• Методика работы с психологической прозой в процессе школьного литературного анализа

    28 Янв 2020
     
    10:06
     

    Текст: Ирина Витальевна Сосновская,
    профессор кафедры филологии и методики отделения гуманитарно-эстетического образования Педагогического института ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет»

    Юлия Валерьевна Донская,
    учитель русского языка и литературы МБОУ г. Иркутска СОШ № 72

    В одной из своих бесед на вопрос «С чего начался человек?» известный философ М. К. Мамардашвили ответил: «Человек начался с плача по умершему» [6, c. 127]. Всю глубину и серьёзность этой мысли осознаёшь сегодня, в век, когда живые человеческие чувства и эмоции кажутся подрастающему человеку чем-то лишним, несущественным по сравнению с трезвым расчётом и практическим взглядом на жизнь. По удачному замечанию одного из учёных-педагогов, «в результате холодные наблюдения ума теснят горестные заметы сердца» [9, c. 69]. Может быть, поэтому всё труднее становится сегодня решать проблему чтения классических произведений, в том числе психологической прозы.

    Начиная с 5 класса школьники читают и анализируют на уроках классические тексты: «Детство» Л. Н. Толстого, «Дети подземелья» В. Г. Короленко, «После бала» Л. Н. Толстого, «Детство» А. М. Горького, «Ася» И. С. Тургенева, «Униженные и оскорблённые» Ф. М. Достоевского, а также некоторые рассказы К. Г. Паустовского, А. Грина, В. П. Астафьева, В. Г. Распутина, А. Г. Алексина.

    Как правило, внутренний мир героев рассматривается через призму характеров и поступков. Л. Н. Рожина в книге «Психология восприятия литературного героя школьниками» отмечала, что подростки лучше всего замечают качества героев, которые проявляются именно в поступках, и с большим трудом осознают качества, раскрывающиеся в переживаниях. Школьникам трудно разобраться в причинах, вызвавших то или иное переживание. Далее автор труда указывает, что необходимо направить интерес учащихся на то, чтобы лучше понять внутренний мир героев, что сделает восприятие более адекватным [10]. В 5–6 классах следует обращать внимание учащихся на внутренние движения души героя, которые не видны на первый взгляд и могут быть схвачены интуитивно; но именно эти самые разнообразные нюансы сердечной, задушевной жизни героя нуждаются в том, чтобы их увидели, назвали и закрепили в сознании. В 7–8 классах спектр чувств и переживаний значительно пополнится. Внутренние движения души героя могут раскрываться перед читателем в их взаимосвязи, взаимообусловленности, «текучести», динамике, что даёт представление о внутреннем мире человека как сложном психологическом явлении.

    На наш взгляд, сегодня необходимо дополнить круг основного чтения школьников современными произведениями Дины Сабитовой, Екатерины Мурашовой, Ирины Краевой, Нины Дашевской, Юлии Кузнецовой и др. Эти произведения несомненно помогут обогатить эмоциональный опыт и чувственный мир современного подростка.

    Как можно расположить теоретический литературный материал?

    Представляется, что теоретический литературный материал, связанный с освоением произведений психологической прозы, можно расположить с учётом расширения разнообразия явлений психологизма и усложнения психологического анализа от класса к классу. Например, в 5 классе учащиеся могут воспринимать и постигать внутренний мир героя в его внешних проявлениях: словах, поведении, жестах. В поле зрения читателя вводим способы (приёмы) психологического анализа «извне» (косвенного), передающие внутреннее состояние персонажа через различные внешние формы: реплики героя, мимика, позы, движения, интонации, жесты, различные физиологические состояния, показывающие внутреннее через внешние детали. В соответствии с этим учащиеся знакомятся с психологической деталью, речевой характеристикой, психологическим портретом героя. Важно, чтобы маленький читатель научился видеть, понимать и называть различные проявления и симптомы чувств и переживаний через воссоздание живого образа героя.

    В 6 классе продолжается поиск новых изобразительных средств в воссоздании психологии героя. Наряду с усложнением психологического рисунка в изображении внутреннего мира «извне» (язык костюма, язык жеста, язык мимики), наряду с «называнием» чувств обращаем внимание учащихся на их динамические характеристики: смену переживаний, изменение в связи с этим характера мыслей; взаимосвязь внутреннего и внешнего через рефлексию собственного опыта героя, соотносимость чувства и переживания с тем, что происходит «вовне». От «называния» идём к изображению. В поле зрения читателя вводим некоторые формы прямого психологического изображения внутреннего мира («изнутри»): внутренний монолог героя, повествование от первого и третьего лица; элементы самоанализа героя, обозначения того, что герой думает, чувствует.

    В 7–8 классах учащиеся знакомятся со сложным героем – героем «состояния». Это, по сути, первые шаги в понимании сложного внутреннего мира. Л. Н. Толстой исходил из предпосылки, что определение человека умным, глупым, добрым, злым, слабым, сильным является одним из величайших заблуждений. Человек, по его мнению, «есть текучее вещество» [12, с. 155–156]. В поле зрения читателя – разные способы и приёмы изображения психологизма: авторский психологический анализ, несобственно-прямая речь, образы памяти и воображения героя, названия того или иного психологического процесса или состояния, различные реакции героя на окружающее, например, обострённое восприятие вещей, то есть то впечатление, которое герой получает от окружающей бытовой обстановки или явлений природы.

    Чем дальше мы уйдём от простой эмоции к сложным чувствам, а от них к умонастроениям, тем надёжнее будет связь смысла и значащего переживания, тем ярче и достовернее откроется их взаимная перевыраженность. Таким образом, конечная цель приобщения маленького читателя к внутреннему миру героя – это переживание смысла. Отсюда – прямая дорога к ценностным решениям.  Покажем на конкретных примерах, как можно анализировать художественные тексты в аспекте доминанты психологизма.

    Произведения для чтения и анализа в 5 классе

    Сегодня читатель любого возраста, тем более пятиклассник, работать с текстом практически не умеет. Он смотрит не на текст, а поверх него. А умение понять чувства и переживания героев требует внимания к слову, фразе, детали, а также медленного, вдумчивого чтения, «вглядывания» в текст. Самого пристального внимания требует, например, работа над словом, передающим какое-то определённое состояние, которое автором прямо не называется, но понять его важно для адекватного восприятия образа героя. Так, в рассказе И. С. Тургенева «Муму» суть характера барыни можно раскрыть всего через два слова, рисующие её состояние в следующем эпизоде: «Между тем несчастная Муму продолжала лаять, а Герасим напрасно старался отозвать её от забора. “Вот…, вот… опять…” – пролепетала барыня и снова подкатила глаза под лоб». Выделим ключевые слова, передающие состояние барыни. «Пролепетала». Почему автор выбирает это слово? Почему «не проговорила, не прошептала»? Какой смысл вносит именно этот глагол? «Подкатила». Что передаёт этот глагол, действие или состояние? Какой смысл заключён в выражении «подкатила глаза под лоб»? Какие чувства передаются через эти глаголы? Действительно ли барыня испытывает болезненное состояние или «играет»? Какие свойства характера барыни проявляются через выделенные нами глаголы? Учащиеся отметят неискренность, фальшь, наигранность барыни. Дальше автор прямо укажет на это, употребив ещё один глагол – «прикинулась» [13, с. 76–77]. Работа со словом, характеризующим внутреннее состояние героя, напротив, помогает глубже понять силу и искренность его переживаний.

