• Результаты внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в Иркутской области

    10 Авг 2020
     
    11:41
     

    Текст: Александр Сергеевич Быков,
    руководитель центра цифровизации образования
    ГАУ ДПО ИРО

    Об уровне и качестве использования цифровых технологий в образовательных организациях – участниках внедрения целевой модели цифровой образовательной среды

    В национальном проекте «Образование» впервые в отечественной практике дано исчерпывающее определение понятия цифровой образовательной среды как подсистемы социокультурной среды, совокупности специально организованных педагогических условий развития личности, при которой инфраструктурный, содержательно-методический и коммуникационно-организационный компоненты функционируют на основе цифровых технологий.

    Из данного определения можно выделить несколько ключевых составляющих цифровой образовательной среды: кадровую, инфраструктурную, содержательную и управленческую.

    С этих точек зрения был проведён срез по уровню и качеству использования цифровых технологий в образовательных организациях – участниках внедрения целевой модели цифровой образовательной среды, являющейся одним из ключевых результатов реализации регионального проекта «Цифровая образовательная среда». В 2019 году в Иркутской области внедрение проходило в 2-х муниципальных образованиях: г. Черемхово и Усольский район.

    Диагностический инструментарий включал в себя 30 вопросов, разбитых по следующим тематическим кластерам: «Оргтехника»; «Компьютерная техника»; «Интернет и локальная сеть»; «Учебное оборудование»; «Информационные системы»; «Образовательные сервисы и ресурсы, их использование в образовательной деятельности».

    В кластере «Оргтехника» необходимо обратить внимание на сложившуюся практику в формировании подходов к приобретению оргтехники, т. к. имеющиеся по результатам среза данные позволяют судить об общей бессистемности в данном вопросе. Так, соотношение оргтехники к количеству учителей в школах составляет в среднем по всем школам (участникам среза) 0.6, что говорит о том, что на каждых двух учителей приходится 1 единица оргтехники. С одной стороны, данная цифра противоречит современному пониманию устройства инфраструктуры образования и экономики; в условиях проникновения в школу модели «бережливый офис» («бережливая школа») затраты на сопровождение и обслуживание такого объёма оргтехники зачастую не соответствуют их реально приносимой пользе. С другой – наблюдается положительная динамика в обновлении парка техники.

    Так, корреляция значений показателей «Соотношение оргтехники к количеству учителей» к «Проценту оргтехники, поставленной ранее 2017 года» составляет −0,76, что является сильным (значительным) отрицательным уровнем корреляции, который можно интерпретировать следующим образом: «чем больше в школе оргтехники, тем более интенсивно она обновляется». Под оргтехникой в данном случае подразумеваются принтеры, сканеры и многофункциональные устройства.

    В кластере «Компьютерная техника» изучалось наличие в школах как традиционных инструментов компьютерной техники (персональных компьютеров, моноблоков и ноутбуков), так и современных мобильных (планшетных компьютеров и ноутбуков-«трансформеров»).

    В среднем соотношение количества компьютерной техники к количеству учеников по исследуемым школам составляет 0,2, что говорит о том, что на пятерых обучающихся приходится одна единица компьютерной техники.

    Особого внимания заслуживает поступление в школы мобильной компьютерной техники (планшетных компьютеров и ноутбуков-«трансформеров»), которая отвечает современным тенденциям образовательной инфраструктуры: мобильность, доступность, адаптивность, универсальность, быстродействие и возможность интеграции.

    Мобильный класс, состоящий из планшетов, позволяет организовывать эффективные форматы взаимодействия с обучающимися в классе, использовать всё многообразие образовательных мобильных приложений (как универсальных, так и специализированных), среди которых как справочники, словари, задания для самоконтроля, интерактивные игры, так и элементы дополненной и виртуальной реальностей.

    Количество мобильной компьютерной техники по всем школам незначительное (1 единица на 17 учеников), в разрезе организаций значение показателя «Соотношение количества мобильной компьютерной техники к количеству обучающихся» варьируется в пределах от 0 до 0,19.

    Этот фактор необходимо учитывать в вопросах понимания политики цифровизации на уровне администраторов образовательных систем муниципалитетов и образовательных организаций.

    Стоит отметить тенденцию обновления парка компьютерной техники, в том числе за счёт поставленного в рамках проекта оборудования: за последние 3 года в среднем по школам обновлено 43 % парка компьютерной техники.

    Корреляция показателей «Соотношение количества компьютерной техники с количеством обучающихся» и «Процент компьютерной техники, поставленной ранее 2017 года» составляет −0,58.

    Данное значение можно интерпретировать следующим образом: школы, обладающие меньшим парком компьютерной техники, обновляют его менее интенсивно, чем школы с относительно большим парком.

    С другой стороны, будет интересно взглянуть на доступность компьютеров для использования конкретными субъектами. 88 % опрошенных школ отмечают, что пользоваться некоторым парком компьютеров может каждый учитель в любое время, тогда как ученикам такая возможность предоставлена лишь в 35 % школ. Однако стоит отметить 52 % школ, в которых компьютеры детей доступны в специально отведённое время.

    Наличие парка компьютерной техники в школе, не объединённого в локальную сеть и не имеющего подключение к Интернету, неэффективно.

    По другому показателю «Скорость подключения к сети Интернет» ситуация складывается таким образом, что более 35 % школ имеют скорость подключения к сети Интернет до 9 Мбит/с, которую можно расценивать как «низкую».

    В данном кластере необходимо учитывать тот факт, что в школах, имеющих мобильную компьютерную технику, Wi-Fi распространен шире, чем у других. Это является закономерным и подтверждает, что доступ к сети Интернет является одним из ключевых факторов цифровой образовательной среды. С другой стороны, данные по качеству этого подключения позволяют говорить о том, что далеко не все возможности сети Интернет удаётся использовать в образовательной деятельности: лишь у 4 школ одновременно присутствуют два фактора «Высокая скорость подключения через Wi-Fi» и «Наличие мобильной компьютерной техники».

    В кластере «Учебное оборудование» по-прежнему актуальным остаётся тренд инженерных технологий в образовании, в основном робототехники. Из всего набора оборудования, предложенного респондентам для рассмотрения, только в направлении робототехники утвердительно о его наличии ответила значительная часть.

    В остальных случаях наличие других единиц цифрового учебного оборудования не подтвердилось точечными телефонными консультациями с респондентами.

    В кластере «Информационные системы» интерес представляют ресурсы, позволяющие повысить эффективность управления образовательной организацией и образовательной деятельностью. Эффективная практика организации коммуникации между педагогом с руководителем или другим педагогом находит своё отражение и в данном срезе. Так, подавляющая часть школ, имеющих внутренний портал для использования педагогами, находится в г. Черемхово.

    Как показали результаты, большая часть этих же школ имеет и внутренние порталы для работы с обучающимися. В то же время пользуются системами управления обучением для доставки образовательного контента до обучающихся лишь 12 % всех опрошенных школ.

    Одним из ключевых показателей целевой модели цифровой образовательной среды является сокращение управленческих издержек за счёт автоматизации рутинных операций.

    С учётом данного показателя стоит обратить внимание на имеющиеся сегодня на рынке автоматизированные системы для управления образовательной организацией. В соответствии с полученными данными более половины школ имеют такие системы, либо используют отдельные их компоненты.

    Обращаясь к цифровым образовательным инструментам и ресурсам, важно фиксировать корректность и качество их использования в образовательной деятельности. В срезе исследование данного вопроса осуществлялось с позиции решаемых педагогических задач: измерение качества обучения, компетенций; управление поведением в классе; совместная работа в классе; доставка и поддержка учебного контента (программы); отслеживание данных об учениках (успеваемость и посещаемость); создание инструкций, интерактивных листов и т. п.; улучшение педагогической практики; работа с обучающимися с особыми потребностями.

    На данной диаграмме видно, что на настоящий момент большинство педагогов с помощью цифровых технологий заменяют лишь форму выполнения наиболее привычных задач, например, фиксацию успеваемости. В то же время использование технологий, решающих совершенно новые педагогические задачи, незначительное и свойственно лишь отдельным педагогам. Таким образом, можно обратить внимание на то, что сложны в применении для педагогов инструменты, требующие определённого уровня вовлечения в коммуникацию с обучающимися, например, в категории «Управление поведением в классе» или «Работа с обучающимися с особыми потребностями».

    Мы в социальных сетях: