Текст: Татьяна Геннадьевна Рябоволова,
директор МБОУ
г. Иркутска СОШ № 77
Вакильевна Хасанова,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ
г. Иркутска СОШ № 77
Существующие тенденции в развитии образования во многом связываются с готовностью педагогов к разработке и внедрению педагогических инноваций в образовательную деятельность, стремлением к профессиональному совершенствованию, росту и развитию. В современной школе востребован педагог, владеющий современными образовательными технологиями, способный на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи. Особое внимание повышению профессионализма педагогов уделяется в национальном проекте «Образование», в котором присутствует федеральный проект, посвященный именно педагогу, – «Учитель будущего». существующих условиях подходы к организации методической работы. Иными стали принципы методического сопровождения профессиональной деятельности педагога. Это самоинициатива и самомотивация, диагностичность и инновационность. Меняется и позиция участников методической работы: это учитель-субъект, активно участвующий в разных формах повышения своего профессионального мастерства и квалификации. На смену традиционным формам методической работы приходят новые, предполагающие высокую степень активности, личную заинтересованность педагога в повышении профессиональной ком-петентности. Согласно изменениям в системе организации методической работы в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77 произошло упразднение методических объединений, переход к модели методической работы на индивидуальной основе с созданием временных творческих (рабочих) групп, когда за результаты работы отвечает уже не МО, а конкретный педагог. В таком случае появилась необходимость возникновения проекта «Школьный университет как одно из средств обеспечения профессионального роста педагогических работников», сформирована рабочая группа учителей «Школьный университет». Целью данного проекта является создание условий для личностного роста и повышения уровня профессионального мастерства педагогов в рамках инновационного развития школы и реализации национального проекта «Учитель будущего».
Основные мероприятия, которые мы проводим
в рамках проекта
Диагностика профессиональных затруднений педагогов, в т. ч. определение дефицитов тех или иных профессиональных компетенций у каждого отдельного педагога, и, как следствие, определение индивидуальных путей устранения этих дефицитов (на основе анализа посещенных администрацией уроков педагогов мы составляем список затруднений или пробелов, которые возникают у учителей, исходя из этого, планируем и разрабатываем обучающие семинары и педагогические советы, которые очень востребованы. Они предоставляют людям возможности профессионального развития, в которых педагоги на самом деле нуждаются. Такая диагностика и самодиагностика профессиональной деятельности педагогов прежде всего направлена на повышение качества образования)
Разработка программы повышения про-фессионального мастерства педагогов школы (создание площадки для профессионального общения и взаимообучения). Выбираются интересующие темы и вопросы, используются онлайн-опросы, в ходе которых можно поделиться опытом. Каждый выступающий получает сертификат, подтверждающий его выступление. Для любого учебного заведения является естественным, что каждый год школа принимает молодых специалистов – выпускников педагогических колледжей и вузов – и учителей-стажистов. Для них такая форма обучения – своеобразная адаптация к новым условиям работы, к новому коллективу. Поэтому в данной программе есть занятия для молодых специалистов, которые проводят не только учителя-стажисты, администрация ит. д., но и сами молодые педагоги (на данный момент у нас 19 молодых специалистов, что составляет 26 % от всего педагогического коллектива). Педагоги проходят онлайн-регистрацию на семинары (через Google-формы), заявляя о том, какую тему они могут представить на семинаре или занятии для молодых педагогов, также есть возможность предложить свою тему, которой нет в списке. Каждый педагог ведёт работу по формированию индивидуальной траектории развития педагога на ближайшие 3 года, так называемую ИТРП.
В ИТРП присутствуют такие разделы, как:
❶ Разработка методических материалов.
❷ Обобщение собственного опыта педагогической деятельности.
❸ Участие в профессиональных, творческих конкурсах, НПК.
❹ Участие в системе школьной методической работы.
❺ Экспертная деятельность.
❻ Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне школы.
❼ Работа в составе органов управления школой, рабочих групп и т. д.
❽ Оценка профессиональной деятельности.
Чем хорош этот маршрут? Он представлен в электронном виде, на общем сетевом ресурсе, который доступен как педагогу, так и представителю администрации. Данная траектория наглядна, не является громоздкой, учителя могут что-то добавить или, наоборот, убрать, если посчитают нужным, в этом они не ограничены. Такая траектория развития соответствует действующим критериям аттестации педагогов и Положению о новой системе оплаты труда. Но в связи с изменениями Порядка проведения аттестации возникла необходимость переработки данной траектории согласно новой модели аттестации (НСУР). На следующем этапе реализации проекта планируется проведение различных мероприятий, в том числе педагогического совета по данной теме. Учителя г. Иркутска получили возможность принять участие в апробации единых федеральных оценочных материалов, куда входят предметные, методические, психолого-педагогические, коммуникативные компетенции, которые составляют 60 % от общей оценки квалификации работника по НСУР. Наша школа тоже вошла в список тех,кто принимает в этом участие. Пока только 1 учитель прошёл апробацию, в ближайшее время поделится опытом с коллегами.
Ожидаемые результаты реализации проекта
- Обеспечен переход общеобразовательной организации на работу в условиях введения профессиональных стандартов и реализации федерального проекта «Учитель будущего».
- Осуществлено повышение профмастерства опытных педагогов и молодых специалистов через вовлече-ние в инновационную деятельность.
- Созданы условия для развития и упрочение традиций педагогического коллектива через активное использование современных форм корпоративного обучения учителей.
- Реализовано сопровождение каждого учителя по индивидуальной траектории развития.
Предварительные итоги
- Возросла заинтересованность педагогов в профессиональном росте и развитии.
- По сравнению с прошлым годом число учителей, представляющих опыт, выросло на 15 %, почти 80 % всех учителей представили опыт на школьном уровне, выявлено стабильное количество учителей, повышающих свою квалификацию по разным направлениям (не только предметным).
Таким образом, проект «Школьный университет как одно из средств обеспечения профессионального роста педагогических работников» является эффективной моделью действий по достижению целей национальных проектов на локальном уровне, где за основу взяты взаимодействие, взаимообучение и взаимоподдержка.