    Уже в 5 классе можно сделать первые шаги к представлению учащихся о психологическом портрете героя. Причём в этом плане можно пойти не от текста, а от литературного творчества учащихся. В тексте такого портрета может не быть, но ярко и эмоционально переданное психологическое состояние героя может стать самым благодатным материалом для создания литературного портрета с элементами психологизма. Разумеется, при этом учащиеся уже должны иметь общие представления о литературном портрете. В пособии для 5-го класса Т. Г. Авловой-Шперлинг, Н. В. Красновой «Тайны словесного искусства» (введение в поэтику) предлагается для чтения произведение А. С. Грина «Новогодний праздник отца и маленькой дочери» – рассказ о любви отца и дочери [1]. Предложим учащимся после чтения рассказа нарисовать устно портрет Тави и портрет Дрэпа. Сделать это будет непросто, так как А. Грин не даёт внешних описаний своих героев, а набрасывает их буквально несколькими штрихами, например, «милое лицо Тави», «синие глаза», «хорошенькое, нервное личико». Напомним учащимся, что литературный портрет – это такой портрет, в котором внутреннее отражается во внешнем. А. Грин мастерски рисует внутреннее состояние своих героев в самый волнующий момент их жизни – в момент встречи после долгой разлуки. Всё, что произошло с героями тогда, буквально перевернуло жизнь отца. Спросим у учащихся, сколько портретов Тави и портретов Дрэпа можно нарисовать. Выделим два портрета Тави и четыре портрета Дрэпа в зависимости от разных эмоциональных состояний героев. Рисуя первый портрет Тави, поможем учащимся сначала назвать состояние Тави: счастливая, возбуждённая, деятельная, бодрая, трепещущая от любви и жалости к отцу. Теперь нетрудно будет назвать характерологические детали портрета, передающие именно это состояние девочки: «сияющие счастьем глаза», «разгорячённое, возбуждённое личико», «нежная, ласковая улыбка» и др. Второй портрет Тави может быть нарисован в момент, когда отец потушил свет, поняв, что дочь случайно сожгла в камине его многолетний труд. В этот момент Тави предстаёт перед нами удивлённой, растерянной, тревожной. В её портрете это состояние может передать «удивлённый и встревоженный взгляд, заботливая и трогательная улыбка».

    Подобную работу проделаем и с портретом Дрэпа. Взволнованный и растерянный одновременно в ожидании дочери, сияющий радостью и любовью от встречи с ней, потрясённый, когда понял, что его труд погиб, умилённый тем, что сумел «скрыть» от дочери своё горе. Особенно интересными и сложными будут два последних портрета. Учащиеся должны передать «выражение лица» Дрэпа, которого Тави, если бы увидела, не смогла бы никогда забыть. Грин передаёт это выражение только одной строчкой: «Мрак хватил его по лицу и вырвал сердце». Как можно передать это состояние отчаяния в портрете? «Потемневшие от боли глаза», «искажённое лицо», «почерневшее от горя лицо» и т. д. Почему Дрэп выключил свет? Дочь не должна была увидеть его ужаса и отчаяния, так как сделала это из любви к отцу. Поэтому и в его сердце не было гнева, а отчаяние сменилось всепоглощающей отцовской любовью и пониманием: «льющие из глаз слёзы», «взгляд, полный любви», «всхлипывающий голос», «чувство трогательной любви на лице» и т.д. Работая вместе с учителем над созданием психологических портретов, учащиеся научатся видеть подобные психологические детали портрета героя в произведении, тоньше воспринимать состояние героя через его внешность.

    Рассказ для чтения и анализа в 6 классе

    В 6 классе школьникам предлагается для чтения и анализа рассказ В. Г. Короленко «Дети подземелья». Чтобы маленький читатель увидел конкретное воплощение переживаний, чувств и мыслей-чувств в произведении, необходим такой инструментарий анализа, который бы способствовал выявлению эмоционального содержания текста и его актуализации. Для этого необходимо выявить так называемый эмоциональный строй ключевых сцен, эпизодов, которые являются «эмоциональными вершинами» текста, а также выделить в тексте такие элементы (слова, фразы, детали), которые имеют ярко выраженный эмоциональный заряд и показывают движение чувств. Наиболее выразительными и насыщенными в этом плане являются такие ключевые моменты, как глава «Я и мой отец», диалог из главы «Я приобретаю новое знакомство», диалог Васи и Валека из главы «Среди серых камней», описание Маруси из главы «Знакомство продолжается», история с куклой.

