Текст: Марина Александровна Духанина,
начальник отдела лицензирования образовательной деятельности и лицензионного контроля службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области
Служба по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области консультирует
Системный подход в организации работы по обеспечению безопасности функционирования в лицензированных общеобразовательных учреждениях (далее – лицензиаты) устанавливается требованиями законодательства Российской Федерации.
В ходе проверок лицензиатов специалисты службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области осуществляют контроль за соблюдением общеобразовательными организациями лицензионных требований и условий, в том числе за созданием безопасных условий при осуществлении образовательной деятельности.
Лицензионный контроль в этом направлении регламентирован подпунктом «з» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966.
Как правило, систему мер по обеспечению безопасных условий пребывания в образовательных организациях условно можно разделить на три направления:
1. Документационное сопровождение характеризуется организационной работой и анализом состояния безопасности учреждения, а также подготовкой документов, затрагивающих вопросы обеспечения безопасности в общеобразовательных организациях:
1.1. Распорядительные документы по безопасности (примерный перечень):
■■ приказ о подготовке учреждения к новому учебному году;
■■ приказ по охране труда и соблюдению правил техники безопасности;
■■ приказ о создании безопасных условий при осуществлении учебной деятельности;
■■ приказы по обеспечению безопасности при проведении культурно-массовых мероприятий (выпускные вечера, праздничные мероприятия, дискотеки, вечера отдыха и др.);
■■ приказы по обеспечению безопасности при возникновении экстремальных ситуаций (например, на период сильных холодов);
■■ приказы по выполнению указаний и распоряжений вышестоящих органов по вопросам безопасности;
■■ приказ о назначении ответственных лиц за пожарную безопасность, электробезопасность;
■■ приказ по обеспечению антитеррористической защищённости и противодействию распространения наркотических средств;
■■ приказ об организации и обеспечении пропускного режима и охраны образовательного учреждения;
■■ приказ о создании комиссии по расследованию несчастных случаев на производстве;
■■ приказ об организации отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время;
■■ приказ об организации подвоза обучающихся и др.
1.2. Документы и материалы по организации безопасных условий в общеобразовательном учреждении (примерный перечень):
■■ согласованный паспорт безопасности учреждения;
■■ журнал регистрации несчастных случаев на производстве по установленной форме;
■■ материалы расследований несчастных случаев;
■■ журналы регистрации инструктажей по охране труда и протоколы проверки знаний требований охраны труда;
■■ журналы выдачи ключей и приёма помещений под охрану;
■■ журнал регистрации посетителей;
■■ список автомобилей, имеющих право въезда на территорию учреждения;
■■ журнал регистрации автотранспорта;
■■ журнал приёма и сдачи дежурства и контроля за несением службы, др.
2. Организованные безопасные условия пребывания в учреждении обучающихся и педагогических работников:
■■ наличие необходимой сопроводительной документации по организации безопасного пребывания в учреждении;
■■ наличие поста охраны (в том числе схемы охраны объекта, в том числе ящика с ключами от дверей запасных выходов), обеспечивающего ограничение доступа в учреждение посторонних лиц;
■■ наличие системы видеонаблюдения;
■■ наличие системы автоматической пожарной сигнализации (в том числе и действующих на момент проверки договоров на её обслуживание);
■■ наличие кнопки тревожной сигнализации с выводом на пульт охраны (или кнопки вызова вневедомственной охраны);
■■ целостность периметрального ограждения и освещение территории в тёмное время суток;
■■ наличие актуальных списков телефонов экстренной помощи, правоохранительных органов, аварийных служб и т. д.;
■■ функционирование систем вытяжной вентиляции и водоснабжения (особенно в кабинетах (лаборантских) химии, технологии).
3. Профилактические меры обеспечения безопасности в образовательном учреждении (примерный перечень мероприятий):
■■ периодические осмотры помещений учебных корпусов;
■■ контроль технического состояния конструкций зданий и систем жизнеобеспечения (водопровод, канализация, отопление, вентиляция, электрические сети и т. п.);
■■ осмотры территории, ограждения, входных ворот и калиток;
■■ проверка состояния наружного освещения;
■■ проверка состояния и работоспособности пожарно-охранных и охранных систем учреждения;
■■ тренировки по эвакуации и другие меры.
Типичные нарушения лицензионных требований, выявленные в ходе проведённых проверок:
1. Отсутствие паспорта безопасности объектов (территорий).
2. Отсутствие документов, подтверждающих соответствие объекта защиты требованиям пожарной безопасности, и документов, подтверждающих наличие кнопки тревожной сигнализации.
3. Нерабочее состояние приточно-вытяжной вентиляции в кабинетах химии.
4. Нарушение целостности периметрального ограждения территории.
5. Отсутствие кнопки тревожной сигнализации с выводом на пульт охраны (или кнопка вызова вневедомственной охраны).
На какой документ опираться, чтобы создать наиболее благоприятные и оптимальные условия для безопасного пребывания всех участников образовательных отношений в учреждении?
Вопросы обеспечения безопасности в общеобразовательных организациях раскрыты в документе «Методические рекомендации для общеобразовательных организаций по обеспечению комплексной безопасности министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации» от 10 апреля 2020 г. № ЛБ-С-088-8929 (далее – Методические рекомендации).
Методические рекомендации подготовлены рабочей группой по вопросам совершенствования государственной политики в сфере развития информационного общества Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству совместно с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и направлены на реализацию основных направлений действующего законодательства по вопросам организации безопасного пребывания участников образовательных отношений в общеобразовательных организациях Российской Федерации.
Содержание Методических рекомендаций раскрывают требования:
■■ к безопасности территории общеобразовательной организации;
■■ к зданию и помещениям общеобразовательной организации;
■■ к освещению помещений общеобразовательной организации;
■■ к помещениям для проведения уроков физической культуры и занятий спортом;
■■ к помещениям для проведения учебных занятий;
■■ к обеспечению доступности общеобразовательной организации и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
■■ к антитеррористической защищённости и противодействию распространения идеологии терроризма и экстремизма;
■■ к обеспечению информационной безопасности в общеобразовательной организации;
■■ к основным задачам и мероприятиям при организации и ведения гражданской обороны и возникновении чрезвычайных ситуаций;
■■ к организации питания в общеобразовательной организации;
■■ к организации безопасной общеобразовательной деятельности;
■■ к распределению учебных помещений;
■■ к формированию расписания;
■■ к организации трудового обучения;
■■ к организации занятий физической культурой;
■■ к психологической безопасности образовательной среды;
■■ к обеспечению пожарной безопасности;
■■ к медицинскому сопровождению общеобразовательной деятельности;
■■ к обеспечению охраны общеобразовательной организации;
■■ к кадровым условиям для обеспечения безопасности общеобразовательной организации.
Разработчики документа отмечают, что некоторые положения федеральных законов и нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти предполагают обязательное утверждение общеобразовательными организациями локальных нормативных актов по вопросам обеспечения безопасности, в том числе инструкций, планов и др.
Организация деятельности общеобразовательного учреждения с учётом предлагаемых актуальных Методических рекомендаций будет способствовать созданию наиболее благоприятных и оптимальных условий для безопасного пребывания всех участников образовательных отношений в учреждении.