Текст: Наталья Александровна Рубцова,
учитель русского языка и литературы МБОУ г. Иркутска
ЦО № 10
Ольга Фёдоровна Берггольц
О роли литературы в жизни человека размышляет и спорит не одно поколение поэтов, писателей. Например, А. А. Фет своим творчеством утверждал теорию «чистого искусства», существующего исключительно для эстетического наслаждения, В. В. Маяковский был готов «наступить на горло собственной песне» ради светлого будущего, Н. А. Некрасов понимал литературу как просветительскую, обличительную деятельность, связанную со злободневными проблемами, литература начала XX в нередко была устремлена в иллюзорные миры, имеющие лишь опосредованное отношение к действительности, во времена Великой Отечественной войны литература давала силы жить и бороться, переносить лишения и утраты. Уже тот факт, что бойцы брали на войну книги и носили их в вещмешках вместе с самым необходимым свидетельствует об огромном значении художественного слова в жизни человека. «Искусство помогает человеку выйти за пределы своей жизни, за пределы своего “я”. Личный опыт не может дать того, что даст опыт долгой жизни народа, его наиболее характерные личности, отражённые в искусстве» [1]. Искусство удовлетворяет духовные потребности человека. Академик Б. В. Раушенбах говорил: «…науки никогда не дадут объяснения феномену человека, неписаным законам, по которым он живет, и сопряжённым с ними эстетическим понятиям – справедливости, совести, умению прощать…» [5]. Понятие патриотизма можно также считать категорией, относящейся к духовным потребностям человека. Формирование таких качеств личности, как совестливость, доброта, патриотизм, происходит в ходе воспитания, приобщения молодого человека к искусству, в частности к литературе. Воспитание гармоничной, духовно развитой личности – одна из задач современного образования. Трудно не согласиться с тем, что урок литературы – один из элементов, обеспечивающих духовное развитие школьника, воспитание личности, любящей Родину и имеющей осмысленную гражданскую позицию. Всем известно, что формирование системы ценностей (в том числе воспитание патриотических чувств) – задача очень важная и весьма непростая. Как же учителю выстроить работу на уроках таким образом, чтобы быть услышанным? На материале поэмы
О. Ф. Берггольц можно поразмышлять над этой темой.
Символ стойкости Ленинграда
Безусловно, произведение не может рассматриваться вне исторического контекста, а поэма «Февральский дневник», как известно, была написана в январе – феврале 1942 г. в осаждённом Ленинграде, где Ольга Фёдоровна делила тяготы военного времени вместе с другими жителями города. Искренно и проникновенно звучат строки её поэмы для современного читателя. Насколько пронзительны они были для ленинградцев во время войны! По воспоминаниям современников Ольги Фёдоровны Берггольц, голос её стал символом стойкости Ленинграда, её стихи были для ленинградцев «хлебом, которого стали выдавать совсем мало, патроном, который можно было вогнать в ствол винтовки» [1]. Поэтесса стала голосом взятого в осаду, но непокорённого города: «Двойною жизнью мы сейчас живём://в кольце, во мраке, в голоде, в печали//мы дышим завтрашним,// свободным, щедрым днем, – //мы этот день уже завоевали». Автор говорит о стойкости ленинградцев, их мужестве, нежелании сдаться врагу, готовности принести в жертву всё, бороться с неприятелем, не щадя себя. Ленинградцы мыслили, творили, дерзали, то есть дрались за жизнь на всех её рубежах [2]: «И если чем-нибудь могу гордиться,//то, как и все друзья мои вокруг,// горжусь, что до сих пор могу трудиться,//не складывая ослабевших рук». В поэме символом непоколебимости жителей города является свеча, её слабое пламя – символ надежды. Свеча «томится», но не угасает, как вера ленинградцев в победу над врагом. Конечно же, имеет смысл говорить с учениками о нравственном выборе, о том, какой выбор был сделан жителями Ленинграда, и о том, что и сегодня, в мирное время, каждый из нас принимает решения, порой дающиеся весьма нелегко. Отклик в душе человека находит только то, что близко ему, поэтому постановка значимых для обучающихся вопросов – один из приёмов, который позволяет оценить события поэмы с позиций личного опыта. Наша задача – показать школьникам, что события, свидетелями которых они не были, но о которых знают из учебников истории, художественной литературы, кинохроник, – это то, что касается непосредственно их, не только потому, что нельзя быть Иванами, родства не помнящими, но и потому, что люди, жившие 76 лет назад, также испытывали боль утрат, голод, холод, страх. Поэма Ольги Берггольц – тому подтверждение. Однако вместо жалоб на свою тяжёлую участь, вместо попыток выжить любой ценой (случается, что желание выжить становится сильнее моральных принципов) жители стали ближе друг другу: делили скудную пищу, помогали нуждающимся, чем могли: «Мы съели хлеб,//что был отложен на день,//в один платок закутались вдвоём…». Можно предложить учащимся поразмышлять над тем, что движет людьми в минуты опасности, нависшей над Родиной, и возможно ли в такие времена мыслить себя отдельно от народа, родной земли. Ответ на вопрос есть в тексте поэмы: «Умрём, но Красный Питер не сдадим!»
Летопись блокадной жизни
Ольга Берггольц была поражена популярностью поэмы. Вот запись из её дневника: «Успех поэмы превзошёл все мои ожидания… Много писем – большинство с фронта и флота, от людей, неизвестных мне… О милые мои люди! Только бы не обманывать, только бы не обмануть вас в дальнейшем – и найти в себе силы сказать вам о вас самое жгучее, самое сокровенное, самое окрыляющее» [3]. Слово «дневник» в названии поэмы говорит читателю о том, что речь в произведении пойдёт о сокровенном, пережитом, выстраданном. Мысли и чувства героини поэмы нашли отклик в сердцах ленинградцев, вероятно, потому, что героиня поэмы дышала «одним дыханьем с Ленинградом», потому что её судьба неотделима от судеб других людей: «Сестра моя, товарищ, друг и брат, ведь это мы, крещённые блокадой!//Нас вместе называют Ленинград,//И шар земной гордится Ленинградом». «Февральский дневник» – своего рода летопись блокадной жизни: «был день как день», «армия рвала кольцо блокады», «вот женщина ведёт куда-то мужа», «когда вели полночные беседы у бедного и дымного огня…» и т. д. Важнее, однако, для автора не бытописание, а то, чтобы люди сохранили в себе человека в нечеловеческих условиях: «Но тот, кто не жил с нами, – не поверит, // что в сотни раз почётней и трудней// в блокаде, в окруженье палачей//не превратиться в оборотня, в зверя…», «Да здравствует суровый и спокойный,//глядевший смерти в самое лицо,//удушливое вынесший кольцо//как Человек,//как Труженик,// как Воин!». Несомненно, что звучание художественного текста во время урока не может быть заменено ничем другим. Мы должны понимать, что процес восприятия информации без эмоциональной составляющей лишь расширяет кругозор учащихся, но не выполняет воспитательной функции, что, углубляясь в анализ текста, изучая на уроках теорию литературы, критические статьи и проч., нельзя пренебрегать чтением текста вслух, прочувствованным, осмысленным, что именно звучание художественного слова способно вызывать эмоции, а значит, и найти отклик в душе слушателей, и в этом случае можно надеяться, что такой урок не будет сухим, скучным, одним из многих.1
Список литературы
- Хренков Д. «Здесь оставлено сердце мое…» / Д. Хренков // Нева. – 1974. – № 2. – С. 104–107.
- Берггольц О. Ф. Говорит Ленинград / О. Ф. Берггольц. – М. : АСТ, 2019. – 560 с.
- Субботина Ж. Б. «Здесь оставлено сердце моё…» : [литературный вечер, посвящённый О. Бергольц, писавшей о блокадном Ленинграде] / Ж. Б. Субботина // Читаем, учимся, играем : журнал-сборник сценариев для библиотек и школ / отв. ред. С.
Петрова. Вып. 10. – М., 2007. – С. 34–43. - Соболев Н. А. Роль литературы в становлении человека /
Н. А. Соболев // Литература в школе. – 2019. – № 6. - Раушенбах Б. Праздные мысли: Очерки. Статьи. Воспоминания / Б. Раушенбах. – М. : 2003. – 371 с.
- Ступина Н. А. Голос, взывающий к жизни / Н. А. Ступина //Литература в школе. – 2015. –
№ 4.
1Фото в статье: https://saint-petersburg.ru/m/culture/ britenkov/371609.