• Особенности реализации смешанного обучения в сельской школе

    05 Ноя 2020
     
    16:11
     

    Текст: Александра Михайловна Мангутова,
    заведующий лабораторией развития сельских
    школ ГАУ ДПО ИРО

    Елена Сергеевна Васильева,
    заместитель директора по учебно-воспитательной работе
    МОУ Усть-Ордынская СОШ № 1

    Елена Сергеевна Васильева, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ Усть-Ордынская СОШ № 1: «Получение новых образователь-ных результатов невозможно без изменения содержания образования, развития профессиональных компетенций педагогов, создания условий для развития образовательной среды и ресурсов. Наша школа является инновационным образовательным учреждением,которое отличает постоянное стремление к прогрессу, движению. Школа находится в непрерывном поиске наиболее эффективных современных методов обучения. Когда-то в числе первых вошли в число пилотных площадок опере-жающего введения ФГОС основного общего образования в Иркутской области. По итогам независимого анализа образовательных результатов в 2017 году учреждение включено в “300 лучших сельских образовательных организаций,обеспечивающих высокий уровень подготовки выпускников”».

    Процесс глобальной цифровизации и изменения, происходящие в различных сферах общественной жизни современного общества, коснулись всех областей, в том числе и системы образования, которая столкнулась с проблемой подготовки специалистов, способных удовлетворять информационные потребности современного общества. В разной мере изменилось не только содержание, но и подходы к обучению. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет в качестве главной ценности в деятельности образовательных организаций личность, её право на свободное развитие и здоровье, создание благоприятных условий для самоопределения и саморазвития.Сегодня в образовательной системе активно используются информационные технологии и новые методики обучения. Использование технологии смешанного обучения в сельской школе, сочетающей в себе цифровые технологии и живой контакт педагога с обучающимся, является важной составляющей эффективного и своевременного развития в условиях реализации федерального государственного образователь-ного стандарта, который стал источником новизны в образовательном пространстве. Это принципиально новый подход к организации современной образовательной среды в школе, ориентирующий на переход от обучения, где ученик – объект воздействия учителя, к учебной деятельности, субъектом которой является учащийся, а учитель выступает в роли организатора, тьютора и помощника. Чтобы образовательная деятельность соответствовала требованиям ФГОС, среда сельской школы должна способствовать практической реализации компетентностного подхода, то есть формированию у обучающихся не только знаний, умений и навыков, но и особых качеств личности (компетенций), обеспечивающих способность и готовность применять получаемые знания в профессиональной деятельности(компетентность).

    Что такое смешанное обучение?

    Смешанное обучение представляет собой образовательную технологию, предполагающую сочетание традиционного обучения и технологий дистанционного (онлайн) обучения, что предполагает их равнозначность в образовательной деятельности. Данный вид обучения способствует формированию в урочном режиме личных связей, спонтанности, что даёт возможность более быстро-го усвоения новых знаний, формирования при электронном обучении в информационно-образовательной среде адаптивности,гибкости, индивидуализации, интерактивно-сти обучения и глубины рефлексии. Среди основных преимуществ смешанного обучения выделяют следующие:

    ■ возможность получения каждым учеником необходимых знаний и умений в удобном формате;

    ■ индивидуальный контроль за обучением;

    ■ возможность активного социального взаимодействия учеников между собой и с преподавателем;

    ■ организация групповой проектной деятельности;

    ■ снижение временных и финансовых затрат на обучение при сохранении преиму-ществ традиционного подхода;

    ■ гибкость образовательной траекто-рии и разнообразие дидактических подходов;

    ■ самостоятельная деятельность ученика;

    ■ освоение учащимися современных средств организации работы и коммуникации. Реализация смешанного обучения полностью соответствует требованиям ФГОС, следовательно, его необходимо применять.

    МОУ Усть-Ордынская СОШ № 1 – одна из первых сельских школ, внедривших смешанное обучение

    Введение в образовательную деятельность сельских школ смешанного обучения способствует повышению квалификации пе-дагогов; использованию новых видов контроля и коммуникации; расширению образовательных возможностей обучающихся за счёт обеспечения доступности и гибкости образования, учёта индивидуальных образовательных потребностей, а также темпа и ритма освоения учебного материала; повышению самостоятельности, социальной активности, мотивации познавательной деятельности ученика. Одной из основных проблем внедрения смешанного обучения в образовательную деятельность сельских школ является неготовность педагогического состава к его использованию в профессиональной деятельности. Исключением стала МОУ «Усть-Ордынская СОШ № 1 им. В. Б. Борсоева, которая одна из первых среди сельских школ начала вне-дрять данную образовательную технологию.

    С 2019 года в школе реализуется програм-ма «Школа – этноэкологическое здоровье формирующего образования», целью которой является создание в условиях внедрения ФГОС качественно новой образовательной среды, способствующей формированию патриотизма, этноэкокультуры, ведению правильного и здорового образа жизни, самореализации в окружающем мире. В рамках реализации названной программы в школе активно внедряются методы смешанного обучения, под которым, как известно, понимается сочетание в образовательной деятельности традиционной (очной) формы обучения и обучения посредством информационных и электронных технологий(онлайн-обучение). Внедрение смешанного обучения в учебную деятельность вызвало интерес у педагогического коллектива, который повышает квалификацию, обобщает опыт и транслирует его на методических семинарах на школьном и муниципальном уровнях.Практика показала, что использование в педагогическом процессе форм онлайн-обучения положительно влияет на степень освоения обучающимися учебного материала, повышает их уровень обученности в целом.Для педагогов школы первоочередной задачей всегда выступало повышение качества образовательной деятельности в непростых условиях поурочной системы обучения.Применение методов смешанного обучения позволило максимально снизить издержки традиционной формы обучения, повысить качество обратной связи между учеником и учителем, стимулировать познавательный интерес учащихся, в том числе путём проведения работы в малых группах и индивидуально.Инновационная деятельность школы обеспечивает высокое современное качество образования, развитие новых форм обучения, современных инновационных образовательных технологий. И педагоги МОУ Усть-Ордынская СОШ № 1 готовы делиться опытом с коллегами из других муниципальных образований. В ноябре 2020 года в рамках реализации регионального проекта «Цифровая образовательная среда» планируется проведение стажировочной сессии для педагогов и руководителей сельских школ совместно с лабораторией развития сельских школ ГАУ ДПО ИРО по теме «Смешанное обучение в условиях цифровой трансформации сельской школы». Приглашаем всех заинтересованных принять в ней участие!

    Мы в социальных сетях: