Текст: Татьяна Михайловна Иванова,
учитель русского языка и литературы МАОУ Центр образования № 47 г. Иркутска, член клуба журнала «Педагогический ИМИДЖ: от идеи к практике»
В наш просвещённый век урок жестокости даёт не зверь, а человек.
В. П. Рычков
Это было в далёком 1985 году. Нас, восьмиклассников, повели в кинотеатр смотреть фильм «Чучело». Впечатление, которое произвела на меня эта история, описать очень сложно. Одним словом – шок! Возмущению не было предела. «Конечно, выдумка!» – думала я. Уж очень жестоко издевались шестиклассники над девочкой, уж очень страдала Лена Бессольцева… Позже я узнала, что в реальной жизни писателя Владимира Железникова, по повести которого снят фильм, была такая ситуация. Но всё равно верить не хотелось… А потом были «Дорогая Елена Сергеевна» Л. Разумовской, «Честь» Г. Медынского. Это произведения о подростковой жестокости. Но всё это было далеко от меня. Да, конечно, в классах, где я училась, тоже могли посмеяться над кем-то, но до крайностей, которые описаны в этих книгах, не доходило никогда. Мне повезло…
Впервые пришлось столкнуться с детской агрессией уже во взрослой жизни. Когда я стала работать в школе, то увидела, что дети могут быть жестоки по отношению друг к другу, особенно это стало проявляться в двухтысячных… А в последнее время и вовсе стало страшно! Появились «воспоминания», где говорится не о друзьях на всю жизнь, не о первой влюблённости, а о том, как страшно вспоминать «школьные годы чудесные», о ненависти к школе, к учителям. С экранов телевидения не сходит тема травли в учебных заведениях, причём жестокость эта доходит до крайних форм. И это не сцены из боевиков! Во всё это вовлечены ДЕТИ!
Чем вызвана детская жестокость?
Детская жесткость не совсем такая, как взрослая. Она нередко вызвана тем, что так «модно», можно показать, что ты «лидер». Многие подростки копируют поведение своих сверстников, не задумываясь о последствиях. Если ребёнок попадает в круг жестоких товарищей, он становится таким же, чтобы не стать «белой вороной» в этой компании. В современных семьях, к сожалению, детям тоже часто приходится сталкиваться с грубостью, разрушительной агрессией. Говорят, что дети – зеркало родителей. Жаль, что во многих семьях отец и мать заботятся лишь о благосостоянии и не обращают внимания на эмоциональное состояние растущего человека. Его воспитывают мультфильмы, фильмы, в которых сильные всегда правы, жестокие компьютерные игры. Родители своим примером должны воспитывать детей. А они приходят с работы и начинают ругать всех подряд: правительство, соседей, начальников, учителей, врачей… Агрессия становится нормой жизни! А ведь если ребёнок привыкает быть жестоким, изменить его очень трудно! Тогда жестокое отношение к окружающим становится нормой, и этот ребёнок станет злым взрослым.
Когда я говорю своим ученикам, что надо любить людей, всё живое на земле, я вижу непонимание в их глазах. Они знают, КАК любить родителей, своих близких, но не знают, КАК полюбить чужих? Сомневаются, надо ли это вообще… А я точно знаю, что надо! Помните притчу:
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
– В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, грубость, агрессию. Другой волк представляет добро – мир, любовь, верность, отзывчивость.
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
– А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец улыбнулся и ответил:
– Всегда побеждает тот волк, которого ты
кормишь.
Почему дети становятся жестокими?
В этом году мои восьмиклассники посмотрели фильм «Чучело». Они уже не были в шоке, как я когда-то, потому что видели более жестокие сцены в кино, в интернетных роликах. Но они поняли другое: дети становятся жестокими, когда не всё благополучно в семье. Где-то мать и дочь обманывают отца, где-то отец бросил дочь и не хочет её знать, где-то родители откупаются от своего сына дорогими вещами, где-то не замечают жестокого обращения своего ребёнка с животными. Эмоциональное тепло уходит из душ детей. А взрослые доказывают себе свою значимость, находятся в состоянии стресса, фальшивят, притворяются. Они счастливы при этом? Конечно, нет. А несчастные люди, к сожалению, рождают жестокого ребёнка. И это тоже доказано.
И мы, учителя, многое знаем, видим, понимаем реагируем на конфликтные ситуации, проводим беседы с учениками и с родителями, работаем со школьными психологами, читаем хорошие книги, проводим мероприятия для души, не для галочки. Мы точно знаем, что ребёнок должен слышать от взрослых: «я тебя люблю», «я горжусь тобой», «я очень стараюсь тебя понять», «я тебя слушаю и слышу», «я хочу помочь тебе», «мне важно, что с тобой происходит». Мы мечтаем, чтобы дети росли добрыми и счастливыми.