Текст: Ольга Викторовна Кучергина,
руководитель центра развития инклюзивного образования
ГАУ ДПО ИРО
В системе школьного образования Иркутской области, исходя из запроса социума, социально-экономических и территориальных особенностей региона, был найден разумный баланс между массовым и специальным (коррекционным) образованием, которое, с одной стороны, основано на понимании реальных возможностей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, с другой – на понимании границ и возможностей массовой системы образования.
Родители (законные представители) детей с ОВЗ наделены правом выбора школы, где будет обучаться их ребёнок. Несмотря на то что преобладающее большинство учащихся с ограниченными возможностями здоровья (около 75 %) учатся в общеобразовательных организациях массового типа (а в условиях коррекционных школ только около 25 %), нельзя недооценивать роль и потенциал специальных (коррекционных) школ в вопросах организации образования лиц с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов и инвалидов, на уровне региона. Именно в условиях этих организаций осуществляются комплексное психолого-педагогическое и медицинское сопровождение учащихся, коррекция имеющихся у них нарушений психофизического развития, их профессиональное самоопределение и предпрофессиональная подготовка.
В соответствии с распоряжением министерства образования Иркутской области от 11.05.2016 г. № 306-мр «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по обеспечению введения ФГОС ОВЗ» в период с 2016 по 2018 гг. ГАУ ДПО ИРО проводилось изучение мнения обучающихся, их родителей (законных представителей) и других членов семьи об эффективности деятельности региональной системы специального (коррекционного) образования по двум критериям: доступность образования и качество образования.
Результаты проведённого анализа
Опрос показал, что 74,6 % респондентов в целом были удовлетворены деятельностью своей специальной (коррекционной) школы. Однако в ходе опроса был выявлен ряд проблем, из-за чего снижается эффективность системы специального (коррекционного) образования региона. Проведённый анализ показывает, что одна часть проблем была решена, а другая – нет (т. е. является «постоянной», прослеживается из года в год). Среди «постоянных» проблем выделяются две основные группы:
1. Проблемы, обусловленные причинами финансового характера.
2. Проблемы, обусловленные причинами организационного характера.
Проблемы финансового характера | Проблемы организационного характера |
1. Отсутствие в большинстве школ материально- технических условий в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ОВЗ, в т. ч. недостаточный уровень обеспечения образовательной деятельности специальными учебниками, рабочими тетрадями, дидактическими материалами, ТСО и проч. | 1. Недоведение до сведения всех родителей (законных представителей) при поступлении ребёнка в школу информации в полном объёме о нормативно-правовом и программно-методическом сопровождении образовательной деятельности |
2. Недостаточное кадровое обеспечение образовательной деятельности, в т. ч. недостаточное количество в школах учителей- дефектологов, учителей-логопедов, педагогов- психологов, медицинских работников, тьюторов и ассистентов (помощников) для сопровождения обучающихся с ОВЗ. | 2. Недостаточное программно-методическое сопровождение образовательной деятельности в части соответствия адаптированной основной общеобразовательной программы школы возможностям каждого обучающегося, в том числе использование устаревших (невостребованных на региональном рынке труда) профилей труда в рамках реализации предметной области «Технология». |
3. Недостаточный уровень квалификации у отдельных педагогических работников в части осуществления коррекционно-развивающей работы с учащимися в соответствии с их особыми образовательными потребностями. | 3. Недоведение до родителей информации о содержании реализуемых в школе учебных предметов, коррекционных курсов, занятий внеурочной деятельности и их влиянии на психофизическое развитие обучающихся с ОВЗ. |
4. Отсутствие у части обучающихся интереса к учебным и коррекционно-развивающим занятиям из-за недостаточного оснащения специализированных кабинетов. | |
5. Отсутствие условий для организации дополнительного образования обучающихся с ОВЗ; для реализации дистанционных программ образования учащихся с ОВЗ. |
Следует отметить, что доминирующими проблемами являются проблемы материально-технического характера, в том числе несоответствие у преобладающего большинства школ оборудования для трудовых мастерских и кабинетов профильного труда, обусловленное износом данного оборудования, его устареванием, несоответствием востребованным для региона профессиям. Например, отсутствует современное оборудование для обувной мастерской, мастерской повара, мастерской строительного профиля, кабинета картонажно-переплётного дела и др. Не во всех школах созданы условия для организации внеурочной деятельности и (или) дополнительного образования обучающихся с ОВЗ.
Пути решения проблем
Данные проблемы можно решить только за счёт обновления материально-технической базы каждой школы, изменения её инфраструктуры, расширения вариативности
содержания образования и ресурсных (в том числе кадровых) возможностей коррекционных школ в рамках участия Иркутской области в мероприятиях федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Поэтому в период с 2019 по 2024 гг. все специальные (коррекционные) школы региона примут участие в реализации мероприятий федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». 12 школ из г. Иркутска, г. Ангарска, г. Усть-Илимска, г. Зимы, г. Саянска и г. Братска участвуют в проекте уже в течение 2019 г. На деятельности этих образовательных организаций хотелось бы остановиться подробнее.
В начале года коллективами школ были разработаны программы развития, обеспечивающие достижение главной цели проекта, заключающейся в создании современных условий для обучения и воспитания путём обновления инфраструктуры, изменения содержания и повышение качества образовательной деятельности. В течение 2019 года в каждую школу доставляли различное оборудование.
❶Для реализации предметной области «Технология» в школьных трудовых мастерских. Использование данного оборудования обеспечит внедрение современных программ трудового и профессионально-трудового обучения по востребованным на региональном (муниципальном) рынке труда профессиям; обеспечит вариативность программ профильного труда: «Столярное дело», «Швейное дело», «Слесарное дело», «Переплётно-картонажное дело», «Обувное дело», «Гончарное дело», «Кулинария», «Сельскохозяйственный труд», «Подготовка младшего обслуживающего персонала», «Цветоводство и декоративное садоводство», «Художественный труд» и др.
Будет способствовать профессиональному самоопределению учащихся с ОВЗ, их предпрофессиональной подготовке за счёт формирования общетрудовых и специальных умений и навыков, побуждения к получению профессионального образования и осуществлению самостоятельной трудовой деятельности.
❷ Для психолого-педагогического сопровождения и оптимизации коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ (оборудование для кабинетов педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда; диагностические комплекты, коррекционно-развивающие и дидактические средства обучения).
❸ Для учебных кабинетов и помещений для организации качественного доступного образования обучающихся с ОВЗ (компьютерного класса, спортивного зала, зала лечебной физкультуры, учебных кабинетов химии, физики, географии, иностранных языков, музыки и иных кабинетов).
❹Для дополнительного образования обучающихся с ОВЗ технической и естественнонаучной направленностей: оборудование для робототехники, для фото- и (или) видеостудии, техника для студии анимации и проч. с целью вовлечения максимального количества обучающихся с ОВЗ в систему дополнительного образования региона, в т. ч. с использованием дистанционных образовательных технологий и сетевого взаимодействия с организациями дополнительного и профессионального образования.
О значительных изменениях, происходящих в школах, свидетельствуют результаты регионального этапа Всероссийского конкурса «Доброшкола», прошедшего в октябре 2019 г. На фотографиях представлены помещения для проведения коррекционной работы с учащимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в ГОКУ ИО «Специальная (коррекционная) школа г. Усть-Илимска».
Помощь, оказываемая коллективам специальных (коррекционных) школ
Со стороны ГАУ ДПО ИРО коллективам специальных (коррекционных) школ оказывается помощь в виде адресного консультирования, проведения экспертизы программного обеспечения образовательной деятельности, предоставления возможности пройти обучение по следующим программам:
– ДПП ПК «Реализация предметной области “Технология” в образовательном процессе обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС»;
– ДПП ПК «Реализация ФГОС образования обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
– ДПП ПК «Создание условий для обучения детей с расстройствами аутистического спектра»;
– ДПП ПК «Современные подходы к организации образования лиц с тяжёлыми множественными нарушениями развития»;
– ДПП ПК «Современные подходы к организации школьного образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
– ДПП ПП «Основы олигофренопедагогики» и проч.
В настоящее время школами, участвующими в реализации федерального проекта «Современная школа», осуществляется накопление инновационных для нашего региона практик за счёт расширения ресурсных возможностей, обновления инфраструктуры, участия в новых форматах взаимодействия с другими образовательными организациями и представителями социума, обновления форм и содержания коррекционно-развивающей работы. Перечисленные мероприятия позволят этим образовательным организациям в дальнейшем оказывать методическую помощь административным и педагогическим работникам других школ региона и претендовать на статус региональных учебно-методических центров по распространению эффективных практик обучения, воспитания и социализации обучающихся с ОВЗ!
¹ Фото в статье из архива автора.