    Готовясь к анализу главы «Я и мой отец», предложим учащимся в качестве домашнего задания заполнить следующую таблицу.

    События Переживания героя
       

    Первую колонку учащиеся заполняют сами. Вторую можно заполнить вместе в процессе анализа или дополнить, если она уже была заполнена самостоятельно. Трудность работы заключается в том, чтобы суметь увидеть в тексте реакции героя на окружающее, его переживания, нюансы чувств, а не описания действий. Для этого учащиеся должны увидеть слова, выражения, детали, при помощи которых передаются различные душевные состояния. Для пятиклассника эта работа ещё трудна: не всем чувствам и переживаниям найдутся названия в словарном запасе маленького читателя, далеко не всё будет замечено ими в тексте.

    Подчеркнём в главе «Я и мой отец» языковые выражения, передающие основные переживания мальчика: глаголы: «робел», «замыкался в себя», «весь сжимался», «съёживался». Какие чувства передают эти глаголы? Страх, страдание. Остановимся на жестах и движениях героя, передающих его состояние: «стоял <…> переминаясь, теребя свои штанишки», «озирался по сторонам», «выдёргивал из его руки свою ручонку». Как называет сам герой то состояние, которое он переживает? «Ужас одиночества». Обратим внимание учащихся на то, с кем и с чем сравнивает себя герой: «как дикое деревце в поле», «пугливый зверёк», «волчонок», «хищный коршун».

    Выделим те чувства, которые испытывает Вася к отцу: робость, желание, чтобы он обнял его, приласкал, посадил к себе на колени, сочувствие, стыд, досаду, боль. Как сам герой объясняет, что столь разные чувства терзали его душу? («…желал, но не мог почувствовать родную душу»). Пусть ученики найдут слова, которые характеризуют отношения отца и сына: «стена», «пропасть» [4].

    В результате такого анализа учащиеся должны понять, что, когда человек замыкается в своём горе и не хочет понять другого, когда человек чувствует только свою боль и не видит, не чувствует боли другого, он ранит сердце другого, сам остаётся один.

    Сделаем акцент на том, как меняется герой под влиянием новых чувств и впечатлений, становится степеннее, серьёзнее, рассудительнее, начинает задумываться над серьёзными жизненными вопросами. Важным для анализа является диалог Васи и Валека из главы «Среди серых камней». Это сложный для героев момент, исполненный внутреннего драматизма, так как в душе и в сознании Васи происходит переоценка ценностей. Диалог лучше прочитать вслух, чтобы передать нюансы чувств, которыми переполняется душа Васи, посредством интонации. Н. Я. Мещерякова называла такое чтение «проникновенным», так как это попытка пропустить через себя мир героя [7]. Обращаем внимание учащихся на ремарки к репликам Валека: «усмехнулся», «сказал это обыкновенным тоном», сказал «с уверенностью», «угрюмо отрезал». Анализ ремарок должен показать ученикам, что Валеку горько сознавать, что он нищий, и трудно признаться в этом, именно нужда толкает его на тот поступок, хотя он и понимает, что это безнравственно.

    Наиболее интересным с психологической точки зрения является поведение Васи. Выпишем ремарки, относящиеся к его репликам: «проговорил в грустном раздумье», «у меня что-то повернулось в груди», «посмотрел на своих друзей, точно увидал их впервые», «спросил с усилием», «спросил упавшим голосом». Анализ этих ремарок должен показать, какое смятение испытывает герой. Зададим вопрос: «Какие чувства борются в душе Васи?»

    Учащиеся должны увидеть, что это разные чувства: с одной стороны, ему жаль своих друзей («заныло сердце»), с другой стороны, он знает, что красть нехорошо. В то же время герой не уверен, что в этой ситуации он прав. Необходимо обратить внимание учащихся на такое средство выразительности, как пауза. Читатели-пятиклассники даже не подозревают, какое содержание может заключать в себе этот «приём умолчания»: «Я опять откинулся на траву, и с минуту мы пролежали молча». Пусть ученики попробуют представить, назвать и описать чувства и мысли Васи, проносящиеся в его голове в эту молчаливую минуту. Смятение мальчика передают и его движения во время разговора: «приподнялся на локте», «опять откинулся на траву», «посмотрел, точно увидел их впервые». Может быть, он почувствовал, что не все люди равны и не все истины, которым его учили, верны?

    Наиболее яркой и сильной по эмоциональному накалу является глава «Кукла», так как она и несёт трагическую развязку, и налаживает наконец-то добрые отношения между отцом и сыном, открывая их сердца навстречу друг другу. Перед нашими глазами в сцене разговора отца с сыном разворачивается целая палитра чувств – от гнева, бешенства отца до его изумления и нежности; от страха за себя до убеждения в преодолении его и в своей правоте у сына. Обратим внимание учащихся на язык мимики и жестов: «Я поднял на него глаза и тотчас же опустил их в землю», «положил мне на плечо тяжёлую руку», «рука, державшая моё плечо, сжала его сильнее», «я чувствовал, как дрожала его рука», «рука отца, нежно гладившая мои волосы», «доверчиво взял его руку», «с живостью схватил его руку и стал её целовать».

    Пусть учащиеся понаблюдают, как менялось лицо отца.

    В начале разговора В конце разговора
    «Тяжёлый, неподвижный, подавляющий взгляд, лицо бледно, глаза горели гневом» Задумчивый взгляд, в котором виднелся оттенок удивления и как будто вопрос.

    Проследим, как меняются интонации, тон голоса отца.

    В начале разговора В конце разговора
    «слова упали отчётливо, резко» «отчеканил» «в голосе зазвучала угроза» «сдавленным голосом» «ответил задумчиво» «ласково приговорил всё ещё с тем же оттенком недоумения в голосе»

    Те же наблюдения можно проделать, анализируя душевное состояние Васи. Цель таких наблюдений – показать, как сложно налаживались отношения отца и сына в момент, когда они вновь обретали друг друга. Труден переход от одного духовного состояния к другому. Печально презрение отца. Он испытывает чувство вины перед сыном. Множество ощущений испытывает Вася: от боязни и трепета до отчаянной убеждённости не предавать друзей; от досады и обиды на отца до страстной любви к нему.

    Учащиеся размышляют над вопросом: почему автор столь подробно описывает чувства и переживания своих героев? В ходе размышления школьники должны осознать, что автору важно было показать читателям те внутренние духовные изменения, которые происходят с его героями: к отцу возвращается любовь к сыну; сын, пройдя через душевные переживания и потрясения, взрослеет и становится другим человеком. М. А. Рыбникова писала: «Рассказ Короленко замечателен тем, что он даёт героев-детей и развивает события в пределах, возможных для опыта и переживаний ребёнка. Однако этот детский опыт ведёт к недетским и чрезвычайно серьёзным размышлениям» [11, c. 226].

    Произведения для чтения и анализа в 7 классе

    В 7–8 классах обогащаем уже приобретённый учащимся эмоциональный и эмпатический опыт развитием рефлексивных читательских умений. К имеющимся знаниям учащихся о внешних способах передачи чувств и переживаний героев прибавим знания о способах изображения внутреннего мира героя, «изнутри», посредством внутреннего монолога и элементов самоанализа героя.

    Главный герой повести «Детство» раскрывается именно в таком сложном процессе своего духовного развития. Чувства, переживания и настроения персонажа могут раскрываться и посредством психологической портретной или речевой детали. Его душевный мир раскрывается также через жест, мимику, голос, выражение глаз, улыбку и т. д. Все эти наблюдения над текстом помогают донести до учащихся сложность и пестроту душевных и духовных состояний маленького героя Л. Н. Толстого.

    Так, например, главу «Игры» можно прочитать на уроке вслух. Каковы основные условия игры? (Воображение, фантазия.) Что мешает игре, что разрушает её? (Рассудочное отношение.) Какие чувства борются в душе Николеньки? Можно ли сказать, что он согласен с Володей? Прочитайте выразительно конец главы. Что перед нами? (Размышления героя про себя.) Вводим понятие внутреннего монолога. Как вы думаете, какую роль играют в художественном произведении внутренние монологи героев? Что они помогают понять? Почему их так много в повести «Детство»? Учащиеся должны понять, что внутренний монолог героя – это его разговор со своей душой. Актуализируем жизненный опыт учащихся (применяем приём «жизненной правды»). Вспомните, бывает ли в вашей жизни подобное? Когда возникает потребность в общении со своей душой? Когда вы взволнованны, когда в чём-то сомневаетесь, когда пытаетесь разобраться в самих себе. Такое состояние называется рефлексией. Герой Толстого часто находится в таком состоянии. Почему? Что вы можете сказать о нем?

    Николенька – ребёнок, а в детстве всегда возникает много вопросов, которые волнуют и тревожат. Не каждый, конечно, будет искать ответы на вопросы. Герой Толстого живет напряжённой душевной жизнью. Хотя ответы найти не всегда просто. Так, в конце этой главы герой спрашивает себя: «А игры не будет, что ж тогда останется?» В чём смысл его вопроса? Обобщающий вопрос для всех: «Что такое самоанализ и какую роль в жизни человека он играет? Вспомни случай из своей жизни, который вызвал бы внутреннее размышление, переживание. Представь, что тебе захотелось проанализировать то, что происходит в твоей душе. Попытайся выразить свои мысли во внутреннем монологе. Работу можно назвать так: «Диалоги с самим собой» или «Разговор со своей душой».

    Повесть «Детство» – исповедь души [12]. Давайте посмотрим, как эта душа ребёнка говорит с нами. Глава «Ивины» начинается с описания внешности Серёжи Ивина. Перед нами – литературный портрет героя. В художественном произведении встречаются три типа портрета: портрет-описание, портрет-сравнение и портрет-впечатление. Какой портрет перед вами? В данном случае необходима углублённая работа с текстом, в процессе которой создаётся возможность показать учащимся роль слов, обозначающих эмоции, чувства и переживания Николеньки. Прочитайте ещё раз про себя портрет Серёжи. Вы испытываете к нему такие же чувства, как Николенька? Что вас настораживает? Что мешает вам любить его? Учащиеся отмечают, что в описании Серёжи есть противоречивые детали: «надменное выражение» лица, «дурная привычка». Почему Николенька боялся открыто показать свои чувства? Задайте вопросы герою, чтобы понять, что он чувствует. Поразмышляйте над этим вопросом. Может быть, здесь проявлялось желание не только походить на взрослого и скрывать свою чувствительность, но и страх перед своим собственным чувством? Необходимо обратить внимание учащихся на такие фразы, как «он чувствовал свою власть надо мной и бессознательно, но тиранически употреблял её в наших детских отношениях»; и «иногда влияние его казалось мне тяжёлым, несносным, но выйти из-под него было не в моей власти».

    Что восхищает в Серёже Николеньку? За что он презирает Иленьку Грапа? С какими чувствами вы прочитали сцену, когда Иленьку ставят на голову? Что бы вы почувствовали, если бы находились на месте героя? (Применяем приём идентификации.) Можно попросить, чтобы учащиеся охарактеризовали испытанное ими чувство одним словом. Найдите и прочитайте фразу, которая характеризует чувства мальчиков: «…мы все молчали и старались принужденно улыбаться». Как вы понимаете слово «принуждённо»? Подберите к этому слову синонимы. Можно попросить учащихся вставить это слово в контекст, чтобы смысл его высветлился ярче.

    Как меняется отношение к Иленьке со стороны Николеньки? Покажите, как это отражено в тексте. Как это характеризует Николеньку? Понял ли Николенька всю жестокость их поступка? Почему тогда он помнил его всю жизнь и уже, будучи взрослым, осудил себя за то, что сделал когда-то? Что не давало ему покоя и заставляло испытывать чувство стыда за содеянное? Учащиеся приходят к выводу, что размышления героя над своими поступками, безжалостный самоанализ постепенно формировали Николеньку как личность, помогали ему понять себя и мир, в котором он живёт.

    В заключение предлагаем учащимся вопросы обобщающего характера: «Почему главным героем повести стал Николенька? Хочется ли вам дочитать повесть до конца? Какие чувства с точки зрения автора являются самыми прекрасными в жизни человека?» (Искренность, доброта, любовь, сострадание.)

    Итогом работы может стать сочинение-рассуждение с элементами самоанализа: «Случай, который я не могу забыть».

    Психологический пейзаж

    Особое значение в раскрытии внутреннего мира героя играет пейзаж. Состояние природы во многом может соответствовать тем чувствам, ощущениям, мыслям, которыми полнится сознание героя. Этот далеко не новый приём психологического параллелизма находит яркое воплощение в рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма».

    В книге «Золотая роза» (в очерке «Зарубки на сердце») К. Г. Паустовский подчёркивал, что та осень, которую он описывает в «Телеграмме», важна была ему, чтобы передать соответствующие чувства и переживания. «Много было примет осени, но я не старался запомнить их. Одно я знал твёрдо – что никогда не забуду этой осенней горечи, чудесным образом соединённой с лёгкостью на душе и простыми и ясными мыслями. Чем угрюмее были тучи, волочившие по земле мокрые, обтрёпанные подолы, чем холоднее дожди, тем свежее становилось на сердце. Важно было ощущение осени, тот строй чувств и мыслей, которые она вызывала» [8, c. 350].

    Рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма» открывается картиной осеннего пейзажа. Какие ощущения и чувства возникают в связи с этими картинами? Возможно, писатель сразу хочет внести диссонанс в лирическое настроение и создать не просто чувство печали и грусти, но нечто большее. В отрывке, рисующем картину осени, постоянно что-то мешает созданию целостного чувства грусти, тоски, печали. Что? К. Г. Паустовский «цепляет» слух читателя (а возможно, и чувства) словами, которые не дают просто «погрустить»: «тащились из-за реки … тучи» – глагол «тащились» имеет стилистически сниженную окраску, и он явно не может стоять в одном стилистическом ряду с глаголом «отцвесть». «Назойливо сыпался дождь» – возникает звуковой образ: звуки «з», «с», «п», «жд» (звуки сыплющегося песка, но никак не звуки осеннего нудного дождя). Поэтому роль этого пейзажа заключается не в том, чтобы вызвать ответную, грустную, эмоциональную волну, а в том, чтобы создать определённый дискомфорт, дисгармонию с нашим восприятием окружающего. Это – психологический пейзаж, являющийся отражением душевной драмы героя. Спросим учащихся, что усиливает эти ощущения? Обратим их внимание на комнату Катерины Петровны: «горький запах нетопленых печей» (обычно печь – это символ тепла и уюта, запаха дома и семьи, а здесь – «никому ненужности»), «пожелтевшие чашки», «давно не чищенный самовар», «картины, почерневшие от времени». И сама Катерина Петровна из села Заборье, как «маленький подсолнечник у забора», никак не может «доцвесть».

    К. Г. Паустовский не щадит чувств читателя. Дискомфорт превращается в невыносимое чувство одиночества («ночь… тяжёлая, как бессонница», «рассвет… всё запаздывал и нехотя сочился в немытые окна», «истлевшие чёрные листья» между окон). Обратим внимание учащихся на то, что мотив одиночества входит в рассказ через образы маленького подсолнечника и «озябшего клёна». А одиночество, заброшенность, забытость порождает отчаяние. Сама природа физически не может вынести этого чувства одиночества и отчаяния («сад сохнет», «нынче осень плохая», «так тяжело»). Природа облегчённо вздыхает лишь в конце рассказа, в описании картины похорон героини. Сколько здесь свежего запаха, чистого воздуха, лёгкого звука, приглушённого света! Смерть героини – это не укор и не урок. Появляется светлая грусть, чувство очищенное, опоэтизированное. Природа в этом рассказе является частью Катерины Петровны, её душевного состояния, её внутреннего мироощущения. И наоборот: Катерина Петровна – часть природы. В итоге анализа учащиеся должны прийти к осознанию авторской мысли: для К. Г. Паустовского природа не фон и не среда; Человек и Природа – гармоничное целое. Если эта гармония нарушается, происходят катастрофические изменения в душе человека, иногда необратимые.

    По словам Ю. М. Лотмана, «…каждое время имеет свой язык выражения чувств. Язык этот в равной мере может быть использован для выражения и правды, и лжи» [5, c. 86]. Обращение учителя к методике психологического анализа на уроках литературы полезно не только с точки зрения развития читательской культуры ребёнка, его культуры чувств. Важно, что у словесника появляется возможность показать, что сфера чувств и сфера эмоционального поведения человека – очень важная часть национальной культуры в целом.

    Список литературы

    1.   Авлова-Шперлинг, Т. Г. Тайны словесного искусства: Введение в поэтику: Пособие для учащихся / Т. Г. Авлова-Шперлинг, Н. В. Краснова. – М. : Интерпракс, 1994. – 528 с.

    2.   Айзерман, А. С. Размышления над прочитанным / А. С. Айзерман // Лит. в шк. – 2000. – № 6. – С. 64–71.

    3.   Грин, А. Собрание сочинений: В 6 т. / А. Грин. – М. : Правда, 1980. – 214 с.

    4.   Короленко, В. Г. Собрание сочинений: В 8 т. / В. Г. Короленко. – М. : Правда, 1953. – Т. 2. – 384 с.

    5.   Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (18–нач. 19 вв.) / Ю. М. Лотман. – СПб. : Искусство, 1997. – 399 с.

    6.   Мамардашвили, М. Как я понимаю философию / М. Мамардашвили. – М. : Прогресс: Культура, 1992. – 415 с.

    7.   Мещерякова, Н. Я. Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в 4–5 классах (развитие эмоциональной восприимчивости читателей-школьников) / Н. Я. Мещерякова. – М. : Просвещение, 1975. – 158 с.

    8.   Паустовский, К. Г. Собрание сочинений: В 8 т. / К. Г. Паустовский. – М. : Художественная литература, 1967. – Т. 3: Повести. – 527 с.

    9.   Пустовойт, П. Г. От слова к образу / П. Г. Пустовойт. – 2-е изд., перераб. – Киев: Рад. шк., 1974. – 191 с.

    10. Рожина, Л. Н. Психология восприятия литературного героя школьниками / Л. Н. Рожина. – М. : Педагогика, 1977. – 176 с.

    11. Рыбникова, М. А. Избранные труды / М. А. Рыбникова. – М. : Изд. Акад. пед. наук РСФСР, 1958. – 223 с.

    12. Толстой, Л. Н. Собрание сочинений: В 22 т. / Л. Н. Толстой. – М .: Художественная литература – Т. 12. – 678 с.

    13. Тургенев, И. С. Избранные сочинения. – М .: Худож. лит., 1987. – 671 с.

    Мы в социальных сетях: