Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.
В Иркутской области в рамках реализации федеральных проектов, входящих в национальный проект «Образование», разработаны и утверждены 7 региональных проектов. За каждым из них закреплены органы исполнительной власти региона, ответственные за реализацию мероприятий проекта на территории Иркутской области, а также по достижению показателей, установленных соответствующим федеральным проектом.
ГАУ ДПО ИРО сопровождает 5 региональных проектов национального проекта «Образование» («Современная школа», «Успех каждого ребёнка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего»).
Ниже мы публикуем информацию о некоторых мероприятиях, проведённых в 2019 г.
I. «Современная школа»
Благодаря реализации регионального проекта в Иркутской области на уровне основного общего и среднего общего образования к 2024 году будут обновлены содержание и технологии преподавания общеобразовательных программ, вовлечены все участники системы образования (обучающиеся, педагоги, родители (законные представители), работодатели и представители общественных объединений) в развитие системы общего образования, а также за счёт обновления материально-технической базы будут внедрены новые методы обучения и воспитания.
Проведена образовательная сессия для педагогов технологии и информатики центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» Иркутской области, Республики Тыва и Забайкальского края.
На базе детского технопарка «Кванториум “Байкал”» состоялась установочная лекция, в ходе которой педагоги познакомились с проектом «Точка роста», программой занятий, своими наставниками, работающими по различным направлениям: IT, аэро, наноквантум, VRАR, промдизайн, промробо и гео. Работа педагогов проходила в разновозрастных группах с включением игровых технологий по тематике командообразования, проектной деятельности.
Научно-практическая конференция «Эффективные практики реализации ФГОС образования обучающихся с ОВЗ»
Коллективом центра развития инклюзивного образования была проведена III Региональная научно-практическая конференция «Эффективные практики реализации ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Участие в работе конференции в очном и дистанционном режимах приняли 116 человек из 15 муниципальных образований Иркутской области, в т. ч. из г. Иркутска, г. Ангарска, г. Черемхово, г. Усть-Кута, г. Саянска, Шелеховского, Слюдянского, Иркутского районов и др.
Среди участников конференции были административные и педагогические работники образовательных организаций общего и дополнительного образования; представители психолого-медико-педагогических комиссий, общественных организаций, органов управления образованием и cлужбы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области; преподаватели кафедры теории и практик специального обучения и воспитания Педагогического института «ИГУ».
Конференция проводилась с целью представления эффективных практик воспитания, обучения и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Работа НПК была организована по двум секциям:
Секция 1. «Программно-методическое сопровождение образовательного процесса обучающихся с ОВЗ в школе: ресурсы и возможности образовательной организации» (модератор: О. В. Кучергина, канд. пед. наук, руководитель центра развития инклюзивного образования).
Секция 2. «Психолого-педагогическое сопровождение реализации адаптированных образовательных программ» (модератор: Ю. В. Шестакова, старший преподаватель центра развития инклюзивного образования).
Участники конференции отметили содержательность и практическую значимость всех представленных материалов, особо выделив выступления педагогов, связанные с социализацией и профессиональным самоопределением учащихся с ОВЗ в рамках реализации предметной области «Технология».
Исследование достижений 15-летних обучающихся по модели PISA
В рамках мероприятий федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» проводилось исследование образовательных достижений пятнадцатилетних обучающихся по модели PISA (Programmefor International Student Assessment).
Компьютерное тестирование в рамках региональной оценки по модели PISA выполнили 4443 школьника из 91 образовательной организации и 164 студента из 5 организаций среднего профессионального образования из 31 муниципального образования Приангарья. Проверить свои достижения в общероссийской оценке по стандартам международного сопоставительного исследования PISA получили возможность 257 пятнадцатилетних обучающихся из 6 общеобразовательных организаций из Боханского, Качугского, Нижнеудинского и Тайшетского районов, г. Братска и г. Иркутска.
Результаты исследования, которые ожидаются в первом квартале 2020 года, позволят региону получить картину своей системы образования и внести коррективы в собственную модель качества образования.
II. «Успех каждого ребёнка»
Целью проекта является обеспечение к 2024 году для детей в возрасте от 5 до 18 лет доступных для каждого и качественных условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности путём увеличения охвата дополнительным образованием до 80 % от общего числа детей, обновления содержания и методов дополнительного образования детей, развития кадрового потенциала и модернизации инфраструктуры системы дополнительного образования детей.
Особое внимание уделено предоставлению равного доступа детей к интересным и востребованным программам дополнительного образования, выявлению талантов каждого ребёнка и концентрации на ранней профориентации с последующим построением индивидуальной образовательной траектории в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями, что особенно важно для подготовки ребёнка к успешной самореализации в быстро меняющихся условиях современности.
Региональная научно-практическая конференция «Успех каждого ребёнка: выявление, поддержка и развитие способностей и талантов детей»
На базе МБУДО г. Иркутска ДДТ № 2 прошла региональная научно-практическая конференция «Успех каждого ребёнка: выявление, поддержка и развитие способностей и талантов детей», организованная кафедрой психологии и педагогики ГАУ ДПО ИРО.
На пленарном заседании были заслушаны доклады:
– «Дополнительное образование детей как ресурс выявления, поддержки и развития способностей и талантов» (Т. А. Малых, канд. пед. наук, заведующий кафедрой психологии и педагогики ГАУ ДПО ИРО);
– «Воспитание ребёнка успехом» (С. В. Кирдянкина, канд. пед. наук, доцент кафедры психологии и педагогики ГАУ ДПО ИРО);
– «Реализация проекта каникулярной занятости детей “Под парусом детства”» (Т. Я. Чуруксаева, методист высшей квалификационной категории МБУДО г. Иркутска ДДТ № 2);
– «Презентация программы летнего оздоровительного лагеря МБУДО г. Иркутска ДДТ № 2 “Азбука Иркутска”» (К. П. Ноготхоева, Л. С. Переславцева, К. Н. Ролич, педагоги-организаторы МБУДО г. Иркутска ДДТ № 2);
– «Педагог дополнительного образования. Новые горизонты» (Ю. А. Харченко, педагог-организатор МУДО ДДЮ г. Черемхово).
Затем участники работали в рамках трёх тематических площадок: «Дополнительное образование – ресурс выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей».
1. «Дополнительное образование: кому, чему и как учить современных детей? – педагог дополнительного образования».
2. «Дополнительное образование: глобальные вызовы и педагогические практики – проблемы современного детства и пути их решения средствами дополнительного образования».
Всего в конференции приняли участие более 200 человек. Иркутская область была представлена следующими территориями: Братский, Зиминский, Усть-Илимский, Нижне-Илимский, Казачинско-Ленский, Жигаловский районы, гг. Иркутск, Ангарск, Черемхово, Усолье-Сибирское.
Проектный семинар «Проблемы межведомственного взаимодействия в системе дополнительного образования детей»
На базе ГАУ ДПО ИРО в рамках плана мероприятий по реализации регионального проекта «Успех каждого ребёнка» центр развития дополнительного образования провёл проектный семинар «Проблемы межведомственного взаимодействия в системе дополнительного образования детей».
В работе семинара приняли участие представители организаций, принадлежащих к министерствам и ведомствам культуры, образования, министерствам внутренних дел, молодёжной политики: Т. М. Киселёва, директор, ГБУ ДПО ИОУМЦКИ «Байкал»; И. В. Малахов, инспектор по пропаганде БДД Управления ГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области; В. А. Глазков, начальник отдела патриотического воспитания ОГКУ «Центр социальных и информационных услуг для молодёжи»; С. О. Кореев, начальник клуба Управления войск национальной гвардии по Иркутской области; Ю. В. Лаврентьев, директор Военно-патриотического центра «Вымпел-Байкал»; Д. В. Степанов, директор МКУК СКК Уриковского МО ДК «Овация» (д. Грановщина); И. В. Хороших, заместитель начальника Управления по культуре и молодёжной политике (г. Ангарск); руководители и педагогические работники организаций дополнительного образования детей из Иркутского, Братского, Шелеховского, Черемховского, Усольского, Аларского, Эхирит-Булагатского районов.
В ходе четырёхчасового заинтересованного разговора были определены приоритетные
направления взаимодействия, выявлены проблемы и перспективы сотрудничества, обеспечивающего доступность и высокое качество дополнительного образования, заполнена «Карта интересов».
Результатом проектировочной работы в группах стало заполнение «Карты инициатив». Педагоги и гости определили для себя потенциальных партнёров, направления деятельности, степень готовности решать задачи по взаимодействию и возможности обмена ресурсами.
Проектировочный семинар был первым шагом в развитии межведомственного взаимодействия в сфере дополнительного образования.
II Региональный слёт «Детское и молодёжное общественное движение – ресурс построения открытой системы наставничества и шефства»
Организатором II Регионального слёта «Детское и молодёжное общественное движение – ресурс построения открытой системы наставничества и шефства», цель которого заключается в формировании на территории Иркутской области коммуникационной площадки для выявления опыта применения и обсуждения подходов к развитию практик наставничества и шефства детского и молодёжного общественного движения в контексте реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Основ государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года, национального проекта «Образование», выступил центр развития воспитания ГАУ ДПО ИРО.
В мероприятии приняли участие 130 представителей детско-взрослого сообщества из 30 муниципалитетов Иркутской области. Экспертное сопровождение Слёта осуществляли представители исполнительных органов власти Иркутской области и руководители региональных отделений детских и молодёжных общественных объединений: О. А. Куриленкова, начальник Управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по связям с общественностью и национальным отношениям; И. А. Торунова, начальник отдела дополнительного образования министерства образования Иркутской области; Т. В. Измайлова, директор ОГКУ «Молодёжный кадровый центр»; К. А. Живолуп, консультант отдела этноконфессиональных отношений Управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по связям с общественностью и национальным отношениям; П. А. Трескин, директор ОГКУ «Центр социальных и информационных услуг для молодёжи»; О. В. Бичевина, председатель Иркутского областного комитета ООО «Российский Союз Молодёжи», координатор РО ООГ ДЮО «Российское движение школьников»; П. В. Мурыщенко, исполнительный директор ИОООДиМ «Байкальский скаут»; Е. Ю. Пахоменко, начальник отдела по молодёжной политике Администрации АГО; А. М. Пищугин, председатель ИРОО «Молодёжная ассамблея народов Прибайкалья».
В рамках работы панельной дискуссии обсуждались вопросы наставничества и шефства детского и молодёжного общественного движения, демонстрировался опыт применения практик в контексте реализации стратегии развития и оценки реализации регионального проекта «Успех каждого ребёнка». Проектная лаборатория Слёта «Инициатива в действии» проходила в форме стартапа. Дети и взрослые проектировали по кейсам, учитывая тренды современного образования. По итогам работы детско-взрослых групп был представлен совместный проект детской общественной организации.
На питч-сессии «Наше время пришло…» представителями детских и молодёжных общественных организаций были определены условия и возможности практик наставничества и шефства для развития детского и молодёжного общественного движения региона.
Итогом мероприятия стал брифинг «Мы и наши возможности для организации построения открытой системы наставничества и шефства», на котором были резюмированы результаты работы площадок и внесены предложения.
III. «Поддержка семей, имеющих детей»
Целью реализации проекта является создание условий для повышения компетентности родителей, обучающихся в вопросах образования и воспитания, в том числе для раннего развития детей в возрасте до трёх лет путём предоставления услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Инновационная деятельность педагога в условиях ФГОС дошкольного образования»
Завершилось повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Инновационная деятельность педагога в условиях ФГОС дошкольного образования», которая направлена на выполнение задач регионального проекта «Поддержка семей, имеющих детей».
В рамках обучения была проведена общественная экспертиза регионального инновационного проекта «Защита прав детей в дошкольной образовательной организации». Также были рассмотрены нормативно-правовые основы создания и деятельности консультационных центров.
Региональный семинар «Деятельность дошкольных образовательных организаций по реализации регионального проекта “Поддержка семей, имеющих детей”»
Региональный семинар был направлен на обеспечение информационного и научно-методического единообразия среди дошкольных образовательных организаций по созданию консультационных центров (служб), оказывающих психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь родителям (законным представителям) с детьми дошкольного возраста.
Данный семинар стал отправной точкой для создания и организации консультационных центров (служб) на базе дошкольных образовательных организаций.
Разработка методического пособия для родителей, имеющих детей раннего и дошкольного возраста
В рамках работ по реализации регионального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» разработано методическое пособие «Родители –главные воспитатели своих детей», адресованное родителям, имеющим детей раннего и дошкольного возраста. В пособии, авторами-составителями которого являются Н. Ю. Яблонцева, О. Н. Бабитинская, Т. В. Гольцева, И. И. Копылова, О. Е. Бобкова, Е. А. Скутарь, представлены рекомендации по вопросам воспитания и развития детей. Назначение пособия состоит в том, чтобы помочь сформировать у родителей психолого-педагогические компетенции, которые позволят им стать главными воспитателями своих детей, то есть понимать, принимать и поддерживать их в различных ситуациях.
IV. «Цифровая образовательная среда»
Основной целью проекта «Цифровая образовательная среда» является создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
STEM на Байкале!
29 ноября 2019 г. состоялся межрегиональный семинар «STEM-образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста как ответ запросу общества XXI века», в котором приняли участие педагоги дошкольных учреждений Иркутской области и Республики Бурятия.
Семинар состоялся на базе МБДОУ «Детский сад № 8 “Солнышко” г. Слюдянка». Интерес к программе «STEM-образование для детей дошкольного и младшего школьного
возраста» возрастает с каждым днем. Так, в рамках этого мероприятия прошло открытие второй детской STEM-лаборатории по апробации парциальной модульной программы, детский сад № 8 «Солнышко» Слюдянского района получил статус инновационной площадки ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания» Российской академии образования.
На семинаре были представлены успешно реализуемые практики этого направления: МБДОУ г. Иркутска детский сад № 10 представил свой проект «STEM-друг», а МДОУ «Детский сад № 4 г. Черемхово» познакомил с опытом работы с первым и единственным инновационным роботом с искусственным интеллектом Roobo-Pudding. Также были обозначены векторы развития проекта в нашем регионе, намечены дальнейшие мероприятия для участников сетевого взаимодействия. Далее коллеги посетили мастер-классы по образовательным модулям программы, которые позволили участникам погрузиться в практику. Участники научились снимать мультфильм, провели опыт в лаборатории, собрали интересные объекты с Lego-конструктором, запрограммировали движения робота и произвели математические замеры.
Стажировочная сессия в г. Черемхово «Технологии цифрового образования как ресурс развития муниципальной информационно-образовательной среды»
Прошла межмуниципальная стажировочная сессия «Технологии цифрового образования как ресурс развития муниципальной информационно-образовательной среды». Организаторами сессии выступили Управление образования г. Черемхово и ГАУ ДПО ИРО.
За два дня участники сессии из 14 муниципальных образований Иркутской области имели возможность изучать и быть участниками уникальных практик организации инновационного цифрового образовательного пространства в масштабе не только отдельной образовательной организации, но и муниципалитета в целом. В рамках стажировки был представлен опыт г. Черемхово по внедрению цифровых технологий в образовательную деятельность, их преемственность в дошкольном и школьном образовании. Яркой чертой в работе стажировки явилась сплочённость управленческой команды и педагогов, выстроенная стратегия взаимодействия всех участников образовательных отношений.
По результатам стажировки была проведена рефлексия, показавшая высокую значимость организованной стажировочной сессии, её уникальную наполненность.
Информационно-коммуникативная компетентность педагога дополнительного образования
В рамках реализации регионального проекта «Цифровая образовательная среда» состоялся региональный информационно-методический семинар «Возможности цифровых ресурсов как условие сопровождения гуманитарного образования в учреждениях дополнительного образования и создания эффективной системы управления сферой дополнительного образования детей». За три часа работы были заслушаны 12 выступлений педагогов и методистов 6 муниципальных организаций дополнительного образования Иркутской области.
Оживлённое обсуждение после выступления педагогов МБОУ ДОД «Станция юных техников» г. Ангарска показало огромный интерес педагогических работников дополнительного образования Иркутской области к вопросам профессиональной мобильности и использования электронных образовательных ресурсов, создания видеороликов в работе.
Опыт организации смешанного обучения в системе дополнительного образования показала методист «ДДЮТ им. Е.А. Евтушенко» МО г. Братска; педагоги МАОУ ДО г. Иркутска «Дворец творчества» и МКУ ДО ИРМО «ЦРТДЮ» поделились секретами эффективного использования электронной почты и сайта образовательного учреждения, технологией создания интерактивных учебных материалов.
В режиме свободного микрофона участники узнали, как сформировать единую цифровую коллекцию информационно-методических материалов учреждения, создать виртуальную методическую площадку, поговорили о возможностях образовательного веб-квеста и социальных сетей для дистанционного обучения и об использовании программы SLAIDESHOW на занятиях творческих объединений.
V. «Учитель будущего»
Проект ориентирован на создание в образовательной среде к 2024 году точек роста для профессионального и карьерного лифта педагогических работников и руководителей образовательных организаций путём внедрения эффективных механизмов выявления и восполнения профессиональных дефицитов, а также формирования индивидуальных траекторий профессионального совершенствования.
Новые смыслы воспитания, деятельности педагога в рамках национального проекта «Образование»
Сотрудниками центра социализации, воспитания и инклюзивного образования ГАУ ДПО ИРО в рамках государственного задания и в соответствии с планом-графиком было реализовано обучение по ДПП ПК «Профессиональный стандарт “Специалист в области воспитания” как условие повышения эффективности воспитательной деятельности в системе образования и психолого-педагогической поддержки социализации детей». Всего прошли обучение 36 педагогов из 18 муниципалитетов.
На протяжении пяти дней педагоги Иркутской области знакомились с современными требованиями к реализации государственной политики в области воспитания и социализации с учётом требований профессионального стандарта «Специалист в области воспитания».
В ходе обучения рассматривались изменения в деятельности педагогов (специалистов в области воспитания), в проектировании управленческой деятельности по обеспечению условий применения профессионального стандарта «Специалист в области воспитания». Лекции помогли систематизировать имеющиеся данные в области реализации профессионального стандарта, определить для себя необходимые направления дальнейшего самообразования и повышения квалификации. Данная программа реализовывалась в рамках регионального проекта «Учитель будущего».
Семинар «Наставничество в современном образовании. Кто такой наставник?»
Профессиональное общение – один из важнейших источников развития педагогов. На площадке юбилейного Слёта молодых педагогов Иркутской области сотрудниками центра развития воспитания ГАУ ДПО ИРО был проведён семинар «Наставничество в современном образовании. Кто такой наставник?».
Наставничество в современном образовании рассматривается как перспективная образовательная технология, которая позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки. На семинаре были рассмотрены актуальные вопросы государственной политики в сфере образования: что такое наставничество и кто такой наставник? как видит наставник свою миссию и ресурсы? как становятся наставниками? какие в настоящее время существуют технологии наставничества?
Также мероприятие было направлено на поддержку и привлечение внимания к деятельности молодых педагогов, установление профессионального сотрудничества между педагогами школ, расширение сферы профессиональных контактов, кругозора, повышение привлекательности и престижа учительской профессии.
По окончании семинара участники сделали выводы о том, что важнейшими задачами нашей страны являются изменение ментальности, самого способа мышления, формирование у работников так называемых soft skills1, обеспечивающих мотивацию к деятельности и мультиквалификацию. Наставник в этом отношении должен стать на голову выше. Система образования должна и может стать основой для создания новейшей методики и дидактики современного образования и обучения, позволяющей решить задачу soft skills.
Вторая инновационная сессия «Подготовка классных руководителей к использованию новых форм, методов и средств воспитания, в том числе разработанных и внедряемых в рамках национального проекта “Образование”»
С целью реализации концепции национальной системы профессионального роста педагогических работников в рамках проекта «Учитель будущего» центром развития воспитания была проведена вторая инновационная сессия для педагогических работников образовательных организаций Иркутской области.
На сессии были рассмотрены вопросы государственной политики, определяющей направления, развития деятельности, связанные с формированием социальной активности школьников, возможности и ресурсы школьного самоуправления как одного из факторов формирования социальной активности обучающихся.