Интервью с
Алексеем М., работником ГУ МВД России по Иркутской области; Верой Юрьевной
Бутусовой, заместителем начальника отдела – начальником отделения по делам
несовершеннолетних отдела участковых уполномоченных полиции и по делам
несовершеннолетних отдела полиции № 4 Межмуниципального управления Министерства
внутренних дел Российской Федерации «Иркутское»
Сегодня сотовая связь и доступ к сети Интернет – это большое благо
для каждого ребёнка. В любое время можно сделать звонок другу, посмотреть
последние новости в чате, обменяться мнениями с друзьями, разослать друзьям
свои фотографии, сообщить маме и папе, что всё хорошо, получить деньги от
родителей и много другое. Но, к сожалению, сотовая связь и Интернет могут
принести в жизнь юного пользователя проблемы и даже опасности. Каковы они,
почему появляются и как от них предостеречь наших детей?
Сейчас уже нет
школьников, у которых не было бы мобильных телефонов. Родителям кажется, что взятый
с собой смартфон – гарантия безопасности ребёнка. Но если ранее сотовый телефон
приобретали исключительно для звонков, то сейчас, расширив функционал,
превратившись в универсальное средство, он нередко является для детей не
столько средством связи, а сколько игрушкой, способной навредить. О том, с
какими проблемами могут столкнуться школьники, воспринимающие смартфон и
Интернет только как лекарство от скуки, и что должны знать родители, чтобы
вовремя принять меры, мы поговорили с Алексеем М., работником ГУ МВД России по
Иркутской области; Верой Юрьевной Бутусовой, заместителем начальника отдела –
начальником отделения по делам несовершеннолетних отдела участковых
уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних отдела полиции № 4
Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации
«Иркутское».
Ж. Г. Актёр Дмитрий Певцов на странице «Фейсбука» рекомендовал
поступать родителям обучающихся так, как делает он, – не позволять сыну брать в
школу смартфон. Его ребёнок ходит в школу с кнопочным телефоном. Вы готовы
согласиться с таким выбором родителя?
А. М. Сегодня, когда на дворе XXI век, сложно рекомендовать детям брать в школу только кнопочный телефон. Как правило, в классе создаётся группа, где происходит общение в Сети. Для ребёнка не иметь смартфон – значит выпасть из общения, которое для всех его участников очень важно. Я думаю, что такую рекомендацию можно считать радикальной.
В. Б. Моему сыну 9 лет, телефона у него нет, но он носит на руке часы, которые всегда позволяют определить его местоположение. Часто дети имеют телефон не для того, чтобы общаться, а демонстрировать дорогую марку. Очень важно до родителей донести, что телефон – это средство связи, а не способ «откупиться» от ребёнка. Необходимо, чтобы дети общались в детском коллективе, зарабатывали авторитет через живые отношения, а не через «лайки». В некоторых школах есть ячейки для хранения телефонов. Я считаю, что это поможет их владельцам не отвлекаться от занятий и не терять возможность живого общения во время уроков.
Ж. Г. Первое, что делают сегодня молодые люди, едва проснувшись,
заходят в социальные сети. Как Вы это оцениваете?
А. М. К этому у меня в большей степени отрицательное отношение. Если
человек, не почистив зубы, не умывшись… сразу «ныряет» в соцсети, значит, он
испытывает информационный голод. Это уже признак зависимости. Время нужно
регулировать. В такой ситуации необходимо принимать меры.
В. Б. Если ребёнок постоянно «ныряет» в соцсети, это признак формирования психологической зависимости – ему чего-то не хватает, он не может выстроить общение, чтобы чувствовать себя самодостаточным. Значимость он приобретает в соцсети, ищет там того, чего ему не хватает в жизни. Со временем это усугубляется. Часто родители не знают, чем заняты их дети, не уделяют им внимание. А когда малыши / подростки попадают в сложную ситуацию, требующую даже участия работников отдела полиции, при выяснении, с кем общался ребёнок, как зовут его друзей, под каким ником он был зарегистрирован… оказывается, что родители ничего этого не знают. Мамам и папам очень важно устанавливать контакт с детьми, пока они ещё маленькие, потом будет сделать это гораздо труднее.
Ж. Г. Как Вы характеризуете зависимость от гаджетов?
А. М. Первый признак – ребёнок нервничает, испытывает информационный голод.
Вместо дачи, природы ему нужен гаджет. В решении этой проблемы лучше поможет
педагог, психолог. Отмечу только как родитель, что резко к решению этого
вопроса подходить нельзя. К тому же сегодня для нас пребывание в виртуальном
мире становится всё более естественным.
В. Б. К сожалению, многие родители сами ведут себя как дети: агрессируют, не прислушиваются к рекомендациям, реагируют на них как на обвинение. А ведь без желания родителей справиться с такой проблемой невозможно. Зависимость от гаджетов может приводить к тяжёлым последствиям: истерикам, суициду. Как часто бывает: юноша знакомится с девочкой-подростком, проникается к ней симпатией, вдруг происходит разрыв в отношениях. Тут его начинают посещать самые мрачные мысли. А это чревато серьёзными последствиями.
Ж. Г. Как уберечь ребёнка от ложной, искажённой информации?
А. М. Это вопрос информационной безопасности. Небезопасной может быть информация входящая и исходящая. Интернет – это не только среда для общения, это ещё и общественное место. Как вокзал, например, где к ребёнку может подойти чужой человек, который имеет совсем недобрые намерения. К такому взрослому не нужно подходить, отвечать на его вопросы, давать свои документы, ведь это может привести к плачевным последствиям. Так же нужно вести себя и в общественном месте – Интернете. Более того, в виртуальном общении ситуация осложняется тем, что входящая информация может исходить от человека, который скрывает своё истинное лицо. Ребёнок думает, что с ним общается девочка, а на самом деле – человек противоположного пола с неблаговидными намерениями. Поэтому не всякую информацию нужно принимать, не на всякое приглашение к общению отвечать. Здесь очень важно вмешательство взрослых и чуткое руководство родителей. Кроме того, очень важно поставить на гаджеты ребёнка хорошую антивирусную программу, которая будет ограничивать доступ юных пользователей Сети к сайтам, неполезным для них и даже опасным. Система позволит родителям видеть, куда «ходил» ребёнок, чтобы потом обсудить, насколько плохо могло это закончиться. Что касается исходящей от ребёнка небезопасной информации, в первую очередь стоит отметить, что это может быть поступок совсем, на первый взгляд, невинный: например, репост запрещённого сообщения либо видеоконтента, что может повлечь за собой даже уголовную ответственность! Часто юные пользователи в Сети размещают подробную и даже интимную информацию о себе, включая фото, а иногда и порнографические снимки, и совсем не думают о том, что эта информация может стать исходящей для широкого читателя и зрителя. Однакоьчасто происходит так: кто-то взламывает ящик, а потом отправляет сообщение с требованием денег за то, чтобы интимные подробности не стали достоянием друзей, которых автор совсем не хотел в это посвящать. Это шантаж! Иногда манипуляция может приобретать даже извращённые, ужасающие формы: один человек, получивший доступ к интимным фото девушки, заставлял её совершать над собой болезненные вещи. Школьникам важно очень хорошо понимать, что в Интернете нужно размещать минимум информации о себе. Если подросток решил что-то купить в интернет-магазине, необходимо узнать, как давно зарегистрирован домен, какие есть отзывы о работе магазина, о его товарах.
В. Б. В первую очередь нужно поговорить с девочками, потому как они наиболее часто оказываются в очень затруднительном положении, попадаются на уловку через ложную информацию. Девочки-подростки очень часто делают рассылку своих фотографий, благодаря которым стараются привлечь внимание, часто показать себя в качестве модели, выглядеть старше. Очень важно, чтобы в пору взросления у них обязательно состоялся разговор с родителями, в котором содержался бы совет, что можно скидывать в социальную сеть, а что нельзя. Любая информация личного характера может быть использована против них, причём юные пользовательницы соцсети сами это провоцируют. Партнёр по общению может входить в доверие, просить девочку-подростка отправить ему фотографию, потом – с оголённой частью тела, а потом – без одежды с угрозой, что, если она не выполнит его просьбу, полученные снимки будут разосланы всем её одноклассникам. В моей практике был случай, когда девочка общалась в соцсети «ВКонтакте» с юношей, он отправил ей сообщение, в котором потребовал от неё 1 тыс. рублей и сообщил, что в случае невыполнения его требования он распространит информацию, порочащую её. Без ведома мамы она перевела деньги, хотя потом говорила, что не знала за собой ничего, что могло бы её скомпрометировать, что ничего подобного в соцсети не размещала. Часто в защите от искажённой информации нуждаются малыши, которые тоже активно участвуют в виртуальном общении, посматривают ролики. И если видят, как с помощью монтажа человек, стоявший на крыше высотного дома, вдруг оказывается внизу, часто хотят повторить такой трюк в полной уверенности, что так на самом деле и бывает. И здесь очень важно, чтобы взрослый оказался рядом, объяснил, что в реальности всё совсем не так.
Ж. Г. Что делать, если ребёнок стал жертвой кибербуллинга?
А. М. Обязательно понять, рассмотреть, что с ребёнком не так. Этот
вопрос очень серьёзный, ведь такое отношение к ребёнку / подростку может
привести к беде. Очень хорошо, если у родителей с ребёнком открытые, доверительные
отношения, дружеское общение. И если наступят такие времена, это будет сразу
понятно, видно, ощутимо. В этом вопросе также важна помощь педагогов,
психологов. В таких случаях не исключена возможность тайной проверки родителями
переписки ребёнка. Угрозу и её источник необходимо выявить и принять соответствующие
меры. Грамотно, чутко, корректно, с огромным вниманием. И обязательно найти выход
из сложившейся ситуации.
В. Б. Нужно быть внимательным к ребёнку, если
это происходит, то обязательно станет заметно: что-то не так. Либо он больше
стал есть, либо совсем потерял аппетит, стал более замкнутым… Насилие никогда
нельзя оставлять без внимания. В таком случае стоит обратиться к школьному
психологу, а может, рассмотреть возможность обращения к частному психологу. Нужна
помощь. Мы часто ожидаем от детей бесконфликтного поведения, а сами дома
демонстрируем совсем другое. Всё ведь идёт от семьи, где детям прививаются
общечеловеческие ценности. Если возникает конфликт, необходимо рассмотреть его
причину.
Ж. Г. Как защитить юного пользователя от экстремистских материалов в
Интернете?
А. М. Часть нашей социальной сущности состоит в том, что каждый из нас
стремится быть частью какой-то группы. Очень важно объяснить ребёнку / подростку,
что у людей есть разный образ жизни. Для защиты от влияния экстремистски
настроенных людей и группировок очень важно поставить защитную программу для
детей. Она позволит родителям дистанционно быть в курсе происходящего.
В. Б. От родителей ребёнок (подросток) должен
знать, что частота посещения подобных сайтов увеличивает административную ответственность,
а затем и провоцирует уголовное преследование. Подростки с 15–16 лет стремятся
реализовать себя, и, если пытаются достичь этого таким способом, они будут
нести за это ответственность. Очень важно, чтобы родители искренне
интересовались своими детьми, а ещё лучше – были их добрыми друзьями.
Ж. Г. Сегодня на просторах Интернета можно прочитать, что на потерянный
и возвращённый смартфон или взятый на время может быть поставлена программа,
которая позволит управлять таким средством связи удалённо, что даёт возможность
доступа к денежным средствам на карте владельца.
А. М. Если смартфон был потерян ребёнком, а потом ему возвращён, может
быть, что в гаджет поставлена программа, которая позволяет снимать финансовые
средства посторонними людьми, но только с потерянного, а потом найденного телефона
могут даже поступать смс-сообщения, скрытые за номером 900. Также это может
происходить, если юный пользователь проходит по различным ссылкам и скачивает
файлы. Во-первых, на телефон необходимо установить антивирус и обратиться к
специалистам. Противоправные действия в сфере информационной безопасности –
явление нередкое. В год происходит примерно 150 таких действий. Самые
распространённые: детская порнография, нарушение неприкосновенности информации,
нарушение тайн личной жизни, переписки, развратные действия в отношении несовершеннолетних,
вымогательство, нарушение коммерческой тайны и др.
Ж. Г. Тема «Дети, сотовая связь и мошенничество» актуальна сегодня?
В. Б. Тема мошенничества в сфере пользования детьми средствами сотовой связи не имеет широкого распространения: в моей практике всего 2 случая за год. Однако об этой проблеме говорить необходимо. Сегодня дети сами перечисляют денежные средства, например, когда очень увлечённо играют в компьютерные игры, желая приобрести оружие, броню, алмазы, необходимые в игре. В таких случаях обещанные алмазы могут не оказаться в руках незадачливого покупателя. Один такой увлечённый игрок даже позвонил на горячую линию полиции в состоянии негодования с настойчивой просьбой разобраться. А бывает и так: дети берут банковские карты родителей, снимают денежные средства – по 40 тыс. и более. Многие сегодняшние дети имеют очень лёгкое отношении к деньгам, никакой вины за собой не чувствуют. Девочка 12 лет взяла без разрешения у бабушки банковскую карту и потратила за 2 дня крупную денежную сумму на дорогие сладости, куклы для себя и подружек, чем завоевала «большой авторитет». Беда большинства родителей в том, что их дети не знают ценности денег, не понимают, что чужое брать нельзя, что за проступком последует наказание.
Беседу провела Жанна Геннадьевна Кустова,старший методист ГАУ ДПО ИРО