• Сетевое взаимодействие общеобразовательных организаций города Иркутска

    05 Ноя 2020
     
    13:32
     

    Текст: Елена Юрьевна Кузьмина,
    директор МАОУ Лицей ИГУ
    г. Иркутска,
    Татьяна Геннадьевна Рябоволова, директор МБОУ
    г. Иркутска СОШ № 77,
    Ольга Владимировна Малюгина, заместитель директора по УВР МАОУ Лицей ИГУ
    г. Иркутска,
    Василя Вакильевна Хасанова,
    заместитель директора по УВР МБОУ г. Иркутска СОШ № 77

    Сотрудничество Лицея и школы началось в 2011–2012 учебном году. Программа инновационного образовательного проекта «Расширение доступности качественного образования через сетевое взаимодействие образовательных организаций города Иркутска» была утверждена решением городского экспертного совета по инновационной и опытно-экспериментальной работе в июне 2011 года, и по приказу начальника департамента образования из числа учащихся школ города Иркутска были сформированы восьмые и девятые сетевые классы, в которых содержание и организация образовательной деятельности осуществлялась на базе СОШ № 77 при активном содействии педагогического коллектива Лицея ИГУ, с использованием его учебных программ и технологий. Цель намечена! Основная цель инновационного образовательного проекта заключалась в разработке стратегии сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций города Иркутска для расширения доступности качественного образования, а также ассимиляции педагогического опыта по созданию условий для поиска и сопровождения мотивированных и одарённых учащихся в рамках образовательной деятельности на уровне основного общего образования. Инновационный подход заключался в отработке модели сетевого взаимодействия и изучении влияния составляющих качества образования на результат. Из чего состоит качество образования? Включаясь в проект, мы исходили из пони-мания качества образования как комплексной характеристики, выражающей степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, а также потребностям заказчика образовательных услуг, социальными личностным ожиданиям человека. В процессе работы мы рассматривали качество образования с позиции составляющих его трёх взаимосвязанных категорий: качества условий, качества образовательной деятельности и качества результата. Важнейшими составляющими категории «доступность» считали качество условий; доступ к урокам лучших преподавателей, в том числе через дистанционные формы; вовлечённость учащихся в научно-исследовательскую и проектную деятельность,интеллектуальные конкурсы; учёт учебных возможностей, интересов и образовательных потребностей учащихся.

    Включаясь в проект, мы также исходили из понимания, что не все общеобразовательные организации имеют равные условия для организации качественной образовательной деятельности, от которой зависит результат, поэтому одним из возможных вариантов выхода из этой проблемной ситуации, который увидел город ещё в 2011 году, была организация сетевого взаимодействия между школами с целью объединения необходимых ресурсов. И данный проект был одним из первых в сфере работы в этом направлении. Мы бы хотели обратить внимание на три обязательных условия взаимодействия, в которых проявляется коллективная поддержка, интеграция коммуникационных и информационных каналов. Безусловное соблюдение этих условий, личная заинтересованность в результате каждого члена педагогического коллектива обеспечили выработку эффективных механизмов достижения результата, который можно проследить на примере школы № 77 г. Иркутска. Из возможных вариантов сетевого взаимодействия нами был выбран вариант, связанный с объединением школ вокруг наиболее сильного партнёра, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом, – Лицея ИГУ. В статье мы не будем останавливаться на условиях Лицея как ресурсного центра, поговорим о причинах, побудивших его стать инициатором инновационного проекта. Для мотивированных школьников В последние годы значительно увеличилось число детей, обладающих высокими рейтинговыми результатами и желающими обучаться в Лицее. Конечно, возникло большое желание предоставить возможность таким мотивированным школьникам обучаться по продвинутым программам. Однако ограниченные территориальные возможности Лицея не позволяют принять на обучение всех желающих, даже при организации обучения в две смены. Выход из создавшейся ситуации мы увидели в следующем: в расположенных рядом школах обучение проводится в одну смену, имеются свободные учебные площади, это по-зволяет осуществить набор в классы, которые будут обучаться по программам Лицея ИГУ на территории этих школ. При этом ученики таких классов будут входить в контингент этих школ. Затем учащиеся сетевых классов смогут поступить в Лицей ИГУ для продолжения обучения в профильных классах. Они уже будут знакомы с условиями профильного обучения в Лицее, поэтому сделают свой выбор осознанно.

    Таким образом, с учётом всех возможностей, в рамках сетевого взаимовыгодного взаимодействия была определена следующая стратегия:

    ■ Лицей становится ресурсным центром для повышения качества образования школах-партнёрах программы и кадры), а для себя получает качественно подготовленных абитуриентов для обучения в профильных классах;

    ■ Лицей становится методической площадкой: учителя Лицея имеют возможность распространять свой педагогический опыт, а учителя школ – стажироваться у ведущих преподавателей;

    ■ по взаимной договорённости Лицей имеет возможность использовать ресурсы ОО для организации внеурочной деятельности (например, тренажёрные залы, бассейн). Ожидаемые от реализации инновационного проекта результаты были достигнуты

    Для Лицея ИГУ это:

    ■ разработка и внедрение в образовательную деятельность дистанционных технологий;

    ■ расширение спектра дополнительных образовательных услуг;

    ■ расширение возможностей для укре-пления здоровья обучающихся;

    ■ расширение поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей;

    ■ повышение качества предпрофильной подготовки школьников для дальнейшего успешного обучения в профильных классах уровня среднего общего образования;

    ■ повышение статуса Лицея в профессиональном сообществе как ресурсного центра. Для СОШ № 77:

    ■ оптимизация учебных планов;

    ■ отработка содержания предпрофильного образования;

    ■ внедрение в образовательную деятельность новых педагогических технологий;

    ■ повышение доступности качественного образования;

    ■ увеличение контингента обучающихся;

    ■ повышение профессиональной компетентности педагогических работников;

    ■ укрепление имиджа школы в городском профессиональном сообществе;

    ■ изменение подхода педагогических работников школы к пониманию понятия «качество образования».

    Педагогический коллектив школы с большим желанием участвует в реализации инновационного проекта, расширяет области сотрудничества. Если до 2019 года на базе школы № 77 формировались 8-е и 9-е сетевые классы, то накопленный опыт работы позволил в 2019–2020 учебном году открыть уже 5-й сетевой класс с углублённым изучением математики. (В сетевой класс могут поступить (независимо от места проживания) учащиеся г. Иркутска, прошедшие конкурсный отбор по рейтингу достижений.) Для учащихся создаются условия, способствующие повышению качества образования, выявлению их талантов и способностей, повышается шанс поступления и дальнейшего продолжения образования в Лицее ИГУ или другой общеобразовательной организации, реализующей программы на углублённом уровне. Сетевое взаимодействие между Лицеем и школой реализуется на основе ежегодно продлеваемого договора о совместной деятельности, договора о сетевой форме реализации образовательных программ с использованием ресурсов нескольких организаций. Приложением к договору являются такие важные локальные акты, как Положение о сетевом классе
    МБОУ г. Иркутска СОШ № 77, Положение о приёме учащихся сетевых классов в МАОУ Лицей ИГУ г. Иркутска, Положение о реализации образовательных программ в сетевой форме. Обучение в сетевом классе осуществляется по рабочим программам, разработанным в тес- ном контакте с методической службой Лицея и утверждённым двумя общеобразовательны- ми организациями. При реализации образо- вательной программы используются ресурсы как школы, так
    и Лицея – учебно-методическая литература, лингафонный кабинет, мобильный класс, лабораторное оборудование кабинетов химии и физики. При желании учащиеся сете- вого класса имеют возможность получать плат- ные образовательные услуги на базе Лицея.

    Жить жизнью Лицея!

    Учащиеся сетевого класса активно вовлекаются во внеурочную деятельность Лицея ИГУ: выполняют научно-исследовательские работы, разрабатывают проекты, принимают участие в интеллектуальном марафоне, конкурсах и общелицейских мероприятиях («Давайте познакомимся», «Час успеха», общелицейская научно-практическая конференция «Исследователь. Гражданин. Патриот» и т. д.) и становятся полноправными участниками летнего интеллекту- ально-оздоровительного лагеря. День знаний для учащихся сетевого класса проводится на двух площадках – они присутствуют как на торжественной линейке в школе, так и в стенах Лицея, где их поздравляют с началом учебного года вместе с лицеистами. Учебный год для вновь сформированных классов начинается в Лицее ИГУ с традиционных психологических тренингов,направленных на формирование классного коллектива и психологическую диагностику учащихся для выявления их психологических особенностей и разработки в случае необходимости индивидуальной программы коррекциии развития.Первое родительское собрание также проходит на базе Лицея. Что является важной психологической составляющей отношений – понимать и чувствовать заинтересованность в успешной реализации инновационного проекта со стороны обеих общеобразовательных организаций.

    Такая стратегия под силу настоящей команде

    Особое внимание при осуществлении сетевого взаимодействия уделяется кадровому обеспечению образовательной деятельности. Кандидатуры педагогов для работы в сетевых классах тщательно подбираются и согласуются администрациями обеих организаций. Привлекаются учителя высшей и первой квалификационной категорий. Часть из них – это по традиции педагоги Лицея ИГУ. За годы совместной деятельности сложилась команда педагогов, обеспечивающая высокое качество образования, понимающая и принимающая условия сетевого взаимодействия. Особенность сетевого взаимодействия отмечается не только на горизонтальном, но и вертикальном уровне: осуществляется не только на уровне администрации, но и напрямую – между теми структурами и людьми, которые вместе решают общие вопросы, в данном случае – проблемы качественного обучения. В течение учебного года учителя работают в тесном контакте с предметными кафедрами Лицея – консультируются, согласовывают тексты оценочных материалов, посещают методические мероприятия, организуемые Лицеем.

    Показатели успеха

    С 2011 года учащиеся сетевых классов стали более успешными и в учёбе,и творчестве: количество дипломов учащихся сетевых классов на олимпиадах, конкурсах и конференциях различного уровня значительно выше,чем у их сверстников из других классов.

    В 2019–2020 учебном году девять учащихся 5-го сетевого класса стали победителями и призёрами всерос-сийской олимпиады «Аlхимия будущего». Итоги 2019–2020 учебного года в 5-м и 8-м сетевых классах в сравнении с остальными классами на параллели представлены в диаграмме. Как вы видите, показатели качества у каж-дого сетевого класса выше. Сетевое взаимодействие ИГУ и школы № 77 основано на взаимной заинтересованности сторон в предоставлении качественных образовательных услуг, что обеспечивает эффективность реализации проекта. За 7 лет работы было открыто12 сетевых классов, в которых обучались 308 школьников 8–9 классов. Из них 89 % успешно поступили для продолжения обучения в профильные классы Лицея и закончили 11-й класс с высокими результатами. Учащиеся сетевых классов легко социализируются, проявляют высокий уровень целеполагания, успешны в достижении поставленных целей.Реализуемый проект предоставляет учащимся возможность для получения образования нового качества,через использование совместных материальных, кадровых и информационных ресурсов сети двух общеобразовательных организаций.

    Мы в социальных сетях: