• Лучшие практики сопровождения, наставничества, шефства как механизм реализации основных задач регионального проекта «Успех каждого ребенка»

    10 Авг 2020
     
    11:47
     

    Текст: Вера Викторовна Гибанова,
    методист центра развития воспитания ГАУ ДПО ИРО

    В мае 2019 года центром развития воспитания ГАУ ДПО ИРО был проведён IV региональный конкурс практик сопровождения, наставничества, шефства как условия эффективного взаимодействия социальных институтов воспитания «Содружество» среди образовательных организаций Иркутской области.

    Конкурс проводился с целью системного изучения и распространения результативного опыта работы по разработке и внедрению практик сопровождения, наставничества, шефства во взаимодействии с социальными институтами воспитания на основании плана мероприятий по реализации в 2016–2020 гг. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г., мероприятий регионального плана (Дорожной карты «ВОСПИТАНИЕ – 2020»), регионального проекта «Успех каждого ребёнка» (в рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации» от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.»).

    Практики анализировали, осмысливали и подготавливали к общественно-профессиональной экспертизе 15 образовательных организаций из 12 муниципальных образований. Экспертное сопровождение конкурса осуществляли сотрудники ГАУ ДПО ИРО, представители общественных организаций, муниципальных органов управления образованием, образовательных организаций Иркутской области.

    Результаты экспертизы

    По результатам содержательной экспертизы выстроился рейтинг образовательных организаций.

    На основании комплексной рейтинговой оценки, полученной в результате работы экспертов, был определён победитель конкурса – МБОУ г. Иркутска гимназия № 3 (авторы практики сопровождения, наставничества, шефства «Шефство»: Т. А. Павловская, заместитель директора по научно-методической работе; Т. А. Дубова, заместитель директора по воспитательной работе; Т. Д. Смолягина, социальный педагог; О. Н. Винник, учитель истории и обществознания; М. Ю. Шкробор, учитель начальных классов).

    Призёры конкурса:

    ■■ МБОУ «СОШ № 18» МО г. Братска (авторы практики сопровождения, наставничества, шефства «Храним истории заветы»: Д. П. Федькина, заместитель директора по учебно-воспитательной работе; Т. П. Сорокина, заведующий музеем; О. А. Ефимова, учитель русского языка и литературы);

    ■■ МБОУ «Белореченский лицей» Усольского районного МО (авторы практики сопровождения, наставничества, шефства «Лицейские вожатые»: В. Н. Ганьшина, заместитель директора по научно-методической работе; Н. А. Фетцова, педагог-организатор; Е. В. Филиппова, педагог-библиотекарь, учитель ОРКСЭ, ОДНКНР, технологии, черчения, ИЗО).

    Эксперты отметили разнообразие практик сопровождения, наставничества и шефства, реализуемых в образовательном поле нашего региона.

    Так, например, заслуживает внимания практика Малышевской СОШ, которая на протяжении многих лет осуществляет шефскую помощь ветеранам, труженикам тыла, детям войны, пожилым жителям, проживающим в Малышевском МО. Также была отмечена практика коллектива МОУ Лицей г. Черемхово «Баддинг как эффективная модель наставничества в системе “учащийся – учащемуся”», авторы которой отмечают проблему социально-психологической адаптации к новой ситуации обучения у лицеистов (новой учебной ситуации, новым педагогическим технологиям, формам и методам обучения) и предлагают в качестве решения использовать такую разновидность наставничества, как баддинг. МКОУ «Подъеланская СОШ», ответив на вопрос о том, для чего нужен наставник молодому педагогу, представили практику «Школьное наставничество как волонтёрский вид педагогической деятельности», в которой отразили механизмы реализации процесса эффективного включения молодых специалистов в профессиональную жизнь и жизнь коллектива.

    Значение конкурса

    Реализация практик сопровождения, наставничества, шефства позволяет образовательной

    организации использовать актуальный сегодня инструмент развития обучающихся и педагогов, осуществлять эффективное взаимодействие социальных институтов воспитания. Процедура проведения конкурса является для учреждений особенным механизмом анализа опыта и осознания дефицитов в реализации практики, а также позволяет образовательным организациям определить перспективы дальнейшего развития с учётом осознанных затруднений, в том числе профессионального развития педагогов. Центром развития воспитания планируется продолжение работы по обобщению и тиражированию практик сопровождения, наставничества и шефства, что позволит идентифицировать и реализовать «региональную модель тьюторского сопровождения (как вида наставничества) обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися», а также внести обновление в содержание дополнительных программ повышения квалификации педагогических работников.

    ГАУ ДПО ИРО поздравляет победителя и призёров, благодарит участников конкурса «Содружество» за проявленную активность в конкурсных мероприятиях, желает дальнейших успехов и выражает готовность к продолжению сотрудничества в вопросах развития воспитания нашего региона.

    Мы в социальных сетях: