• «Я ни за что её не прощу»: 5 причин педагогических ошибок

    01 Ноя 2019
     
    13:17
     

    Текст: Екатерина Геннадьевна Боярских,
    учитель русского языка
    и литературы МБОУ г. Иркутска лицей-интернат № 1,
    член клуба журнала «Педагогический ИМИДЖ:
    от идеи к практике»

    «Я её ни за что не прощу, – говорит о своей учительнице обиженный мальчик. – И через сто лет не прощу». Казалось бы, детские обиды легко забываются, пройдёт и это, но я прекрасно понимаю, о чём он. Педагогические ошибки бывают фатальными, навсегда роняющими авторитет учителя, и в моей памяти тоже есть несколько школьных историй, забыть которые нелегко. Когда мне было девять, учитель обвинил меня в краже, и «следствие» длилось, то разгораясь, то затухая, в течение целой четверти. Много лет спустя, в первый год своей работы учителем, я, совершенно потеряв самоконтроль в попытках добиться тишины, крикнула на уроке: «Я вас ненавижу!» – и уже не смогла вернуть доверие класса, хотя и принесла извинения. Когда-то я была жертвой педагогической ошибки. Когда-то сама совершала такие ошибки и могу сделать это снова. Ни то ни другое не забывается, да и не нужно это забывать. Один из важнейших встроенных инструментов, который учитель может использовать всегда, – это рефлексия.

    В критических точках взаимодействия единственный способ извлечь пользу из произошедшего – усилить процесс самопознания, чтобы потом мгновенно понять, куда движешься, и остановиться, если идёшь не туда. Даже лучший, самый знающий, самый любимый учениками учитель не может и не должен переставать всматриваться в себя, чтобы вовремя уловить даже слабую тень того, о чём сейчас пойдёт речь. Итак, чего же нам «ни за что не простят»?

    Воинствующая некомпетентность

    Конечно, учитель не может знать всего. Как бы нам ни хотелось выглядеть всезнающими, это всё же не так, и в этом нет ничего страшного. Страшно, когда учитель скрывает своё незнание, настаивая на том, что он – истина в последней инстанции. И вот в тетрадке – «четвёрка», но зачёркнут совершенно верный ответ. От того, что за этим последует, от того, насколько силён страх педагога оказаться неправым, зависит отношение к нему. Я знаю довольно много случаев, когда школьники пользовались Интернетом, словарями, консультировались у репетиторов, чтобы обоснованно сказать учителю: «Вы ошиблись». Простой (хотя, бывает, и сложный психологически) ответ «Да, я ошибся» или «Я уточню» вызывает уважение. Защита, которая выглядит как нападение, этого уважения лишает.

    Когда-то мы со старшеклассниками, готовясь к ораторским выступлениям, делали одну простую разминку. Есть такая игра на карточках – «Ерундопель». Там собраны самые редкие слова русского языка – термины, экзотизмы, диалектизмы… Носитель языка не обязан их знать, они не входят в активный словарный запас. На одной стороне карточки было написано слово с вариантами его значений, на другой – правильный ответ. Я предлагала десятиклассникам очень простую вещь – предположить, что означает незнакомое им слово, а потом перевернуть карточку, увидеть правильный ответ и совершенно нейтральным тоном сказать: «Я был прав» или «Я ошибся». Чего только мы не услышали вместо констатации своей неправоты! «Я не могу этого сказать», «Мне стыдно», «Сейчас я вас разочарую», «Я всегда ошибаюсь»… Если даже в игровой, ни к чему не обязывающей ситуации признать свою ошибку так нелегко, что говорить об учителе, у которого каждый день, каждый урок – испытание компетентности. И всё же нужно это делать, потому что настоящий профессионализм предполагает, что мы не только выглядим правыми, но и умеем достойно вести себя, ошибаясь.

    Предвзятость

    Она имеет множество обличий и называется разными именами. Вот первого сентября учитель просит уйти с линейки мальчика, одетого в голубую, а не в белую рубашку, или не то в шутку, не то всерьёз угрожает девочке «не с той» причёской принести в школу машинку для стрижки и собственноручно постричь ученицу. А вот уже кто-то категорично объясняет сложности в учёбе фактом воспитания в неполной семье, обсуждает и осуждает музыкальные вкусы подростка или объект его влюблённости, а кто-то прямо говорит: «Выше тройки всё равно не поставлю», потому что ученица, профессиональная спортсменка, слишком часто бывает на соревнованиях… Есть и ещё одно лицо предвзятости – поведение учителя в конфликте. Одна моя знакомая очень чётко сформулировала то, что считает признаком учительского непрофессионализма: «Наш классный руководитель либо встаёт якобы на сторону ребёнка и выступает против родителей, либо объединяется с родителями против ребёнка». В этом случае учитель, решая, кто прав, кто виноват, усугубляет конфликт и его последствия. Предубеждённость – это принципиальность, но мелочная, доведённая до абсурда и в итоге превращающаяся в несправедливость. Выбирая между нашими принципами, которые легко становятся штампами, и простой человеческой добротой и вниманием, мы, бывает, слишком увлекаемся борьбой, не замечая, что боремся с теми, кто ждёт от нас тепла. Умение увидеть другого, выполнить роль медиатора в конфликте, подчинить частные требования высшим принципам для педагога бесценно, и оно не прилагается к диплому о высшем педагогическом.

    Равнодушие

    Эта противоположность предвзятости так же опасна, как попытка втиснуть ученика в «прокрустово ложе» собственных стандартов, не касающихся напрямую учебной деятельности. Одна из наиболее рискованных позиций – закрывать глаза на то, что следует остановить. Наиболее обсуждаемые примеры ужасных последствий – это, конечно, отсутствие реакции на травлю («буллинг») до тех пор, пока не становится слишком поздно. Но даже в куда менее трагических ситуациях отсутствие реакции учителя может стать проблемой. Вот одна из таких историй: дети – не подростки, дети –выезжали на турбазу на выходные, и вечером им показали фильм ужасов категории 18+. Это не инициатива педагога, нет, фильм включили работники турбазы. Учительница просто спокойно отнеслась к происходящему, а на последовавшие вопросы родителей отвечала: «А что такого? Просто кино посмотрели». Она отказалась принять ответственность за последствия, ведь не произошло ничего страшного… Страшного для неё, конечно. Или, например, забыли предупредить проболевшую неделю первоклассницу, куда нужно подойти, чтобы всем вместе отправиться в театр, а на её отчаянный телефонный звонок учительница ответила: «Сиди теперь дома». Повели девятиклассников в поход на скальник, а потом, возвращаясь, одного из них забыли прямо на скале. Он дошёл сам, успел к электричке – и получил нагоняй вместо извинений. Такие истории, даже если они остаются без видимых последствий, не забываются, потому что вызывают ощущение, что учителя, собственно, нет. Слово такое есть, а учителя нет.

    Бестактность

    На первый взгляд кажется, что она понемногу уходит из школы. Идея уважения к личному пространству ученика за двадцать лет моей работы в образовании заметно окрепла и действительно вошла в практику. Благодаря этому мы стали понимать: то, что когда-то выглядело совершенно нормальным, приходится переосмыслить. «Учительница

    спросила, кто из нас не хочет, чтобы их оценки называли вслух… А потом всё равно прочитала весь список!» Казалось бы, это не более чем безобидная рассеянность, но я думаю, что требования к себе давно пора повысить. Оглашение отметок, публичный разбор ошибок, зачитывание «перлов» с указанием, кому они принадлежат (да пусть даже и без указания) – так ли это безобидно? На бестактность педагогов довольно часто жалуются гиперчувствительные дети и их родители. Вот одна из известных мне историй: учитель включил видео о жестоком обращении с животными, и один из учеников расплакался. Он не мог успокоиться, а педагог обратил на это внимание класса, и, конечно, это отнюдь не помогло мальчику справиться с переживаниями. Чувство такта основано на уважении к другому и боязни ранить его. Бережное отношение к чувствам ученика порой отключается, и этому есть множество объективных и субъективных причин, поэтому так важно прислушиваться к звучанию некого внутреннего камертона и оценивать свои слова и поступки, руководствуясь близким нам по духу принципом медицинской этики – «не навреди».

    Ненадёжность

    Педагогические провалы бывают совершенно очевидными, обсуждаемыми, но бывают и другими – обыденными и вначале незаметными. Учитель попросил подойти после уроков и куда-то ушёл, не вспомнив, обещал прийти на репетицию, но забыл, пропустил встречу по поводу проекта, потерял контрольную, не прислал полезные ссылки для подготовки к областному этапу олимпиады… Мы все знаем, что причина этих сбоев – усталость и загруженность, и всё же давайте подумаем, как это выглядит со стороны, если раз за разом учитель не держит своего слова. Накапливаясь, частные случаи превращаются в закономерность, и контакт обрывается: нельзя уважать того, кто не уважает тебя, а все эти мелочи, достигнув критической массы, выглядят именно так – как отсутствие уважения.

    Как хочется сказать: «Всё это не о нас». И всё же, будем честны, в чём-то это нас касается.

    Чтобы история о некомпетентности, предвзятости и равнодушии действительно была не о нас, нужна постоянная рефлексия, помогающая критически отнестись к себе и, если нужно, вовремя остановиться.

    Мы в социальных сетях: