Текст: Наталья Иннокентьевна Яловицкая,
руководитель центра развития общего образования ГАУ ДПО ИРО
На современном этапе развития образования сетевая организация
совместной деятельности рассматривается в качестве наиболее актуальной, оптимальной и эффективной формы достижения целей в сфере образования. Возможность реализации образовательных программ в сетевой форме установлена частью 1 статьи 13 и статьёй 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Федеральным проектом «Современная школа» национального проекта «Образование» предусмотрено, что к концу 2024 года не менее чем 70 % общеобразовательных организаций будут реализовывать образовательные программы в сетевой форме в целях повышения эффективности использования инфраструктуры и кадрового потенциала системы образования и расширения возможностей детей в освоении программ общего образования. В основе сетевого взаимодействия, в том числе и реализации программ в сетевой форме, лежит понятие «сети» как особого типа совместной деятельности людей или организаций. Несмотря на то, что данная форма активно используется образовательными организациями, при её реализации возникают проблемы, одна из которых связана со смешением понятий «сетевое взаимодействие» и «реализация программ в сетевой форме». В чём различия?
Сетевое взаимодействие – это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования. Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций 1. Сетевое взаимодействие может являться основой или фундаментом для проектирования образовательных программ в сетевой форме.
Одним из главных условий для реализации образовательной программы является понимание того, что сеть создаётся на добровольной основе, удерживается общей проблематикой и интересами всех членов сети, т. е. она всегда является результатом проектного замысла, поскольку участники должны участвовать в едином целеполагании, согласовывать механизмы и схемы взаимодействия, договариваться о результатах деятельности.
В соответствии с Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ может быть использовано два варианта:
– вариант интеграции образовательных программ,
в разработке и реализации которых принимают участие две образовательные организации;
– вариант использования ресурсов иных организаций 2.
При использовании сетевой формы организациями, осуществляющими образовательную деятельность, они совместно разрабатывают программу, утверждение которой осуществляется уполномоченным должностным лицом либо коллегиальным органом
управления каждой организации, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с их уставами. Следует учесть, что совместная образовательная программа – это единая программа
двух образовательных организаций с полностью синхронизированными учебными планами, календарными учебными графиками и чётко прописанной ответственностью участников за предоставляемый ресурс на каждом из этапов её реализации. Сетевое взаимодействие является одним из мощных ресурсов инновационного образования, который позволяет усиливать ресурс любой образовательной организации за счёт ресурсов других учреждений. В варианте использования ресурсов иных организаций образовательная программа реализуется одной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, но «с привлечением ресурсов организаций, обладающих соответствующим оборудованием, материально-техническим, кадровым и финансовым обеспечением по обязательным учебным предметам предметной области “Технология” и других предметных областей» 3. Указанные организации представляют свою материально-техническую базу и иные ресурсы, прежде всего, для проведения учебной и производственной практики. При этом законодательно закреплено,
что «использование имущества государственных и муниципальных организаций организациями, осуществляющими образовательную деятельность, финансовое обеспечение которых осуществляется за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, при сетевой форме реализации образовательных программ осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено договором о сетевой форме реализации образовательных программ» 4. Больше, чем тандем! Возможен вариант реализации образовательной программы с включением нескольких организаций-партнёров для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий обучающимися за счёт расширения количества «отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами модулей» 5. В этом случае образовательная программа утверждается базовой организацией, но содержит согласование с организацией-партнёром, а готовый разработанный модуль программы организации-партнёра включается в программу базовой организации. Базовая организация на договорных отношениях направляет обучающихся для освоения данного модуля в организацию-партнёр. А затем засчитывает итоги освоения модуля в общих результатах освоения программы. При таком варианте разработки и реализации программы важным аспектом является обеспечение информацией о реализуемых модулях, а также тьюторское сопровождение обучающегося при выборе модулей и формировании индивидуального образовательного маршрута. Информирование о программах, которые могут быть реализованы в сетевой форме, осуществляется организацией с использованием интернет-сайта организации; объявлений, размещённых на информационных стендах; личных собеседований с обучающимися; иными доступными способами. Важное условие! Важным условием при реализации сетевой формы образовательной программы организацией-партнёром, не осуществляющей образовательную деятельность, является то, что в качестве ресурса необходимо
рассматривать вид деятельности организации-партнёра, соответствующий профилю образовательной программы, при участии в котором обучающийся может получить необходимый профессиональный опыт. Образовательные услуги по реализации
совместно разработанной (согласованной) образовательной программы или её части оказываются в соответствии с требованиями ФГОС, определяющих содержание образовательных программ, необходимый объём учебной нагрузки, требования к уровню подготовки обучающихся; в соответствии с утверждёнными учебными планами, годовым календарным учебным графиком, расписанием занятий и другими документами, описывающими организацию и реализацию части образовательной программы6.
Организации-партнёры, участвующие в сетевой форме, несут ответственность за реализацию части образовательной программы:
■ соблюдение требований образовательных стандартов и других нормативных документов, регламентирующих учебную деятельность;
■ соблюдение сроков, предусмотренных календарным графиком учебного процесса;
■ материально-техническое обеспечение (обеспечение помещением, оборудованием и т. д.);
■ методическое сопровождение данной части образовательной программы (обеспечение литературой, контрольно-тестовыми материалами, рекомендациями по самостоятельной работе обучающихся и т. д.) 7.
Реализация дополнительных образовательных программ в сетевой форме осуществляется на основании договора между организациями, в которых закрепляются принципы взаимодействия:
■ требования к образовательному процессу;
■ требования к материально-техническому обеспечению программы;
■ требования к способу реализации сетевого взаимодействия8.
Сетевое взаимодействие может осуществляться в форме очной, очно-заочной или заочной; с использованием (применением) дистанционных образовательных технологий и (или) с использованием электронных образовательных ресурсов.
Актуальной проблемой при организации сетевой формы является решение кадровых вопросов. Уровень квалификации педагогических работников должен соответствовать требованиям, закреплённым в ЕКС, профстандартах, при этом местом работы педагогического работника является место реализации программы (части программы) в сетевой форме. Если педагог зачислен в штат организации-партнёра по договору, то статус сетевой формы реализации программы утрачивается.
Вниманию руководителей!
В Методических рекомендациях по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме
рассмотрены следующие вопросы, к которым хотелось бы привлечь внимание руководителей образовательных организаций 9:
■ принципы и условия реализации образовательных программ в сетевой форме;
■ организационное и материально-техническое обеспечение реализации образовательных программ в сетевой форме;
■ финансовое обеспечение реализации образовательных программ в сетевой форме;
■ нормативно-правовое обеспечение реализации образовательных программ в сетевой форме;
■ кадровое обеспечение реализации образовательных программ в сетевой форме;
■ общие требования к формам и методам обучения, а также к совместным образовательным программам, реализуемым в сетевой форме.
В приложениях к методическим рекомендациям имеются примерные формы локальных актов для образовательной организации, рекомендованные к использованию при реализации программ в сетевой форме. Как показывает практика образовательных организаций, благодаря сетевому взаимодействию и сетевой форме реализации образовательных программ стало возможным полноценное проектирование содержания образования и воспитания, что способствует не только обогащению жизнедеятельности обучающихся, получению ими разнообразного социального опыта, но и позволяет повышать эффективность и результативность образовательной деятельности.
1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
2 Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2015 г. № АК-2563/05 «О методических рекомендациях».
3 Приказ Министерства просвещения РФ от 10 июня 2019 г. N 286 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015».
4 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, ст. 15.
6 Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. Министерством просвещения РФ 28 июня 2019 г. N МР-81/02вн).
7 Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. Министерством просвещения РФ 28 июня 2019 г. № МР-81/02вн).
8 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, ст. 15.
9 Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. Министерством просвещения РФ 28 июня 2019 г. № МР-81/02вн).