• 7 СЕКРЕТОВ УСПЕШНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

    28 Янв 2020
     
    9:54
     

    Годы, когда педагог воспринимался как мудрец и истина в последней инстанции давно прошли. Если раньше в светлые советские времена «тяжёлым» учеником считался тот, кто плохо учился и иногда немножечко шалил, то сейчас таких детей в школе достаточно большое количество, и они могут не только совершать противоправные действия, но и вступать в открытую конфронтацию с учителем. Современные дети кардинально отличаются от школьников, учившихся 20 лет назад. Факторов, которые привели к этим изменениям, огромное количество. К основным факторам можно отнести и вредное информационное воздействие сети Интернет, и явление массовой акселерации среди детей и подростков. Но проблема в том, что эти факторы купировать почти невозможно, да и современное общество уже не будет таким же, как и 20 лет назад. Однако есть возможность найти инструменты и узнать секреты, при помощи которых учитель будет не просто хорошо справляться со своими прямыми обязанностями, но и сможет легко взаимодействовать с детьми. В ходе наблюдения за детско-учительскими отношениями было отмечено, что некоторых педагогов приветствуют более бурными овациями на концертах, в кабинетах, на переменах, с ними подолгу разговаривают даже те ученики, которых принято считать «проблемными». Чем отличаются такие учителя?

    Дети любят ярких

    Наступило время, когда важно быть заметным и уметь выделиться. Подрастающее поколение быстро приняло правила игры. Следствием этого среди школьников и студентов стали популярными разные модификации тела, перекрашенные волосы и т. д. Но быть ярким можно не только внешне, но и внутренне. Большая часть детей отмечает для себя стильно и гармонично одетого учителя, который может красиво и лаконично говорить, удачно шутить. Сразу хочется привести в пример учителя истории из одной иркутской школы. Он очень успешен среди учащихся, одевается строго официально, но избегает серых, невзрачных костюмов. Каждый урок истории под началом такого педагога – интересное путешествие в прошлое. Да и на переменах к нему всегда кто-нибудь обращается по совершенно разным вопросам или просто рассказывает о чём-то своём.

    Дети чувствуют уверенность

    Успешный учитель в современной школе должен чувствовать себя уверенно. Например, учитель математики, которая никогда не повышала голос, но если она была недовольна, то это чувствовали все. Соответственно, ей не перечили, а выполняли требования, которые были обоснованы. Родители и ученики понимали это и старались всё выполнить. Когда учитель уверен в себе и в том, что он делает всё правильно, не стремится доказать свою правоту, не пытается спорить с учеником, а знает, что прав, при этом способен прислушаться ко мнению ребёнка и учесть его, это вызывает безмерное уважение.

    Дети любят добрых и строгих одновременно

    Как при воспитании малышей мы говорим, что нельзя вставлять пальцы в розетку, так и при работе с учащимися учитель должен точно и строго выставлять границы, обоснованно выдвигать свои требования, но и самому безукоризненно выполнять их. Рассмотрим случай: педагог ругает опоздавших учеников, но сам иногда может опоздать, объяснив это

    задержкой в столовой или большим количеством дел. Такие действия подрывают авторитет учителя. Границы надёжно расставляются ещё и тогда, когда продуманы адекватные меры, которые можно предпринять в том случае, если ребёнок выходит за рамки. Иными словами, успешный учитель должен быть добрым и строгим одновременно. Слишком мягкие педагоги не способны справиться с плохим поведением учеников. В качестве примера вспоминается мнение учеников одного класса, которые при опросе высказывались о том, что их классный руководитель «слишком добрый». Напротив, до крайности строгие и жёсткие учителя не испытывают трудностей в работе с детьми, но школьники либо проявляют косвенную агрессию в их адрес, либо просто стараются их избегать.

    Дети уважают честных и открытых

    Здесь «работает» конгруэнтность (соответствие формы содержанию). Если педагог не в настроении, то он не обязан улыбаться и демонстрировать другое состояние. То же касается и мнений, суждений по любому вопросу, связанному с учебной деятельностью.

    Дети хотят справедливости, доброты, понимания

    Зачастую родители могут предъявлять не совсем адекватные требования к ребёнку, избегать разговоров о чём-либо и т. д. В таком случае школьник ищет взрослого, который как раз обладает вышеперечисленными качествами. Поэтому если педагог стремится оценить, поучить жизни, осудить за спиной, то его авторитет падает. К примеру, можно вспомнить случай, когда учитель обсуждает действия родителей, критикует человека в его отсутствие. Дети часто не могут повлиять на ситуацию, но у них могут возникнуть неприятные чувства: стыд и обида, а также страх, что про них за спиной тоже могут говорить неприятные слова.

    Дети «тянутся» к позитивному учителю

    В мире очень много плохих событий, новостей. Поэтому если и педагог делает акцент на негативе при работе с учащимися, то вполне естественно, что это будет отталкивать школьников. Например, учитель пытался «мотивировать» учеников одного класса при помощи постоянного внимания к их недочётам и неудачам. В результате дети просто стали говорить про себя, что они глупые и этим объясняли любые свои промахи, а также нежелание выполнять требования «учителя-мотиватора».

    Дети разделяют ценности учителя

    Если педагог заинтересован общим делом, если ему совсем не безразлично то, что происходит в классе и школе, то и дети стремятся соответствовать. Ученики, сами того не понимая, реагируют сильнее, если видят, что учитель готов помочь и одобряет взаимовыручку. Примером может служить учащийся 7 класса, который не отличается образцовым поведением. Но, когда он стал свидетелем драки мальчика с девочкой из младших классов, он настолько строго, грамотно провёл разъяснительную беседу, что конфликт был погашен тут же, а педагоги, наблюдавшие за этим случаем, были обескуражены, так как не ожидали таких действий от беззаботного ученика, который сам часто любит повздорить с другими детьми.

    В завершение хочется сказать, что, каким бы ни был учитель, он оставляет в жизни ученика определённый отпечаток, который способен оказывать влияние даже на дальнейшую жизнь школьника. Поэтому самый главный секрет, который объединят в себе всё вышеперечисленное, – счастье! Счастливый педагог притягивает к себе детей, заряжает энергией и верой в то, что школьная пора – это время, которое будет вспоминаться с теплом.

    Мы в социальных сетях: