Текст: Анастасия Валерьевна Ерофеевская
Только ли герой картины Ф. П. Решетникова приносил в дневнике «двойку» и существуют ли картины с противоположным сюжетом? Наверное, нет человека, который бы не знал об известнейшей картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка» . Но все ли видели другие картины, которые воспроизводят подобный сюжет, и есть ли репродукции-антиподы? Сначала ответим на следующий вопрос: почему именно «двойка» (а не «пятёрка») – показатель того, что ученик учится не так усердно, как хотелось бы? Например, в Чехии существует обратная система: «5» является самой плохой отметкой, а «1» – самой высокой. Поэтому школьник той страны вряд ли сразу поймёт, почему Решетников изобразил именно такую реакцию родных. Обратившись к истории, узнаём, что российская система оценивания, которая действует до сих пор, была заимствована из Пруссии и установлена Министерством народного просвещения в 1837 году. В документе «Положение для постоянного определения или оценки успехов в науках» даны комментарии:
– 1-я степень – успехи слабые. Ученик «едва прикоснулся к науке» [1].
– 2-я степень – успехи посредственные.
Причина: легкомыслие и праздность. Ученик запомнил часть информации путём механического заучивания, не постигнув суть. «Посредственность сия, может быть, происходит по некоторой слабости природных способностей, особливо от слабости того самомышления, которого он не смог заменить трудом или постоянным упражнением» [1].
– 3-я степень – успехи удовлетворительные.
Причина: знания поверхностны. Ученик знает науку, но ограничивается словами учителя или книгой, приходя в замешательство от дополнительных тематических вопросов. «На сей-то степени останавливаются одарённые гораздо более памятью, нежели самомышлением; но они прилежанием своим доказывают любовь к науке» [1].
– 4 степень – успехи хорошие.
Ученик отлично знает тему, легко применяет правила. «Один недостаток прилежания и упражнения препятствует подняться выше» [1].
– 5 степень – успехи отличные.
Ученик владеет наукой, с лёгкостью решает предлагаемые задачи и упражнения, «знает слабые стороны учения, места, где сомневаться, и что можно выразить против теории» [1]. Данная система оценивания была утверждена в 1846 г. Было время, когда государство отказывалось от неё, но по истечении некоторого времени снова было принято решение официально ввести цифровую пятибалльную систему. Таким образом, не одно поколение школьников приносило в дневниках заветные отметки, которые являлись поводом для радости или печали. Часто подобные сюжеты служили поводом для вдохновения художников. Например, на картине Ф. П. Решетникова, мастерски передавшего эмоции каждого персонажа, видно всё: смешанные чувства главного героя, который удручённо объявил о своём очередном «неуде», огорчение уставшей мамы, обессиленно сложившей руки на коленях, негодование сестры (скорее всего, образцовой ученицы), ехидная улыбка младшего брата, который в какой-то степени даже рад, что не его поступок является причиной этой безмолвной сцены, реакция пса, для которого высшее счастье – встретить хозяина. Наверняка, многие помнят тот момент, когда первый раз в дневнике появилась «двойка», заставившая задуматься. Действительно, эта картина понятна каждому, потому что сюжет близок к реальности, однако изначально идея была иной.
Сначала художник намеревался написать картину об экзаменах в школе, желая передать радость ученика, получившего «отлично», поэтому часто он посещал уроки, делая зарисовки. Однажды к доске вызвали образцового ученика, который растерялся и в дальнейшем получил «двойку». Эмоции ребёнка настолько тронули художника, что он отказался от прежнего сюжета картины, решив, что спектр чувств на лице огорчённого школьника выразительнее. По другой версии, прообразом главного героя картины стала плохо учившаяся дочь Решетникова – Люба. Так или иначе, художник выявил проблемы, которые для многих до сих пор остаются актуальными: как сообщить родным о своей неудаче? как вразумить двоечника, что нужно учиться? Причём живописец понимал, что воздействие на зрителя будет сильным в том случае, если перенести действие из школы в семью. Тем самым был подчёркнут тот факт, что осуждение родных ребёнок принимает намного болезненнее, чем реакцию учителя или одноклассников.
Продолжая говорить о тех картинах, на которых изображены герои, получившие плохие отметки, остановимся на репродукции художника Д. Е. Жукова «Провалился», сюжет которой перекликается с представленной выше работой. Эта картина была написана задолго до популярной решетниковской «Двойки», до революции, в 1885 году. Здесь присутствуют герои, оказавшиеся в подобной ситуации, а также прослеживается похожая композиция. Но есть и отличия между этими двумя репродукциями. На полотне Д. Е. Жукова мрачные оттенки привносит не только цветовая гамма, но и название, а также «говорящие» детали: традиционное для того времени траурное платье вдовы, которая вынуждена шить, чтобы заработать хоть немного денег; болезнь младшего брата. Ещё одна немаловажная деталь – швейная машинка, считавшаяся в то время технической новинкой, возможно, это вложение последних денег. Так что в данном случае новость сына воспринимается родными трагичнее, ведь вся надежда возлагалась на него.
Следующая картина принадлежит кисти А. М. Корина. Здесь зритель видит смущённого гимназиста, в задумчивости опустившего глаза, мать, чьё лицо обращено к зрителю и выражает отчаяние, и беззаботно рисующую младшую сестру. Всё продумано до мелочей. Позы, жесты, выражения лиц передают сложное душевное состояние матери и сына.
Но существуют и те картины, где видны совершенно противоположные сюжеты, например, творение Н. Н. Заболотского, являющееся своеобразным антиподом, – «Опять пятёрка». На ней изображены только два героя: мать, занимающаяся стиркой, и сын, только что вбежавший в помещение, чтобы поделиться радостью. Живописец запечатлел именно момент, мгновение. По чуть подавшейся вперёд фигуре ученика можно понять, как он спешил домой, чтобы рассказать о своих успехах. Снова художник подводит зрителя к мысли о том, насколько важно ребёнку мнение родных и близких. На обложке журнала ЦК ВЛКСМ для школьников младших классов «Мурзилка» (№ 10) можно было увидеть репродукцию картины Н. Д. Гохберг «Получила 5!». На этот раз всё внимание зрителя устремлено только на счастливую обладательницу «пятёрки» – сияющую, восторженную, энергичную.
Тема, затронутая художниками, является животрепещущей и актуальной по сей день. Многим детям известны те чувства, которые испытывают герои произведений: будь то «двоечники» или «отличники». Каждый зритель, рассматривая данные полотна, осознаёт, что рано или поздно представленные сюжеты картин перенесутся и в его жизнь, заполняя радостью или печалью страницы памяти, создавая историю и показывая, как важно мнение семьи в жизни каждого маленького человека1.