• «Наши специалисты помогут»: интервью с председателем совета Иркутского регионального отделения Всероссийского добровольного пожарного общества А. В. Власюком

    11 Авг 2020
     
    14:01
     

    Беседу подготовила Юлия Андреевна Панова, главный специалист по связям с общественностью Иркутского РО Всероссийского добровольного пожарного общества, провела Анастасия Валерьевна Ерофеевская, выпускающий редактор журнала «Педагогический ИМИДЖ: от идеи к практике», старший методист ГАУ ДПО ИРО

    Всё, что нужно знать педагогам о деятельности ИРО ВДПО

    Пожары – одна из существенных проблем для большинства регионов России. Своевременное проведение профилактических мероприятий, которые включают в себя противопожарную пропаганду, а также обучение населения мерам пожарной безопасности, способствует предотвращению несчастных случаев.

    Всероссийскому добровольному пожарному обществу (ВДПО), одними из главных задач которого являются популяризация пожарного и спасательного дела, профессии пожарного и спасателя, проведение спортивных и иных мероприятий по пожарно-прикладному спорту и профессиональной ориентации детей и молодёжи, принадлежит значительная роль в организации системы подготовки населения в области пожарной безопасности.

    Мы поговорили с Алексеем Владимировичем Власюком, председателем совета Иркутского регионального отделения ВДПО, о взаимодействии с образовательными организациями и о многом другом.

    – Алексей Владимирович, какова миссия Всероссийского добровольного пожарного общества?

    – Миссия нашей организации заключается в том, чтобы дать людям знания по основам пожарной безопасности, которые, в свою очередь, могли бы уберечь человека от опасности, ведь она всегда рядом. У нас много инструментов для осуществления этой миссии: проводим профилактические мероприятия, курируем работу дружин юных пожарных при школах, обучаем технике пожарной безопасности и др.

    – Чем деятельность Всероссийского добровольного пожарного общества отличается от деятельности Отдела надзорной деятельности МЧС?

    – Основной нашей задачей является обучение людей разных возрастных групп (от детей дошкольного возраста и до пожилых людей). Мы даём людям теоретические знания и практические навыки (именно по основам пожарной безопасности). МЧС, в данном случае имеется в виду надзорная деятельность МЧС, как раз проверяет исполнение правил пожарной безопасности, т. е. выполняет надзорную функцию. Мы не противопоставляем себя друг другу, а дополняем. ВДПО обучает, даёт людям знания в разных формах, МЧС проверяет наличие этих знаний, исполнение правил пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством РФ. Если образно выразиться, то без нас МЧС – это самолёт с одним крылом, как и мы без них. В этом плане друг друга дополняем для достижения конкретных целей и задач, которые, собственно говоря, у нас одни и заключаются в обеспечении безопасности человека.

    – Расскажите о взаимодействии Всероссийского добровольного пожарного общества со школами (через специалистов и учителей ОБЖ), какие формы сотрудничества существуют?

    – Каждый год министром образования, начальником ГУ МЧС и мной как руководителем общественной организации подписывается план сотрудничества, где есть чёткая годовая программа нашего взаимодействия с министерством образования, отображены непосредственно те мероприятия в сфере пожарной безопасности, которые мы проводим в школах, в детских садах.

    И, соответственно, это для нас является дорожной картой работы с детьми, с учителями на целый учебный год. Каждый месяц проводится та или иная работа. Например, 1 сентября начинается месячник безопасности. Потом у нас проходит конкурс детских рисунков на пожарную тему. Затем – олимпиады по ОБЖ. Это тоже в очень тесном взаимодействии со школами, с учителями ОБЖ в основном. Позже на муниципальном этапе проходит слёт дружин юных пожарных. Команды, которые на муниципальном уровне среди школ являются лучшими, участвуют на областном слёте, затем – на федеральном окружном уровне (т. е. в Сибирском федеральном округе, так сказать, в зональных соревнованиях). И потом уже проходит Всероссийский слёт дружин юных пожарных. К слову сказать, в 2019 году на Всероссийском конкурсе среди лучших команд со всех уголков России победила иркутская команда школы № 14, заняла первое место. Для нас это очень, как Вы понимаете, почётно. Ребята прошли большой путь: они стали победителями областного этапа и поехали в Москву, где тоже стали чемпионами.

    Дети из дружин юных пожарных – наши самые активные помощники в деле пропаганды пожарной безопасности в своей школе, районе, городе. За 139 лет существования организации мы отработали множество различных форм взаимодействия, сотрудничества, инструментов для достижения конкретных целей и задач, так что об этом можем долго говорить, я упомянул лишь некоторые из основных.

    – В Иркутской области организована 301 дружина, объединяющая в своих рядах более 3 тысяч 220 школьников. Есть ли в Приангарье дружины, которые хотелось бы выделить, которые могут считаться образцовыми?

    – Когда мы говорим об образцовости, то сразу возникает вопрос: а что мы берём за эталон? У нас конкурс творческий, дети разные, все по-своему хороши, выделить какую-то конкретную команду и назвать её образцом для подражания, я думаю, не совсем верно, по крайней мере, в нашей стихии, в нашей работе. Каких детей я хотел бы отметить? Детей, которые проживают не в крупных агломерациях, не в городах, а в небольших населённых пунктах, в деревнях. Они не избалованы вниманием, с большей отдачей, с более высоким интересом подходят к работе, и желающих очень много, практически нет детей, которым было бы неинтересно. В городах ситуация несколько иная, потому что существует огромное количество различных программ, кружков, возможностей себя реализовать, и многие дети просто заняты уже. И им, может, и было бы интересно, но у них уже нет свободного времени, потому что весь график расписан. Ещё хотелось бы сказать, что сильно врезаются в память дети, которые участвовали в спасении жизни, даже те, кто не состоял в дружине юных пожарных, а просто так жизнь сложилась, что им пришлось спасать кого-то. Несколько лет назад в деревне Зорино-Быково Иркутской области десятилетний Алексей Часовских увидел из окна школы, что горит его дом. Всё бросил и побежал в горящее здание. Успел спасти сестру, а младшего брата уже не смог. Такие дети запоминаются навсегда. Они герои.

    – Кто из детей-героев запомнился Вам больше всего?

    – У нас достаточно много детей, которые в будущем связывают свою жизнь с пожарным делом, становятся спасателями. Есть интересный случай, я его иногда детям на слёте дружин юных пожарных рассказываю, когда у меня собирается перед соревнованиями около двухсот с лишним ребятишек, одетых в форму. Я даю вводную часть и вспоминаю одну историю. Это было не так давно, около восьми лет назад. Мальчишка одной из школ Иркутска, ученик 8–9 класса (14–15 лет), отдыхал с мамой за границей, в тёплых краях, и их экскурсионный автобус попал в страшное ДТП. Когда мальчик очнулся, он увидел бездыханное тело своей матери рядом, а незадолго до этого он проходил обучение, получил навыки, начал делать вентиляцию лёгких, массаж сердца, т. е. начал оказывать первую помощь. Условно через 5 минут к нему приехала карета скорой помощи, и маму спасли. Медики позже признались, что если бы не умелые действия мальчишки, то они не успели бы ей помочь: было бы слишком поздно. Этот пример говорит о том, что этот мальчик, может быть, и не участвовал в слёте дружин юных пожарных, на олимпиаде по ОБЖ, а может, и участвовал, но не занял никакого места, но одна из его главных побед в жизни уже состоялась в юном возрасте. Те навыки, которые он получил, подарили жизнь его матери. Я думаю, что это как раз пример для каждого мальчишки и девчонки: неважно, добился ли ты успеха в конкурсе, привели ли твои действия к победе, выиграла ли команда; а важно другое: те навыки, которые ты получил, помогут для будущих побед, они обязательно пригодятся в жизни, может быть, родственнику, а может быть, просто прохожему, абсолютно незнакомому человеку, который потом будет всю жизнь благодарен тому, кто спас ему жизнь либо просто помог в сложной ситуации. И таких примеров много.

    – Как Вы считаете, как классный руководитель или учитель ОБЖ доступнее всего может донести информацию о требованиях пожарной безопасности?

    – Универсального средства не существует. Как правило, это комплекс мероприятий. Для детей дошкольного возраста лучше всего подходит игровая форма – эстафеты, загадки, поделки, игры в пожарных и спасателей, а для детей постарше – отработка действий при пожаре, обучение первой доврачебной помощи и использованию первичных средств пожаротушения. Чем отличаются знания, которые мы даём, от знаний, получаемых на уроках математики, например, русского языка и др.? Тем, что, когда случается критическая ситуация, у человека нет времени сесть за стол, взять ручку, листочек и написать, посмотреть, сделать работу над ошибками. В критический момент человек должен действовать «на автомате», быстро среагировать и сделать правильные шаги: первый, второй, третий. Очень важно соблюдать последовательность, не перепутать одно с другим, потому что, когда быстро начинаешь оказывать первую помощь человеку, легко ошибиться, что может привести к нежелательному результату. Наши специалисты помогают поэтапно отработать практические навыки. После вводной теоретической части моделируют критическую ситуацию, в ходе которой дети на роботе-тренажёре «Гоша» учатся делать вентиляцию лёгких, массаж сердца, перевязку. И система затем выдаёт результат: спасён человек в итоге или нет, указывает на ошибки. Таким образом, дети, отрабатывая навык на манекене, получают тот опыт, который нужен в экстренной ситуации, т. е. тогда, когда уже нет времени думать, а необходимо действовать. Затем в игровой форме совершенствуют навык, упражняясь друг на друге. Я думаю, что такая живая форма является самой удачной, потому что так происходит контакт между детьми: один – условно пострадавший, второй – условно спасатель, потом они меняются. Это самый оптимальный вариант. У нас для этого все инструменты есть, чтобы в интересной форме дать детям такие столь важные практические навыки.

    – Какие нормативные документы необходимо знать каждому педагогу, руководителю образовательной организации?

    – Здесь я бы хотел отметить следующее: не только каждому педагогу, но и человеку любой профессии нужно знать правила противопожарного режима. Их должен знать каждый человек и соблюдать в быту, на работе. Это несложный документ, им просто нужно уметь пользоваться. Там всё доступно и понятно. Если мы говорим о руководителе образовательного учреждения, то его уровень знаний должен быть выше в области пожарной безопасности. Что я имею в виду? Первое: руководитель должен пройти обучение по пожарно-техническому минимуму, получить удостоверение. Второе: он должен уметь пользоваться нормативной документацией в области пожарной безопасности, т. е. знать 123-ий Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», те же правила противопожарного режима, свод правил. Наизусть это, конечно, знать не обязательно, а вот пользоваться этими документами и получать оттуда какую-то полезную информацию руководитель должен уметь.

    – Как часто классный руководитель должен проводить инструктажи по пожарной безопасности для учащихся?

    – Учителя обязаны проходить инструктажи по технике пожарной безопасности два раза в год, один раз в год в школе должна проводиться учебная эвакуация. Детям информацию о пожарной безопасности доносит классный руководитель в рамках классных часов, а также наши специалисты по договорённости со школами.
    Вы знаете, здесь вопрос не в количестве проведённых инструктажей. Можно проводить их часто, но эффективность от этого будет незначительной, а можно провести один раз в полгода или два раза в год условно, и у детей действительно будет оставаться какая-то информация. Я думаю, что здесь качество будет зависеть не от количества проведённых инструктажей, а от того, как специалисты этот инструктаж подали и что именно дали, какой уровень знаний. У нас разработано огромное количество методических рекомендаций для всех возрастов. Мы знаем, что, например, первоклассникам можем дать определённый уровень знаний, детям постарше – уже совершенно другой, а дети, которые уже выпускаются из школы, отрабатывают практические навыки, они уже выходят, по сути, юными спасателями. Тот ребёнок, который прошёл все эти уровни, с очень высокой вероятностью в критической ситуации сможет помочь ближнему и грамотно справится.

    – Вы упомянули методические рекомендации, которые разработаны для различных возрастных групп. Можно ли любому педагогу ознакомиться с ними? Есть ли открытый доступ к этим методическим рекомендациям?

    – Вся эта информация присутствует у нас. Наше отделение ВДПО покрывает всю территорию Иркутской области, поэтому любой преподаватель может позвонить в местное отделение и запросить методические рекомендации, ему всё предоставят. Абсолютно бесплатно, это наша работа.

    – Какой совет можете дать педагогическим работникам?

    – Я бы, скорее, хотел обратиться с просьбой: больше взаимодействовать с отделениями ВДПО, нашими методистами на местах. Телефоны наших отделений по области всегда доступны (их можно узнать на сайте www.vdpo38.ru).

    Любой учитель может позвонить и задать интересующие вопросы. Если вдруг на местном уровне педагог не получил информацию, которая ему необходима, он всегда может позвонить к нам, в Иркутское региональное отделение, и мы обязательно поможем, быстро отреагируем. Это первое, о чём я хотел сказать. В связи с этим хочу рассказать случай. Пару лет назад мы вместе с Российским Красным Крестом проводили мероприятия для учителей «Научись спасать жизнь», учили их оказывать первую помощь. Наши инструкторы тогда проехали по многим городам и не ожидали того ажиотажа, той огромной аудитории, количества людей, которые пришли на эти лекции. Там как раз отрабатывались практические навыки, учителя могли сами друг на друге попробовать оказывать первую помощь. После этого прошло буквально два дня, как учитель из школы Усть-Илимского района написала нам письмо со словами благодарности и с душещипательной историей: у нее племянница подавилась монетой, и она смогла ребёнку верно и эффективно оказать первую помощь, убрала инородное тело из дыхательных путей правильным образом. Часто у людей начинается паника в таких ситуациях, а это основная проблема, которая приводит к негативным результатам. Она же без паники сделала так, как её учили, и результат был хорошим. Поэтому просьба у меня к учителям следующая: приглашайте наших инструкторов к себе в школы и детские сады, чтобы они обучали детей правилам пожарной безопасности и действиям при ЧС. У нас также есть специалисты – инструкторы-преподаватели первой помощи – которые, помимо правил пожарной безопасности, могут научить оказанию реанимационных действий доврачебной помощи с отработкой практических навыков на тренажёре. И это не обязательно детям, это и взрослым полезно, особенно молодым мамам, у нас для них специально разработана программа, чтобы научить их оказывать первую помощь малышам.[1]


    [1] Фото в статье из архива А. В. Власюка.

    Мы в социальных сетях: