• Сетевая реализация дополнительных общеобразовательных программ в условиях малого города

    28 Окт 2020
     
    13:11
     

    Текст: Лидия Владимировна Митрофанова,
    заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Саянска

    В настоящее время всё более возрастает роль информационно-социальных технологий в образовании, которые обеспечивают всеобщую компьютеризацию учащихся и преподавателей на уровне, позволяющем решать, как минимум, три основные задачи:

    ■ обеспечение выхода в сеть «Интернет» каждого участника образовательной деятельности, причём желательно в любое время и из различных мест пребывания;

    ■ развитие единого информационного пространства образовательных индустрий, присутствие в нём в различное время, независимо друг от друга, всех участников образовательного и творческого процесса;


    ■ создание, развитие и эффективное использование управляемых информационных образовательных ресурсов, в том числе личных пользовательских баз и банков данных и знаний учащихся и педагогов с возможностью повсеместного доступа для работы с ними.

    Исходя из сложившихся темпов компьютеризации отрасли непрерывного образования, а также с учётом неравномерности технологического компьютерно-сетевого обеспечения общеобразовательных организаций малых городов и посёлков можно ожидать, что в самое ближайшее время указанные задачи в полном объёме и комплексно решены не будут. Вместе с тем возрастает понимание того, что традиционная схема получения образования морально устарела и нуждается в замене непрерывным образованием и обучением в течение всей жизни. Для новых форм образования характерны интерактивность и сотрудничество в процессе обучения. Должны быть разработаны новые подходы к обучению, ориентированные на обучающихся, без временных и пространственных границ. Решением данной проблемы может стать сетевое взаимодействие общеобразовательных организаций с высшими учебными заведениями, учреждениями дополнительного профессионального образования.

    Удачное партнёрство

    В 2006 году в поисках способов предоставления учащимся возможности развития в области информационных технологий мы заключили договор «О сетевой форме реализации образовательных программ» с Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Открытый молодёжный университет» г. Томска. Договор о сетевой реализации дополнительных общеобразовательных программ с использованием электронного обучения «Школьный университет» предполагает предоставление АНО ДПО «ОМУ» программ и УМК (54 курса) по четырём возрастным категориям:
    ❶ «Мир моих интересов» (1–4 классы).
    ❷ «Территория мастеров» (5–7 классы).
    ❸ «Матрица профессий» (8–9 классы).
    ❹ «Энергия проектов» (10–11 классы).


    УМК по каждому курсу включает в себя учебник, рабочую тетрадь, интерактивный электронный практикум; контрольно-измерительные материалы; материалы для организации проектной и исследовательской деятельности учащегося. Кроме того, подросткам предоставляется виртуальная образовательная среда на портале Dviger.com. Курс заканчивается получением документа о дополнительном образовании: сертификат (за каждый курс), свидетельство (при прохождении обучения не менее 300 часов), диплом (при прохождении обучения не менее 500 часов). Бесплатные программы повышения квалификации педагогов дают возможность для подготовки кадров к реализации данных программ.

    Важно для сотрудничества


    В рамках сотрудничества с АНО ДПО «ОМУ» в школе разработано и утверждено Положение «О сетевой форме реализации образовательных программ». Положение определяет порядок реализации сетевого взаимодействия и содержит разделы:
    ■ «Обще положение»;
    ■ «Цели и задачи реализации сетевой формы образовательных программ»;
    ■ «Порядок реализации сетевого взаимодействия»;
    ■ «Организационное обеспечение сетевого взаимодействия»;
    ■ «Правовое обеспечение реализации образовательных программ в сетевой форме»;
    ■ «Статус обучающихся»;
    ■ «Финансовые условия»;
    ■ иные разделы.

    Корректировка и утверждение образовательных программ курсов «Школьного университета», входящих в часть формируемой участниками образовательных отношений учебного плана школы или в план внеурочной деятельности, начинается в августе. В предлагаемую программу курса «Школьного университета» учитель вносит корректировки и даёт обоснование необходимости введения данного курса. Программа рассматривается и согласовывается на методическом совете и утверждается на педагогическом совете общеобразовательной организации (в августе).
    Презентация курсов по выбору, знакомство учащихся и родителей с электронным практикумом, формирование групп по различным про-
    граммам начинается в мае.
    В «День открытых дверей» в школе проводится «Ярмарка курсов», благодаря чему родители могут посещать уроки и мероприятия. В рамках дней открытых дверей педагоги презентуют программы, рассказывают, чему дети научатся, что интересного их ждёт при обучении на этих курсах, проводится семейная игра «IT-карусель», чтобы родители вместе с учащимися познакомились с электронным учебником, совместно выполнили задание. При принятии решения об обучении в «Школьном университете» родители заключают договор об оказании образовательных услуг с АНО ДПО «ОМУ». Куратор группы предлагает примерную траекторию обучения, которую подростки могут корректировать ежегодно вместе с родителями, при поддержке учителя и специалистов ОМУ. Для обучения в школе педагог устанавливает электронный практикум на компьютерах в классе, а учащийся – на домашнем компьютере.

    Это даёт возможность ребёнку:
    ■ работать в индивидуальном темпе;
    ■ выполнять задания в случае пропусков занятий;
    ■ закреплять изученный материал дома;
    ■ использовать учебник как справочник при создании собственных проектов.
    Каждый курс «Школьного университета» имеет собственное содержание, цели и задачи обучения. Программы предполагают освоение материала через практику и выполнение индивидуальных заданий на совершенствование полученных навыков. При обучении используются эффективные формы и методы обучения: технологии критического мышления, смысловое чтение, командная работа, создание электронных продуктов. Каждый курс заканчивается разработкой и публичным представлением индивидуального проекта. Лучшие проекты представляются на школьном Образовательном событии «Парад проектов» и городской НПК «Шаг в будущее, Сибирь».

    Наши успехи

    По окончании 1 полугодия проводим промежуточный контроль, используя контрольно-измерительные материалы, предоставленные «Школьным университетом». Традиционным стало мероприятие «Посвящение в IT-шники», с конкурсами, викторинами, шаржами и головоломками. Такие мероприятия повышают статус учащегося «Школьного университета» и поддерживают мотивацию обучающихся. В конце учебного года проводится родительское собрание, на котором рассматриваются результаты учащихся, успехи, достигнутые за год.
    В этом учебном году по образовательным программам «Школьного университета» обучаются 95 человек, что составляет 18 % от общего количества учеников школы с 5 по 11 класс. За период сотрудничества учащиеся стали:
    ■ участниками областного этапа Всероссийской олимпиады школьников;
    ■ призёрами и победителями муниципальных и региональных научно-практических конференций «Шаг в будущее, Юниор», в секции «Информатика»;
    ■ неоднократными победителями областного конкурса «Компьютерная Галактика»;
    ■ победителями Всероссийских эвристических олимпиад «Эйдос» и «Инфознайка – профи»;

    ■ дипломантами 2, 3 степени олимпиады Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета по дискретной
    математике и теоретической информатике;
    ■ победителями областного и призёрами Всероссийского этапа международного конкурса статистических постеров. Об эффективности формирования ИКТ-ком-
    петенций школьников через реализацию обра-
    зовательных программ в сетевой форме свиде-
    тельствуют следующие результаты:
    ■ положительная динамика формирова-
    ния ИКТ-компетенций школьников;
    ■ высокий процент обучающихся, вы-
    бравших ОГЭ по предмету «Информатика»;
    ■ высокие результаты государственной
    итоговой аттестации обучающихся 9-х классов
    (школа вошла в перечень ОО, продемонстри-
    ровавших наиболее высокие результаты по
    информатике: качество – 79 %, успеваемость –
    100 %);
    ■ высокие максимальные баллы при сда-
    че ЕГЭ;
    ■ освоение курсов ОМУ способствует достижению результатов, заложенных в примерной основной образовательной программе
    среднего общего образования. Образовательная организация, расширяя образовательное пространство с помощью сетевого обучения, даёт возможность детям развивать свои способности, общаться со специалистами данного профиля и участвовать в профессиональных пробах.

    Мы в социальных сетях: