• День знаний глазами советских художников

    01 Ноя 2019
     
    14:10
     

    Текст: Анастасия Валерьевна Ерофеевская,
    старший методист РИЦ ГАУ ДПО ИРО, выпускающий редактор журнала
    «Педагогический ИМИДЖ: от идеи к практике»

    Самое важное для художника — отразить духовную сущность эпохи.
    Иван Дмитриевич Шадр

    Этот день невозможно спутать с каким-то другим. Стоит только выглянуть в окно или выйти на улицу, как вы заметите множество детей, подростков и их родителей. С само- го утра они все куда-то спешат. Вчерашний воспитанник детского сада торопится скорее увидеть школу, что на протяжении долгого времени будет вторым домом, первого учителя, который научит красивому письму и станет примером; старшеклассник спешит встретиться ещё и с тем, кто стал не просто одноклассником, но и другом; родители стараются ещё раз удостовериться, что их ребёнок готов к школе, рассматривая перед выходом наряженного и уже такого взрослого первоклассника, крепко держащего в руках букет цветов, срезанных в огороде бабушкой. Теперь это уже не дошкольник, а ученик, который запомнит самый первый День знаний, как и запомнили его в своё время родители, для которых 1 сентября – тоже праздник, связанный с воспоминаниями из детства. Праздник, когда форма была другой, когда на торжественной линейке казалось, что гладиолусы высотой гораздо больше тебя самого, когда каждый новый день – открытие, совершающееся благодаря мудрым и чутким учителям. Все эти оттенки эмоций и чувств можно увидеть и на картинах советских художников, для которых было важно запечатлеть моменты, врезающиеся в память и говорящие о главном: о желании учиться, познавать, радоваться тому, что снова наступил новый учебный год и можно идти вперёд по дороге знаний.

    История праздника

    Почему же именно с этой датой 1 сентября – у многих людей связаны самые тёплые воспоминания, почему первый день осени считается Днём знаний? Обратимся к истории. С 1492 года и до реформ Петра I в нашей стране соблюдали византийскую традицию, заимствованную при Крещении Руси, поэтому Новый год праздновали 1 сентября. Впоследствии именно эта дата задолго до официальных постановлений считалась началом учебного года. В далёком 1804 году был издан «Устав учебных заведений, подведомых университетам» (закон о средних и начальных школах), действовавший до 1828 года и впервые создававший в России единую систему средних и начальных образовательных учреждений. В этом документе, в разделе «Общие распоряжения», была дана информация о том, что «учебное время в гимназии продолжается от 1 августа предыдущего по 1 июля следующего года; июль есть время вакансии или роздыха» [1]. Такие временные рамки были определены в силу того, что до 1917 года учитывали, что 1 августа по старому стилю начинался Успенский пост, когда происходило освящение нового урожая, таким образом, именно церковная традиция являлась важнейшим ориентиром при составлении учебного расписания. 14 августа 1930 года появилось постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении», где подчёркивалась необходимость охватить «гораздо более широкий круг детей»[2], в связи с чем «принять осенью 1930 г. в трудовую школу всех детей» в возрасте 8, 9, 10 лет и от 11 до 15 лет. Планируя «изжить культурную и техническую отсталость широких масс трудящихся», члены Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров понимали, что «эта задача не может быть разрешена без введения всеобщего начального обязательного обучения» [2]. В 6 пункте положения была размещена информация о том, что «обязанность посылать в школу детей /…/ возлагается на их родителей» [2]. 3 сентября 1935 года в постановление Совнаркома и ЦК ВКП(б) внесли данные о том, что все школы СССР должны начать учебные занятия с 1 сентября. 15 июня 1984 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР № 373-11, где 1 сентября было объявлено всенародным праздником – Днём знаний, в связи с чем в Указе Президиума Верховного Совета СССР № 3018-Х «О праздничных и памятных днях» от 1 октября 1980 года появилась поправка [3]. Такова история праздника, который стал неотъемлемой частью нашей жизни и вдохновил многих художников XX века.

    День знаний в живописи

    С возникновением СССР ведущим художественным методом литературы и искусства стал социалистический реализм, одна из задач которого – продвижение государственных идей. Поскольку нужно было «добиться решительной победы на фронте всеобщего начального обучения» [2], возникла потребность в том, чтобы и художники-соцреалисты давали бодрый настрой строителям коммунизма, изображая оптимистичные сюжеты. Так появилась целая серия картин, посвящённая Дню знаний. Многие из них отличаются тёплой цветовой гаммой, благодаря чему в душах зрителей рождается ощущение детства. Если проанализировать большинство таких произведений, то условно можно представить несколько сюжетных групп: сборы, путь в школу, встреча с учителем. Рассмотрим героев полотен подробнее.

    Сборы в школу

    А. В. Волков «Первое сентября» (1951),
    частное собрание
    К. Ф. Власова «В школу» (1958),
    частное собрание

    Увидев творения А. В. Волкова и К. Ф. Власовой, сразу можно понять, что перед нами две похожие картины, причем повторяется не только сюжет, но и композиция. Художники изображают, насколько тщательно девочки-пионерки готовятся к празднику. Разница лишь в том, что К. Ф. Власова показывает, что сборы в школу происходят под чутким руководством мамы, в то время как А. В. Волков решает выбрать в качестве героя только пионерку, подчёркива самостоятельность ребёнка. Стремясь отразить эпоху и подчеркнуть важность момента, художник добавляет портрет вождя.

    На следующих двух репродукциях акцент поставлен не сколько на учениках, а сколько на их матерях. Они сосредоточенно поправляют галстуки своим детям. Картина В. К. Жолток имеет авто портретный и автобиографический характер, поскольку изображен момент, когда художник собирает в школу свою дочь.

    В. К. Жолток «Первое сентября» (1951),
    Национальный художественный музей
    Республики Беларусь
    А. А. Коробов «Первоклассник» (1948), Переславль-Залесский
    государственный историко-архитектурный и художественный
    музей-заповедник, Переславль-Залесский, Ярославская область

    А. А. Коробов, написав произведение в 1948 году, даёт почву для размышлений: мама помогает собраться сыну, который родился в первый год Великой Отечественной войны, а сейчас готовится пойти в школу. Художник намеренно изображает только женские фигуры: многие отцы первоклассников того времени погибли на фронте.

    Путь в школу

    С. В. Дунчев «В школу» (1954), частное собрание

    С. В. Дунчев и Г. С. Васецкий останавливают свой выбор на изображении школьников в движении. Серьёзные и радостные, они идут в светлое будущее.

    Г. С. Васецкий «Первое сентября» (1960), частное собрание
    О. П. Слета «В первый класс» (1969), частное собрание
    И. А. Козлов «Первоклассница» (1950), частное собрание

    О. П. Слета и И. А. Козлов показывают, как важна для первоклассника поддержка матери, держащей за руку своего ребёнка, которому предстоит войти в новый жизненный период.
    Важной деталью здесь является то, что обе первоклассницы стоят на пороге. Как известно, порог олицетворяет вхождение в новый мир, и поэтому обе героини внимательно, не торопясь, разглядывают увиденное.

    А. И. Кречетов «Первое сентября» (1980), частное собрание

    А. И. Кречетов запечатлевает момент, когда по пути в школу родители дают детям наставления, возможно, делятся воспоминаниями. Нарядные, радостные и взволнованные, они, как и первоклассники, понимают, что в жизни их детей начинается новая глава под названием «Школа».

    Встреча с учителем

    Некоторые живописцы уделяют внимание самому волнительному моменту – знакомству, встрече с учителем, который готов с новыми силами помогать совершать открытия молодым умам.

    А. Х. Кержнер «В первый класс» (1950), частное собрание
    А. М. Харьковский «Награда учителю» (1951), частное собрание

    Праздничное настроение чувствуется при просмотре творений А. Х. Кержнер и А. М. Харьковского. На первой репродукции дети, заходя в новый для них кабинет и видя первого учителя, испытывают восторг и проявляют любопытство. На второй картине радостные школьницы поздравляют уже такого родного классного руководителя, внимательно слушающего искренние речи.
    Рассмотрев несколько произведений, с уверенностью можно сказать о том, что на полотнах нельзя увидеть ни одного печального лица. Художники того времени, слыша голос эпохи и отражая атрибутику (галстук, фартук, портфель), старались передать образ идеального учащегося, восторженно смотрящего в будущее. В настоящее время живописцы отдают предпочтение другим сюжетам, но кто знает, может, в скором времени мы будем говорить о новом веянии и рассматривать другие вдохновляющие творения.

    1 Фото в статье: https://www.culture.ru/, https://www.artmuseum.by/, https://www.pinterest.ru/.

    Список литературы
    1. Устав учебных заведений, подведомых университетам. 1804 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xn--e1aaejmenocxq.xn--p1ai/node/13661 (дата обращения: 11.09.2019).
    2. Постановление ЦИК и СНК Союза ССР о всеобщем обязательном начальном обучении [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://intellectinvest.org.ua/content/userfiles/files/social_history_
    pedagogic/official_documents/Postanovlenie_Ob_objzatelnom_natsch_obutschenii_1930.pdf (дата обращения: 11.09.2019).
    3. О праздничных и памятных датах [Электронный ресурс] : указ Президиума ВС СССР от 1 октября 1980 г. № 3018-Х // СПС «Гарант». – Режим доступа: https://base.garant.ru/183590 (дата обращения: 11.09.2019).1

     

    Мы в социальных сетях: