• Первые шаги в реализации проекта «Цифровая образовательная среда» в муниципальной системе образования г. Черемхово

    05 Ноя 2020
     
    14:58
     

    Текст: Надежда Александровна Чепурыгина,
    директор муниципального учреждения «Территориальный ресурсный центр
    г. Черемхово

    В Указе Президента Российской Федерации В. В. Путина от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.» ставится задача создания современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех уровней. На её решение направлен федеральный проект «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование», а также одноимённые региональные и муниципальные проекты. Благодаря участию муниципальной системы образования
    г. Черемхово в региональном проекте «Цифровая образовательная среда», стратегической навигации в цифро-вом поле и методической поддержке центра цифровой трансформации образования ГАУ ДПО ИРО (руководитель А. С. Быков) в городе создана открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательной деятельности.

    В рамках реализации муниципального проекта «Цифровая образовательная среда» (срок: 1 января 2019 г. – 24 декабря 2024 г.) в 2019–2020 учебном году были проведены первоочерёдные мероприятия. В муниципальных общеобразовательных организациях продолжилась работа по поэтапному увеличению скорости Интернета, начатая в 2018 г. С 1 января 2020 г. организован перевод школ в Единую сеть передачи данных ООО«Национальный Центр Информатизации». На данный момент доля организаций, в которых скорость интернет-соединения 100 Мб/с, составляет 67 %. Достижение стопроцентного охвата школ муниципальной сети высокоскоростным интернет-соединением планируется к концу 2021 г.Вхождение муниципальной системы образования г. Черемхово в региональный проект «Цифровая образовательная среда» позволило получить финансовое обеспечение мероприятий по внедрению целевой мо-дели цифровой образовательной среды в общеобразовательные организации. Благодаря этому 12 (80 %) школ города получили по два комплекта цифрового оборудования (интерактивные панели, ноутбуки для учащихся и педагогов, МФУ и ноутбуки для организации управленческой деятельности) на общую сумму 26 344 тыс. руб., появились возможности использования компьютерной техники в образовательной деятельности, удалось достичь рекордного для муниципалитета показателя по количеству обучающихся, приходящихся на один компьютер. Сейчас каждый 6-й школьник г. Черемхово обеспечен персональным компьютером. Ключевую роль в реализации муниципального проекта «Цифровая образовательная среда» выполняет МУ«Территориальный ресурсный центр г. Черемхово», являющийся инновационной площадкой РТИК ГАУ ДПО ИРО по теме «Использование моделей смешанного обучения в условиях современной информационно-образовательной среды». На изменение подходов к организации образовательной деятельности за счёт интегра-ции возможностей современных цифровых технологий и системно-деятельностного подхода, создание условий для персонализации обучения направлен единичный муниципальный проект «Технологии цифрового образования».

    В рамках этого проекта на муниципальном и институциональных уровнях осуществляется системная работа с педагогами по развитию их цифровых компетенций, по формированию нового цифрового мышления.

    Модель методического сопровождения педагогических работников в сфере цифровизации образования содержит три компонента: сетевую про-грамму, сетевой проект и сетевое событие (рис. 1). В рамках сетевой программы каждый педагог получает возможность обучиться современным цифровым технологиям, овладеть цифровыми инструментами и ресурсами в муниципальном Сетевом университете повышения квалификации по 10 образовательным модулям. Наиболее востребованными у педагогов
    г. Черемхово оказались такие сетевые образовательные программы, как «Современные цифровые технологии в образовательной деятельности», «Проектирование образовательного занятия по модели “Смена рабочих зон”», «Геймификация в образовании: технология создания электронных дидактических игр», «Сайт учи-теля как платформа реализации модели смешанного обучения “перевёрнутый класс”». Сетевыми лидерами, коучами, реализующими эти программы, являются педагоги образовательных организаций, прошедшие обучение на региональных и федеральных площадках и в совершенстве владеющие инструментами обучения взрослых.Сетевые события в области цифровизации Муниципальная система образования, отвечая на вызовы времени, в течение восьми лет занимается решением проблем цифровизации.С 2013 г. она, реализуя единичные проекты, движется в направлении от создания информационно-образовательной среды к полноценному использованию цифровых технологий не только в образовательной и управленческой деятельности, но и в работе с родителями обучающихся (рис 2.).

    Педагоги, повысившие свою цифровую компетентность и ставшие коучами образовательных модулей Сетевого университета, а также ведущие специалисты управления образования, специалисты Территориального ресурсного г. Черемхово являются тьюторами четырёх инновационных кластеров проекта «Технологии цифрового образования»:

    • «Смешанное обучение» (участники: 93 % из общеобразовательных организаций);
    • «Мобильное электронное образование» (МДОУ № 2, МОУШ кола № 3, МОУ Школа № 15, МОУШ школа № 30 г. Черемхово);
    • «Геймификация» № 7, МДОУ № 10, МДОУ № 12, МДОУ № 24, МДОУ № 27 г. Черемхово);
    • «STEM-образование» Лицей, МДОУ № 4, МДОУ № 5, МДОУ № 16
      г. Черемхово).

    Участники проекта «Технологии цифрового образования», а также все педагоги муниципальной системы образования, управленческие команды, обучающиеся, воспитанники и их родители погружаются в многочисленные сетевые события в области цифровизации. Педагоги г. Черемхово принимают активное участие в традиционных профессиональных конкурсах «Современный урок (занятие) с использованием цифровых технологий», конкурс персональных сайтов педагогов и др., проводят семинары-практикумы, мастер-классы по использованию цифровых инструментов в образовательной деятельности, например: «Геоинформационные сервисы в образовании», «Урок в мобильном телефоне», «Инфографика в образовании» и др. Несмотря на определённые проблемы с техническим подключением, плохим качеством интернет-соединения в разных микрорайонах города,
    МСО г. Черемхово в условиях пандемии смогла дистанционно реализовать образовательные программы в полном объёме, осуществить промежуточную и итоговую аттестацию. Это произошло благодаря цифровой компетентности педагогов, сформированной при реализации муниципального проекта и проведённого в марте –апреле 2020 г. челленджа «#Покажиколлегам, что умеешь сам!», составленного сетевыми лидерами информационных лэндингов. Обучающиеся школ, воспитанники дошкольных организаций и организаций дополнительного образования принимают активное участие в научно-практических конференциях, веб-квестах, онлайн-чемпионатах и интерактивных образовательных путешествиях. Значимым событием стали проведённые в нашем городе региональные стажировочные сессии, на которых были представлены первичные результаты реализации муниципального и регионального проектов «Цифровая образовательная среда». За первый год реализации «Цифровая образовательная среда» доля педагогов, использующих цифровые ресурсы в образовательной деятельности, составила 74,6 %, с 14,6 % до 47,5 % вырос удельный вес вовлечённых в проект обучающихся ОО г. Черемхово. Лучшие практики в сфере цифровизации педагоги муниципалитета представили на федеральном и региональном уровнях.Главным вектором дальнейшей работы МСО г. Черемхово по совершенствованию процесса цифровизации является оказание помощи педагогам, заключающейся в поиске ответов на вопросы:

    • как составить курс для дистанционного обучения;
    • как выбрать и использовать инструменты для как правильно применять мессенджеры и социальные сети;
    • какие вебинарные площадки эффективнее использовать в обучении;
    • как организовать психологическое взаимодействие участников образовательной деятельности во время дистанционного обучения;
    • как осуществить интеграцию системно-деятельностного подхода и современных цифровых технологий при конструировании урока, чтобы цифра не была ради цифры. Чтобы цифровые технологии обеспечивали достижение планируемых образовательных результатов, обозначенных в стандартах.1

    ¹ Фото в статье из архива автора.

    Мы в социальных сетях: