31 августа… Вечер. Сижу у компьютера с красными глазами, уставшая, а ведь ещё даже не начался сентябрь. Мысли роятся в голове: не сделан отчёт, не успела дать ответ, не разработан график… А за окном пасмурное небо, уже почти осенний ветер, желтеющая листва на деревьях. И вспомнился мне вечер 31 августа 2014 года. Тогда я так же сидела за компьютером и готовила свою первую речь в качестве директора школы. Волновалась, переживала, понимала, что ношу на себя приняла ох какую нелёгкую. В то время моя любимая школа, в которой я проработала учителем немало лет, переживала не лучшие времена. Но меня подбадривали слова, сказанные мне в мэрии при собеседовании: «Тяжело начинать работать директором в школе, где всё хорошо, потому что будут сравнивать с предыдущими руководителями, и, возможно, не в пользу. Намного интереснее взять руководство школой, которая в упадке, и сделать так, чтобы она поднялась, обрела свой статус, воплотить на практике свои задумки». И начались мои трудовые будни в качестве директора. Рой проблем, которым не было ни конца, ни края. Здесь уже была уместна фраза
Ф. Ницше: «Всё, что нас не убивает, делает нас сильнее». Эти слова я сполна познала на себе. Но за мной стоял коллектив, который верил в меня, поддерживал, и я не могла, не имела права их подвести. Через некоторое время я поняла одну очень простую, но важную мысль: директор должен быть лидером, признанным коллегами и детьми, профессионалом, идейной личностью с мышлением победителя. И все стенания по поводу того, что ты боишься, тебе плохо, что нет больше сил, – лучше их оставить при себе, если хочешь, чтобы люди пошли за тобой. Сильные стороны, которые мы обязаны развивать «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом», – гласит народная мудрость. Вот так и я подумала: почему бы нашей школе не стать конкурентоспособной на рынке образовательных услуг? И предложила коллективу разработать программу развития «Привлекательный имидж школы». Мы провелиswot-анализ, выявили сильные и слабые стороны, проанализировали кадровые и средовые ресурсы. Посредством мозгового штурма, накидыванием идей мы пришли к выводу, что свои сильные стороны, то, что у нас получается хорошо, мы должны и дальше обязательно развивать – спортивно-оздоровительную и научно-исследовательскую деятельность, где есть свои наработки, а также опытные педагоги, работающие в этих направлениях. И обязательно делиться опытом в педагогическом сообществе, рассказывать об этом населению района, привлекая для пиаркомпании СМИ. Сложнее обстояло дело с нашими проблемными зонами. Большой процент мальчиков, детей детского дома – всё это доставляло массу хлопот. И тогда пришло решение привлечь в коллектив мужчин, желательно военных, которые бы были авторитетными, значимыми взрослыми для этих подростков. И такой педагог появился – к нам пришёл настоящий подполковник –
В. А. Леонидов, который имел и опыт, и много идей. И тут важно было мне, как руководителю, услышать, понять, поддержать и донести его мысли до коллектива. Так у нас в школе с 2015 года стал реализовываться масштабный проект «Наследники Победы», включающий в себя череду мероприятий в рамках духовно-нравственного и военно-патриотического направлений. А ещё на базе школы был создан центр военно-патриотического воспитания школьников «Булат». Поначалу было тяжёлое положение с материальной базой, а вернее, в связи с её отсутствием. Но, как говорится, не имей сто рублей, а имей сто друзей. Нам помогли с формой, снаряжением, оборудованием, кое-что мы сами закупили в рамках субвенции, и на сегодня в нашей школе создана довольно внушительная материально-техническая база в рамках военно-патриотического воспитания и обучения. Ученики с удовольствием стали заниматься военно-прикладными видами спорта. «Булатовцы» ежегодно становятся победителями и призёрами всех районных спортивных и военно-патриотических соревнований, в 2017 году заняли третье место в областной игре «Зарница». Мы были дважды удостоены чести возлагать гирлянду Памяти 9 Мая на площади Победы и участвовать в районном параде в честь Дня Победы. О нас заговорили в районе Наш школьный смотр песни и строя транслировали по местному ТВ и писали о нём в районной газете. Ещё бы! Ведь в нашем смотре участвуют все школьники – с 1 по 11 класс. А какое царит чувство единения и гордости, когда все ученики, как один, замирают при вы-носе знамени центра «Булат», когда выступают классы-взводы, каждый в форме определённого рода войск, когда в составе жюри дети видят настоящих военных!
Сейчас уже многие школы района переняли наш опыт и проводят свои смотры, создают школьные военно-патриотические отряды, но я горжусь, что мы были первыми, кто не только возродил эту традицию, но и привнёс в неё что-то своё, новое. Сейчас проект «Наследники Победы» считается в районе нашей визитной карточкой. А ведь с начала мне сложно было убедить некоторых педагогов в том, что военно-патриотическое направление нам необходимо. Помогла команда единомышленников, которая поняла и поддержала. Поддержал меня коллектив и с представленной на рассмотрение программой развития. Моей задачей в дальнейшем было организовать и скоординировать усилия для решения поставленных задач. Здесь важно заметить, что для меня, как для директора, равнозначны как процесс, так и результат деятельности. И педагоги должны получать удовольствие не только от результата, но и от самого процесса. Именно поэтому нам всем весело и легко, когда командой готовим педагогов для участия в профессиональных конкурсах. Я горжусь, что ежегодно наши педагоги стали занимать призовые места в таких конкурсах, как «Учитель года», «Педагогический дебют», что наш учитель физической культуры
Е. В. Попова стала победителем регионального конкурса «Учитель Здоровья – 2019». Вечер 31 августа… И вдруг яркой вспышкой мысль: «Завтра 1 сентября!». А значит, новые встречи, возможности, достижения! И я открою двери новым жителям в волшебную страну Знаний. За окном бездонное небо, весёлый ветерок, осеннее разноцветье листьев. Завтра – сентябрь. Здравствуй, школа!