• От «двойки» до «пятёрки»: картины российских художников

    16 Июл 2019
     
    16:20
     

    Текст: Анастасия Валерьевна Ерофеевская

    Только ли герой картины Ф. П. Решетникова приносил в дневнике «двойку» и существуют ли картины с противоположным сюжетом? Наверное, нет человека, который бы не знал об известнейшей картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка» . Но все ли видели другие картины, которые воспроизводят подобный сюжет, и есть ли репродукции-антиподы? Сначала ответим на следующий вопрос: почему именно «двойка» (а не «пятёрка») – показатель того, что ученик учится не так усердно, как хотелось бы? Например, в Чехии существует обратная система: «5» является самой плохой отметкой, а «1» – самой высокой. Поэтому школьник той страны вряд ли сразу поймёт, почему Решетни­ков изобразил именно такую реакцию родных. Обратившись к истории, узнаём, что россий­ская система оценивания, которая действует до сих пор, была заимствована из Пруссии и установлена Министерством народного про­свещения в 1837 году. В документе «Положе­ние для постоянного определения или оценки успехов в науках» даны комментарии:

    – 1-я степень – успехи слабые. Ученик «едва прикоснулся к науке» [1].

    – 2-я степень – успехи посредственные.

    Причина: легкомыслие и праздность. Ученик запомнил часть информации путём механиче­ского заучивания, не постигнув суть. «Посред­ственность сия, может быть, происходит по некоторой слабости природных способностей, особливо от слабости того самомышления, ко­торого он не смог заменить трудом или посто­янным упражнением» [1].

    – 3-я степень – успехи удовлетворительные.

    Причина: знания поверхностны. Ученик знает науку, но ограничивается словами учителя или книгой, приходя в замешательство от допол­нительных тематических вопросов. «На сей-то степени останавливаются одарённые гораздо более памятью, нежели самомышлением; но они прилежанием своим доказывают любовь к науке» [1].

    – 4 степень – успехи хорошие.

    Ученик от­лично знает тему, легко применяет правила. «Один недостаток прилежания и упражнения препятствует подняться выше» [1].

    – 5 степень – успехи отличные.

    Ученик вла­деет наукой, с лёгкостью решает предлагаемые задачи и упражнения, «знает слабые стороны учения, места, где сомневаться, и что можно выразить против теории» [1]. Данная система оценивания была утвер­ждена в 1846 г. Было время, когда государство отказывалось от неё, но по истечении некото­рого времени снова было принято решение официально ввести цифровую пятибалльную систему. Таким образом, не одно поколение школь­ников приносило в дневниках заветные отмет­ки, которые являлись поводом для радости или печали. Часто подобные сюжеты служили по­водом для вдохновения художников. Например, на картине Ф. П. Решетнико­ва, мастерски передавшего эмоции каждого персонажа, видно всё: смешанные чувства главного героя, который удручённо объявил о своём очередном «неуде», огорчение устав­шей мамы, обессиленно сложившей руки на коленях, негодование сестры (скорее всего, образцовой ученицы), ехидная улыбка млад­шего брата, который в какой-то степени даже рад, что не его поступок является причиной этой безмолвной сцены, реакция пса, для ко­торого высшее счастье – встретить хозяина. Наверняка, многие помнят тот момент, когда первый раз в дневнике появилась «двойка», заставившая задуматься. Действительно, эта картина понятна каждому, потому что сюжет близок к реальности, однако изначально идея была иной.

    Сначала художник намеревался написать картину об экзаменах в школе, желая передать радость ученика, получившего «отлично», поэ­тому часто он посещал уроки, делая зарисовки. Однажды к доске вызвали образцового учени­ка, который растерялся и в дальнейшем полу­чил «двойку». Эмоции ребёнка настолько тро­нули художника, что он отказался от прежнего сюжета картины, решив, что спектр чувств на лице огорчённого школьника выразительнее. По другой версии, прообразом главного героя картины стала плохо учившаяся дочь Решет­никова – Люба. Так или иначе, художник выя­вил проблемы, которые для многих до сих пор остаются актуальными: как сообщить родным о своей неудаче? как вразумить двоечника, что нужно учиться? Причём живописец понимал, что воздействие на зрителя будет сильным в том случае, если перенести действие из школы в семью. Тем самым был подчёркнут тот факт, что осуждение родных ребёнок принимает на­много болезненнее, чем реакцию учителя или одноклассников.

    Д. Е. Жуков «Провалился» (1885 г.), Вольский краеведческий музей, Вольск

    Продолжая говорить о тех картинах, на ко­торых изображены герои, получившие плохие отметки, остановимся на репродукции худож­ника Д. Е. Жукова «Провалился», сюжет кото­рой перекликается с представленной выше ра­ботой. Эта картина была написана задолго до популярной решетниковской «Двойки», до ре­волюции, в 1885 году. Здесь присутствуют ге­рои, оказавшиеся в подобной ситуации, а так­же прослеживается похожая композиция. Но есть и отличия между этими двумя репродук­циями. На полотне Д. Е. Жукова мрачные от­тенки привносит не только цветовая гамма, но и название, а также «говорящие» детали: тра­диционное для того времени траурное платье вдовы, которая вынуждена шить, чтобы зара­ботать хоть немного денег; болезнь младшего брата. Ещё одна немаловажная деталь – швейная машинка, считавшаяся в то время технической новинкой, возможно, это вложение последних денег. Так что в данном случае новость сына воспринимается родными трагичнее, ведь вся надежда возлагалась на него.

    Следующая картина принадлежит кисти А. М. Корина. Здесь зритель видит смущённого гимназиста, в задумчивости опустившего глаза, мать, чьё лицо обращено к зрителю и выражает отчаяние, и беззаботно рисующую младшую сестру. Всё продумано до мелочей. Позы, жесты, выражения лиц передают сложное душевное состояние матери и сына.

    А. М. Корин «Опять провалился» (1891 г.), Калужский музей изобразительных искусств, Калуга

    Но существуют и те картины, где видны совершенно противоположные сюжеты, например, творение Н. Н. Заболотского, являющееся своеобразным антиподом, – «Опять пятёрка». На ней изображены только два героя: мать, занимающаяся стиркой, и сын, только что вбежавший в помещение, чтобы поделиться радостью. Живописец запечатлел именно момент, мгновение. По чуть подавшейся вперёд фигуре ученика можно понять, как он спешил домой, чтобы рассказать о своих успехах. Снова художник подводит зрителя к мысли о том, насколько важно ребёнку мнение родных и близких. На обложке журнала ЦК ВЛКСМ для школьников младших классов «Мурзилка» (№ 10) можно было увидеть репродукцию картины Н. Д. Гохберг «Получила 5!». На этот раз всё внимание зрителя устремлено только на счастливую обладательницу «пятёрки» – сияющую, восторженную, энергичную.

    Н. Н. Заболотский «Опять пятёрка» (1954 г.), частное собрание

    Тема, затронутая художниками, является животрепещущей и актуальной по сей день. Многим детям известны те чувства, которые испытывают герои произведений: будь то «двоечники» или «отличники». Каждый зритель, рассматривая данные полотна, осознаёт, что рано или поздно представленные сюжеты картин перенесутся и в его жизнь, заполняя радостью или печалью страницы памяти, создавая историю и показывая, как важно мнение семьи в жизни каждого маленького человека1.

    Н. Д. Гохберг «Получила 5!» (1952 г.)

    Список литературы

    1. Григорьев, В. В. Исторический очерк русской школы / В. В. Григорьев. – М. : Т-во Тип. А. И. Мамонтова, 1900. 

    2. Казакова, И. А. Система оценивания знаний в историческом аспекте / И. А. Казакова // Высшее образование в России. – 2011. – № 6. – С. 153–157.

    Мы в социальных сетях: