интенсива уже на вторую неделю будет испытывать стресс, а на второй месяц сбежит. А дети так учатся 11 лет. На этом фоне каждый скучный урок становится отдушиной, где можно просто поспать, поболтать, отдохнуть хорошенько от харизмы и какофонии информационных блоков, не связанных между собой ничем, кроме места одновременности их подачи. Единственным примером попытки быть созвучными являются школьные предметные недели. Может быть, ещё в майские Дни Победы все учителя касаются одной общей темы (и то не всегда). Хотя, на самом деле, нет никакой преграды в том, чтобы все уроки по разным предметам проводились под эгидой какой-то общей темы. Мы так продумывали день, посвящённый Байкалу. Несложно придумать математические задачи, используя какие-либо данные, связанные с Байкалом. Возможно связать и другие предметы с заданной тематикой. Попытки организовать обучение школников через межпредметные события предпринимаются сейчас в Финляндии. Их опыт снискал много положительных откликов в образовательной среде. Однако есть и минусы. Известно, что многие предметы требуют оттачивания каких-то навыков. То есть необходимо время на детальное изучение и многократное самостоятельное повторение каких-то сложных моментов данной науки. К тому же не всякий возраст любит быстроту сменяемых событий, поэтому в начальной школе в классах один учитель преподает все предметы. К 7–8 классу ученики получают довольно много теоретической информации и практических навыков. Они и входят в тот возраст, когда хочется выйти из толпы, заявить о себе как об индивиде, сделать что-то значимое самому. Мир скачкообразно изменился в области коммуникаций. Скоростные поезда, самолёты, Интернет, операции по видеосвязи, дистанционное обучение. Расстояния перестали быть помехой. А все библиотеки мира вместе с художественными галереями «помещаются» в любой смартфон. Мир трещит по швам границ, придуманных людьми, становится всё более доступным и открытым. Не претерпела сильных изменений, пожалуй, только школа. Дети по-прежнему обучаются предметам, заходя в классы школы, изучая мир по учебникам и картинкам в них. «А за окном “прекрасная весна”!» – как спела Земфира. В современном мире стали цениться широкий кругозор, способность учиться на протяжении всей жизни, умение работать в команде и самостоятельно. То, что сейчас называется Soft Skills. На всех конференциях слышны речи про эмоциональный интеллект и деятельностный подход в обучении.


    Опыт образовательного туризма

    На фоне этого естественным преобразованием, которое всё равно как, но придёт в наш мир и займёт свое место, выделяется образовательный туризм. Сейчас лишь языковые туры да выезды в полевые экспедиции археологических кружков можно отнести к такому виду деятельности. Имеется в виду возможность отправляться в путешествие ученикам 7–8 классов совместно с учителями-предметниками. При этом прохождение школьной программы осуществляется при помощи современных цифровых технологий. Однако на всём пути следования учителя ведут свои уроки, рассказывая о том, мимо чего группа проезжает с точки зрения своих наук. Такие дисциплины, как география, история, биология, очевидно и наглядно преподаются в путешествии и воспринимаются качественнее, чем если бы ученик сидел в классе и читал параграфы учебника. Так же наглядно осваиваются и навыки ОБЖ. Мне как математику несложно «привязать» темы алгебры и геометрии к нашему путешествию. Свои впечатления ученики могут записывать на иностранном языке. Можно вспомнить произведения литературы, связанные с данным путешествием. Я так возила уже детей 6–9 классов на Байкал. Мы взяли проектор, ноутбук, и в дороге учителя рассказывали и показывали презентации, фильмы про те места, мимо которых ехали. В учебном плане нет такого количества часов даже на изучение нашей бескрайней Родины! Ни с точки зрения географии, ни с точки зрения истории или биологии. Увы! Французскую революцию мы изучаем намного тщательнее, чем освоение Сибири. 65 % всех эндемиков всей Земли находится на Байкале. Однако об этом нет ни одного слова ни в одном учебнике биологии. А озеро Байкал упоминается дважды в ходе изучения географии (во время уроков, посвящённых вообще озерам Земли и России). Дети научились высчитывать скорость поезда, ориентируясь на время прохождения по мосту и скорость встречного поезда. А это уже функциональная грамотность. Мы составляли рассказы о нашем путешествии на английском для воображаемых туристов (это была просто игра детей друг с другом).
    Играли в географическое и историческое лото, сделанное нашими учителями специально в дорогу. На станции Зима мы читали стихотворения Евгения Евтушенко (он там родился). Смотрели и горячо обсуждали фильм Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья», а после побывали в тех местах, где он снимался, и в доме-музее декабристов в Иркутске. Три дня пути в поезде, казавшиеся детям вначале страшным мучением, превратились в очень интересное и познавательное время открытий. И от школьников поступило предложение проехать на следующий год и до Владивостока. Ученики заметили, что даже небо над головой словно имеет отличающуюся глубину в разных краях. И совсем-совсем иначе для них стали звучать слова «бескрайняя», «такая разная» Россия. Действительно, ты 2 дня едешь до станции «Половинка» и знаешь, что это вовсе даже и не половинка нашей страны. Когда ты узнаёшь, что вот через вот эту горную реку, что сейчас видна за окном поезда, казаки переправлялись с повозками, осваивая Сибирь, то иначе воспринимаешь весь их труд и подвиг. Когда видишь разницу и потом уже не можешь спутать берёзку Подмосковья с берёзкой Кузбаса. И теперь точно знаешь, как выглядят солончаки или степь
    заливная. Чем Урал отличен от Саян, остро осознаёшь, когда проезжаешь их с разницей в два дня. Все эти знания уже невозможно забыть! Эта земля действительно становится в ощущениях «своей», родной! А преподавание учителей не звучит, как квартет из вышеупомянутой басни, потому что оно касается реальности, проживаемой учениками в данный момент. Уже в поезде дети начинают делать фотографии и выкладывать их в Сеть. И в этот момент оказываются очень уместными знания из разделов информатики и искусства. Чем дальше – тем больше. Совсем иначе уже воспринимаются и экскурсии, проводимые в музеях, потому что школьники уже имеют возможность сравнивать, понимать динамику изменений. Их в дороге научили обращать внимание на «говорящие» детали местности и быта. С точки зрения истории выживания человека в суровом климате щедрой Сибири. Постепенно за время экспедиции в молодых людях просыпаются гордость за свою страну, любовь к её просторам, восторг от её красоты, осознание себя наследником, принимающим вот такую историю своей Родины, её неисчисляемое богатство, понимание, что в первую очередь его надо беречь и приумножать. Наглядности в этих знаниях по дороге предостаточно.

    Как может выглядеть процесс обучения сегодня?

    В подобном путешествии дети и учителя постоянно находятся в своём узком кругу, что способствует установлению взаимопонимания и доверия друг к другу, нахождению понятного общего языка символов и ассоциаций. В поезде мы выкупили весь плацкартный (последний по счёту) вагон, т. е. через «нас» никто не ходил. В хостеле арендовали весь этаж и закрыли входную дверь. На Ольхоне и в других местах путешествия снимали для себя полностью базу, чтобы не было чужих отдыхающих. Перемещались только на взятых в аренду автобусах (икарусах), имеющих лицензию на осуществление перевозок детских групп. Таким образом решались проблемы безопасности. Везде было обеспечено четырёхразовое питание. Итак, что мы получаем от такой образовательной экспедиции? Ученики вместе с преподавателями изучают все школьные предметы, но при этом не сидят в классах, а
    путешествуют по нашей бескрайней Родине в течение 2–3 недель, пока длятся образовательные экспедиции. Учителя подводят к интегрированному и межпредметному пониманию детьми всех теоретических знаний и навыков, полученных до этого. Результатом
    экспедиций будет защита проектных и исследовательских работ на отчётных школьных конференциях. Проекты ученики начинают
    делать под кураторством учителей именно в экспедиции, на основе полученных знаний, впечатлений, исследований. Т. е. школьники получат ещё и навык публичных выступлений, умения формулировать свои идеи, ставить цели определять задачи. Это совсем не то же самое, что написать контрольную работу по пройденной в учебнике теме. Такие знания невозможно забыть. Это становится личным опытом и расширяет кругозор.

    В учении крайне важен процесс

    Мы не знаем, в чём смысл жизни. Нам важен процесс, а не результат, не материальный результат. Так и в учении: крайне важен процесс. Является он интересным или банальным, для галочки? Становится ли это действительным богатством индивида или отсиженными за партой часами повинности? После такого путешествия ученики лучше понимают, зачем им нужны те или иные знания, возрастает мотивация к учёбе. Тем более, что после выступления на конференции они приобретают такую необходимую в этом возрасте возможность самореализации, удовлетворяют потребность в признании. К тому же дети не на словах и не при просмотре кино знакомятся с бытом разных народностей и верованиями нашей страны, а своими глазами видят, что везде является ценным вне всяких времён и событий, а именно: уважение к своей земле, семья, взаимовыручка, трудолюбие, уважение к старшим. Выводы они делают сами. В таких образовательных экспедициях мы имеем возможность всё это сделать доступным нашим детям за счёт государства (как когда-то были организованы дни профессионального обучения школьников в СССР и летней практики, как сейчас организованы для старшеклассников военные сборы). Главное, чтобы наше государство увидело возможности таким образом улучшить систему образования в школе.

    Мы в социальных сетях: