• Развитие кадрового потенциала как условие обучения и развития детей с особыми возможностями здоровья

    10 Авг 2020
     
    11:55
     

    Текст: Татьяна Владимировна Глазкова, руководитель центра развития дополнительного образования ГАУ ДПО ИРО

    Об участии педагогических работников системы образования Иркутской области в диагностике профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования по вопросам организации и осуществления дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

    В рамках реализации регионального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование» по направлению «разработка и проведение выборочных социологических опросов по отдельным аспектам организации качественного доступного образования для обучающихся с ОВЗ по дополнительным общеобразовательным программам в образовательных организациях Иркутской области» центром развития дополнительного образования ГАУ ДПО ИРО разработан и апробирован «Опросник для руководителей и педагогических работников сферы дополнительного образования детей Иркутской области, работающих с детьми с ОВЗ». Содержание вопросов касается организации условий обучения и развития детей с особыми возможностями здоровья.

    Анализ результатов социологического опроса позволяет сделать следующие выводы:

    ■■ 63 % участников опроса считают, что все дети с ОВЗ должны иметь возможность получения дополнительного образования, в том числе и с использованием ИКТ;

    ■■ у 57 % присутствует мотивация к организации образовательной деятельности для детей с ОВЗ;

    ■■ 25 % опрошенных прошли повышение квалификации по вопросам организации обучения по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам.

    Диагностика профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования

    В поддержку социологического опроса (на основании письма Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения

    Российской Федерации о проведении диагностики) центром развития дополнительного образования ГАУ ДПО ИРО организовано участие педагогических работников системы образования Иркутской области в диагностике профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования по вопросам организации и осуществления дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

    В диагностике приняли участие педагогические работники, осуществляющие обучение по адаптированным программам дополнительного образования, из 32 муниципальных образований (Балаганский, Баяндаевский, Бодайбинский, Боханский, Братский, Жигаловский, Заларинский, Зиминский, Катангский, Киренский, Куйтунский,

    Мамско-Чуйский, Нижнеилимский, Нижнеудинский, Нукутский, Слюдянский, Тайшетский, Усольский, Усть-Илимский, Усть-Кутский, Усть-Удинский, Черемховский, Чунский, Шелеховский районы и гг. Зима, Усть-Илимск, Усолье-Сибирское, Братск, Иркутск, Саянск, Свирск, Черемхово). Общее количество участников тестирования – 331 человек.

    Педагоги дополнительного образования, принимавшие участие в тестировании, демонстрировали средний и низкий уровни владения предметной, методической, психолого-педагогической и коммуникативной компетенциями. Результаты тестирования и социологического опроса в целом совпадают и дополняют общую картину готовности педагогических кадров к организации и осуществлению образовательной деятельности по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам. Учитывая затруднения педагогических работников, центр развития дополнительного образования совместно с центром развития инклюзивного образования разработал и реализовал программу повышения квалификации «Создание инклюзивной образовательной среды в организациях дополнительного образования детей». В сентябре – ноябре 2019 года было обучено 150 человек.

    Выявление и тиражирование лучших педагогических практик

    Обязательным компонентом программы повышения квалификации является выявление и тиражирование лучших педагогических практик.

    Необходимо отметить, что в области накоплен опыт дистанционного обучения детей с ОВЗ и инвалидов, а также опыт включения детей с ОВЗ в творческие объединения центров и домов творчества детей и молодёжи.

    В ходе взаимостажировки 26 педагогов дополнительного образования представили опыт работы и продемонстрировали практики организации образовательной деятельности детей с ОВЗ и инвалидов.

    Центр развития дополнительного образования в дальнейшем планирует осуществить организацию обучения педагогов, сбор и мониторинг эффективных практик освоения детьми с ОВЗ дополнительных общеобразовательных программ (в том числе с использованием дистанционных технологий) с целью тиражирования успешных практик и их использования в процессе работы.

    Мы в социальных сетях: