Текст: Марьяна Шигвалеева,
учащаяся 10 класса МБОУ
г. Иркутска СОШ № 80
В 1920 г. в городе Улан-Удэ в семье среднего рабочего и акушерки родился мальчик, которого назвали Кешей. Детство Иннокентия прошло в его родном городе. Когда ему исполнилось 7 лет, родители отвели его в первый класс, а уже в 1934 г. он окончил школу-семилетку и поступил на рабочий факультет при ТЭМИИТе, но обучение осуществлялось вечером, а днём – работа при Буркинотресте в качестве ученика. В 1936 г., окончив рабфак, он поступил в Бурято-Монгольский государственный педагогический институт на физико-математический факультет, завершил обучение 2 июля 1940 г. и получил квалификацию преподавателя математики в средней школе. Через два дня после окончания университета И. Н. Попова призвали в ряды Красной армии и направили в Интендантскую академию им. Дзержинского города Харькова. Там он прошёл краткосрочные курсы, получил звание техника-интенданта второго ранга и направление в 54 действующую армию. А дальше была война…
И. Н. Попов воевал под городом Волховстроем, был ранен и попал в плен, прошёл три лагеря: Порхов, Фалегпостен и Берген-Бельзен. Из последнего в апреле 1945 г. был освобождён англичанами, но переправлен в советский фильтрационный лагерь. Ему удалось вернуться к родным только 26 июня 1946 г. Только тогда, наконец, он смог, как и мечтал, работать учителем. Его местом работы становится
мужская (на тот момент) средняя образовательная школа № 80.
Долгожданная работа учителем Иннокентий Николаевич был отличным математиком, ученики его обожали. Он не только вёл уроки, но и организовывал походы, бегал с детьми на лыжах по роще
«Звёздочка». Был строгим, требовательным и непримиримым по отношению к бездельникам. На его уроках всегда было интересно,
И. Н. Попов умел увлечь такой сложной наукой, как математика. Выпускники вспоминают, как в начале шестидесятых годов он обзавёлся большим и редким по тем временам красного цвета карандашом (тогда и ученики, и учителя писали перьевыми ручками и чернилами) и очень этим гордился. Педагог использовал его на уроках в качестве указки, с удовольствием выставлял им оценки в дневник. Несмотря на пережитое, он сумел до конца жизни сохранить оптимизм и жизнелюбие, которое передавал своим ученикам, прививая любовь к математике. Говорят, учитель состоялся, если ученики смогли превзойти своего учителя. Это высказывание как раз об Иннокентии Николаевиче, у него блестящие ученики: Г. Я. Смольков, лауреат Государственной премии 1997 г. за создание самого большого в мире радиотелескопа, академик, до
выхода на пенсию возглавлявший Институт Солнца Сибирского отделения АН России; А. Х. Филиппов, профессор, доктор географических наук, заслуженный метеоролог России, автор первого «Атласа Иркутской области». Это они поделились воспоминаниями о своём любимом учителе, которые бережно хранятся в музее школы, как и некоторые личные вещи И. Н. Попова. Иннокентия Николаевича давно уже нет в живых. Всю жизнь он проработал в нашей школе, отсюда ушёл на пенсию. Никогда не рассказывал о войне, но все знали, что он был учителем-фронтовиком, прошедшим много испытаний ради поколений, которые будут помнить