На вопросы ответила заместитель начальника отдела надзора за условиями воспитания и обучения Управления Роспотребнадзора по Иркутской области Марина Всеволодовна Секисова
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области консультирует
– Что сегодня должен знать руководитель образовательной организации, чтобы вести успешную деятельность без нарушения санитарно-эпидемиологических правил?
− Руководитель образовательной организации является ответственным за организацию и выполнение требований санитарного законодательства – Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Он обеспечивает наличие в учреждении санитарных правил и нормативов, следит, чтобы все работники знали и выполняли их.
– Как часто Роспотребнадзор проводит проверки образовательных организаций?
− Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в год, внеплановые – поэпидемиологическим показаниям, обращениям граждан, выполнению ранее выданных предписаний должностных лиц, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор.
– Каковы основные нарушения санитарного законодательства, выявленные в ходе проверок образовательных организаций?
– В основном это:
►► невыполнение норм площади – на одного обучающегося приходится менее 2,5 м² (т. е. несоответствие наполняемости школ проектной мощности);
►► нарушения, связанные с обеспечением общеобразовательных организаций стандартной мебелью в соответствии с росто-возрастными особенностями обучающихся, правильной расстановкой мебели;
►► нарушения, связанные с обеспечением в общеобразовательных организациях внутрисредовых факторов – освещённость, микроклимат;
►► нарушения при организации питания, а именно: технологии приготовления блюд, материально-технической базы пищеблоков, санитарного состояния, содержания производственных помещений и мытья посуды (санитарно-гигиенического, санитарно-эпидемиологического и дезинфекционного режимов), в прохождении медицинского осмотра и профессиональной подготовки; несоблюдение перспективного согласованного меню, маркировки инвентаря и посуды, правил хранения пищевых продуктов; невыполнение норм питания по основным видам пищевых продуктов; отсутствие сопроводительных документов, удостоверяющих качество продукции, и др.
− Что больше всего влияет на качество питания в образовательных организациях?
− Оно напрямую зависит от организаторов питания и контроля за ним со стороны администрации. Питание может быть организовано самим учреждением или иным юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), заключившим договор с образовательной организацией в формате аутсорсинга.
− Во всех ли образовательных организациях должен быть кабинет врача, где присутствовал бы медицинский работник?
− Во вновь строящихся общеобразовательных организациях в одном блоке на первом этаже должны быть оборудованы кабинет врача, процедурный и прививочный кабинеты, помещение для приготовления дезинфицирующих растворов и хранения уборочного инвентаря, предназначенных для помещений медицинского назначения, туалет, построенные по определённым нормативам. В уже существующих учреждениях помещения используются в соответствии с проектом, по которому оно было построено. В малокомплектных сельских школах медицинское сопровождение обучающихся может осуществляться в районных поликлиниках и на фельдшерско-акушерских пунктах по заключённым в двустороннем порядке договорам.
− С 12 мая в нашей стране начался поэтапный выход из режима самоизоляции, объявленного в связи с распространением COVID-19. Пик заболеваемости, может быть, и прошёл, однако сам коронавирус никуда не исчез. Существуют ли / разрабатываются ли какие-либо отдельные рекомендации для образовательных организаций по профилактике / защите от инфекции после выхода из режима самоизоляции?
− Да, такой документ существует. Он разработан
Роспотребнадзором и называется «Рекомендации по орга-
низации работы образовательных организаций в условиях сохранения рисков
распространения COVID-19». Его общие положения таковы:
«1. Перед открытием организации провести генеральную уборку помещений с
применением дезинфицирующих средств по вирусному режиму.
2. Закрепить за каждым классом (группой) учебное помещение (групповую),
организовав предметное обучение и пребывание в строго закреплённом за каждым
классом (группой) помещении. Исключить общение обучающихся и воспитанников из
разных классов (групп) во время перемен и при проведении прогулок.
3. По возможности сократить число обучающихся и воспитанников в классе
(группе).
4. Исключить объединение обучающихся и воспитанников из разных классов (групп)
в одну группу продлённого дня, не допускать формирование «вечерних дежурных»
групп.
5. Исключить проведение массовых мероприятий.
6. Обеспечить проведение ежедневных «утренних фильтров» с обязательной
термометрией (целесообразно использовать бесконтактные термометры) с целью
выявления и недопущения в организации обучающихся, воспитанников и их родителей
(законных представителей), сотрудников с признаками респираторных заболеваний
при входе в здание, исключив скопление детей и их родителей (законных
представителей) при проведении “утреннего фильтра”.
7. Установить при входе в здание дозаторы с антисептическим средством для
обработки рук.
8. Пересмотреть режим работы организации, в т. ч. расписание учебных занятий,
изменив время начала первого урока (занятия) для разных классов и время
проведения перемен, в целях максимального разобщения классов (групп).
9. Обеспечить незамедлительную изоляцию обучающихся и воспитанников с признаками респираторных заболеваний до прихода родителей (законных представителей) или приезда бригады скорой помощи.
10. С учётом погодных условий максимально организовать пребывание детей и проведение занятий на открытом воздухе. Использовать открытую спортивную площадку для занятий физической культурой, сократив количество занятий в спортивном зале.
11. Проводить во время перемен (динамических пауз) и по окончании работы текущую дезинфекцию помещений (обработка рабочих поверхностей, пола, дверных ручек, помещений пищеблоков, мебели, санузлов, вентилей кранов, спуска бачков унитазов). Дезинфицирующие средства использовать в соответствии с инструкциями производителя в концентрациях для вирусных инфекций.
12. Обеспечить дезинфекцию воздушной среды с использованием приборов для обеззараживания воздуха.
13. Обеспечить после каждого урока проведение в отсутствие обучающихся сквозного проветривания помещений и групповых помещений в отсутствие детей.
14. Обеспечить обработку обеденных столов до и после каждого приёма пищи с использованием моющих и дезинфицирующих средств.
15. Столовую и чайную посуду, столовые приборы после каждого использования дезинфицировать путём погружения в дезинфицирующий раствор с последующим мытьём и высушиванием (либо мыть в посудомоечных машинах с соблюдением температурного режима).
16. Организовать работу персонала пищеблоков с использованием средств индивидуальной защиты (маски и перчатки).
17. Усилить контроль за организацией питьевого режима, обратив особое внимание на обеспеченность одноразовой посудой и проведением обработки кулеров и дозаторов.
18. Обеспечить постоянное наличие мыла, туалетной бумаги в санузлах для детей и сотрудников, установить дозаторы с антисептическим средством для обработки рук.
19. Усилить педагогическую работу по гигиеническому воспитанию обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей). Обеспечить контроль за соблюдение правил личной гигиены обучающимися и сотрудниками».
Список литературы
1. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 г. N 45 «Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] / Гарант. – Режим доступа: https://base.garant.ru/12161898/ (дата обращения: 27.05.2020).
2. Приложение. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» [Электронный ресурс] / Гарант. – https://base.garant.ru/12183577/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 29.05.2020).
3. Рекомендации по организации работы образовательных организаций в условиях сохранения рисков распространения COVID-19 (приложение к письму Роспотребнадзора от 8 мая 2020 г. № 02/8900-2020-24) [Электронный ресурс] / Гарант. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/73905612/ (дата обращения: 27.05.2020).
4. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] / Гарант. – Режим доступа: https://base.garant.ru/12115118/ (дата обращения: 27.05.2020).