• «Нет, не исчезли мы в кромешном дыме…»: Великая Отечественная война на картинах сибирских художников

    03 Сен 2020
     
    15:36
     

    Текст: Анастасия Валерьевна Ерофеевская,
    выпускающий редактор журнала
    «Педагогический ИМИДЖ: от идеи к практике», старший методист ГАУ ДПО ИРО

    В 2020 году вся страна празднует 75-летие Победы в Великой Отечественной войне, события которой оставили глубокий след в судьбах многих соотечественников. Начиная с 1941 года люди всех профессий старались разными средствами поведать о том страшном времени, долг всех ныне живущих – не забыть подвиг народа и передать память о нём подрастающему поколению. Художники, которые были корреспондентами на фронтах, часто изображали сюжет и героев на скорую руку при помощи карандаша. Многие из этих зарисовок позже, в мирное время, становились основой дл создания живописных полотен. Тема войны и памяти, волновавшая художников-фронтовиков, также не оставила равнодушным и новое поколение живописцев. Таким образом, солдаты, не вернувшиеся с фронта, продолжают жить ещё и в произведениях искусства, поражая своим мужеством и героизмом. Картины художников-фронтовиков и тружеников тыла

    Какие образы мог создать художник, оказавшись в местах, где ежеминутно видишь человеческие страдания?


    Здесь уже не приходилось думать об искусстве социалистического реализма, создававшего оптимистичные образы. Несмотря на то что это направление просуществовало в живописи XX века до середины 80-х годов, война внесла свои коррективы… Художники, выбирая основным инструментом выразительности сопереживание, сместили фокус – теперь в центре сюжетов находились образы, способные найти эмоциональный отклик у зрителя. Так, омский живописец К. Н. Щёкотов (1909–1975 гг.), награждённый медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», в качестве центральной темы в творчестве выбрал подвиг комсомолки Зои Космодемьянской, ставшей для всего народа примером патриотизма с готовностью к самопожертвованию. М. И. Самсонов (1925–2013), родившийся в г. Иркутске, являлся мастером диорамно–панорамной живописи и увлекался батальным жанром. Принимал участие в боях Великой Отечественной войны, участвовал в Параде Победы и был награждён орденом Красной Звезды, двумя медалями «За боевые заслуги». Интересны женские образы, встречающиеся на полотнах живописца. Например, на картине «Сестрица» изображён эпизод из жизни военной медсестры. На фоне напряжённого боевого пейзажа, усиливающего драматизм, автор изобразил хрупкую девушку, изо всех сил старающуюся вывести с передовой раненого солдата и не показать своей усталости. Этот собирательный образ знаком каждому: сколько девушек окончили курсы медсестёр и добровольно ушли на фронт, а сколько из них не вернулись… На ещё одном полотне «В боях за Отчизну» прослеживается архетипический мотив: среди идущих солдат зритель видит женщину с ребёнком на руках, как напоминание о том, за что готовы были сражаться воины – за будущее детей. Образ этой женщины, идущей вместе с воинами-защитниками, олицетворяет всех матерей, она чувствует себя в безопасности, находясь рядом с ними. Ощущение движения передаётся благодаря диагональной композиции, хочется всмотреться в каждое лицо, выражающее решимость преодолеть всё, пройти до конца и победить.
    Тему войны в рамках реализма на протяжении всей жизни продолжает новосибирский художник, ветеран Великой Отечественной войны В. К. Чебанов (род. в 1925 г.), награждённый медалью «За отвагу», орденами Красной Звезды и Отечественной войны I-й степени.
    Он создал более 500 полотен, значительную часть составляют произведения военной тематики. Также Вениамин Карпович является художником-графиком. За серию линогравюр «Годы войны» (1966 г.) он награждён премией и дипломом Совета министров РСФСР. Проиллюстрировал более 100 книг. Отдельные книги отмечены дипломами республиканских и всесоюзных конкурсов книги (г. Москва). В 2007 г. В. К. Чебанову было присвоено звание «Народный художник Российской Федерации», которое на данный момент
    в г. Новосибирске носят два художника. Огромная работа, проделанная живописцем, поражает многих, особенно 10-ти метровая диорама «150-22-я Сталинская Гвардейская стрелковая сибирская добровольческая дивизия Красной армии в боях на Ржевско-Вяземском плацдарме» (над ней живописец трудился в течение двух лет). На других картинах можно увидеть самые значимые эпизоды войны, моменты из жизни, врезающиеся в память. Смотря на полотна, невозможно остаться равнодушным: вот солдаты кормят ребёнка («В освобождённом селе»), который остался без крова; далее – боевые братья прощаются с товарищем, отдавая воинские почести («Прощальный залп»); затем – одинокий солдат, вернувшийся с фронта, где его никто не встречает («У родного порога»); боец, получивший смертельную рану («Курская дуга. Последний снаряд»), и др. Каждая картина – напоминание, исполнение предназначения. Как говорит сам Вениамин Карпович: «Я считал бы себя изменником, если бы не писал картины на военно-патриотическую тему» [1].

    В. К. Чебанов «Прощальный залп», 2015 г. Сибирская мемориальная картинная галерея

    В. К. Чебанов «У родного порога», 2004.
    Сибирская мемориальная картинная галерея

    В. К. Чебанов «Курская дуга.
    Последний снаряд», 2004 г.
    Сибирская мемориальная
    картинная галерея

    В. К. Чебанов
    «В освобождённом
    селе», 1994 г. Сибирская мемориальная картинная галерея

    Картина «Дорогие реликвии», принадлежащая кисти живописца
    А. П. Крылова (1912–1975 гг.), приехавшего в Иркутск после фронта, переносит зрителя с поля боя в квартиру, из окна которой виден фейерверк в честь Дня Победы. Оконный проём как архитектурная деталь на картинах художников используется не только в качестве фона или акцента композиции, но и является метафорой надежды и перемен. На столе особо чтимые вещи: письма-треугольники, ставшие символом связи тыла и фронта, фрагмент карты, ордена и медали. Несмотря на то что выбрано тёмное время суток, в цветовой гамме зритель не увидит чёрного цвета. Обилие белого цвета символизирует свет и жизнь, мирную жизнь, подаренную будущим поколениям теми, кто бесстрашно сражался за Родину.

    А. П. Крылов «Дорогие реликвии», 1967 г.
    Иркутский областной художественный
    музей им. В. П. Сукачёва

    При просмотре картины А. И. Гутерзона (1922–1981 гг.), прибывшего в Иркутск после Великой Отечественной войны, можно заметить тот же приём: взгляд художника устремляется в мирное настоящее, где свято чтут память о солдатах Победы. Колокольня иркутской Спасской церкви, собор Богоявления и белые голуби как олицетворение Святого Духа и символы мира наполняют ощущением миропорядка. Причём зритель видит то, что находится вдали, а также осознаёт себя находящимся в определённом месте, так выражается своеобразная возможность объединить личное и окружающее пространство.

    Картины нового поколения живописцев

    Тему сурового военного детства затрагивает в раннем периоде творчества иркутский художник В. П. Ерофеевский, родственники которого воевали в те страшные годы (П. И. Ерофеевский,
    А. И. Ерофеевский, И. И. Ерофеевский, Н. И. Ерофеевская). Его картина «Памяти ушедших. Групповой портрет одного класса» поражает тем, насколько недетские лица изображены на полотне. Это дети без детства. Прототипами героев картины послужили ученики родной школы живописца, ушедшие на фронт и не вернувшиеся с него, а поэтому и изображённые в белых одеждах. Вдумчиво смотрят они с полотна, будто знают о своей нелёгкой судьбе. Перед нами не беззаботные ученики сельской школы, а уже вынужденные рано повзрослеть люди. В центре группового портрета запечатлён учитель – родной дядя живописца Иван Иванович Ерофеевский. Он был учителем математики, прошёл Восточный фронт, а затем вернулся в школу. Именно дядя стал давать юному Валерию Петровичу первые уроки живописи.

    В. П. Ерофеевский «Памяти ушедших. Групповой портрет одного класса», 1987 г.

    Существует картина «Возвращение», посвящённая фронтовикам
    с. Байкало-Кудара, где вырос В. П. Ерофеевский. Солдаты, среди которых художник справа изобразил своего отца в молодости ушедшего на фронт в 17 лет и служившего снайпером на Восточном фронте, переправляются на пароме через р. Селенгу на малую родину, милую сердцу. Как известно, переправа через реку символизирует завершение подвига, обретение новой жизни, где нет ужасов войны, а есть мирное небо над головой и радость встречи.

    В. П. Ерофеевский «Возвращение», 1986 г.

    Таким образом, можно говорить о том, что представители нескольких поколений художников размышляют о той войне, создавая яркие образы соотечественников, не щадящих себя, готовых принести себя в жертву ради мира, чистого неба и жизни других… Других, которые никогда не забудут об этом подвиге и спустя десятилетия обратятся в своих произведениях к событиям 1941–1945 гг.1

    Список литературы

    1. Художник-фронтовик Вениамин Чебанов подарил свои работы Новосибирску [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://otstv.ru/news/more/society/khudozhnik-frontovik-veniamin-chebanov-podaril-svoi-rabotynovosibirsku (дата обращения: 19.02.2020).
    2. Мальцева Е. А. Великая Отечественная война в сибирской живописи / Е. А. Мальцева // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. – 2019. – № 2 (6). – С. 51–55.

    1 Фото из архива Сибирской мемориальной картинной галереи, Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачёва, а также из архива А. В. Ерофеевской

    Мы в социальных сетях: