Текст: Татьяна Михайловна Иванова,
учитель русского языка и литературы МАОУ Центр образования № 47 г. Иркутска, член клуба журнала «Педагогический ИМИДЖ: от идеи к практике»
Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.
Д. С. Лихачёв
Помните, как поётся в одной очень известной песне: «Мы выбираем, нас выбирают…»? Скажете, что это о любви? Вовсе нет! Это о самом важном явлении в человеческой жизни: каждую минуту с того момента, как только начинаем осознавать себя личностью, мы выбираем и делаем всё, чтобы выбрали именно нас. В жизни существует множество ситуаций выбора: самые простые (что сегодня надеть, приготовить…), сложные (выбор профессии, института, любимого человека, друзей), философские (выбор мировоззрения, предназначения). Как сделать правильный выбор? Как узнать, не ошиблись ли мы в очередной раз? Как понять, не упустили ли мы очередной шанс? Наверное, только само течение нашей жизни помогает ответить на все эти вопросы. В мае по всей стране прозвучали последние звонки, школьники вступили во взрослую жизнь. Всем пришлось делать важный выбор: определяться с будущей профессией. Как это происходит? Существует несколько факторов, влияющих на выбор профессии. Вот некоторые из них:
❶ Мода или престижность.
В 60-е годы многие мечтали стать космонавтами, в почёте была профессия учителя, в лихие 90-е стремились стать юристами или экономистами.
❷ Финансовое благополучие.
К наиболее оплачиваемым относятся профессии капитана океанского лайнера, пилота, топ-менеджера, IT-специалиста, маркетолога.
❸ Советы родителей или родственников.
Часто подростки полагаются на опыт старшего поколения, ведь они плохого не посоветуют. Но близкие не всегда могут разглядеть в своём чаде будущего писателя или актрису.
❹ Советы друзей.
К сожалению, большинство выпускников в таких ситуациях позже разочаровываются в выборе профессии.
❺ Собственное желание.
Для формирования своего будущего нужно почаще прислушиваться к себе, вспоминать то, о чём мечталось с детства, адекватно оценивать свои возможности. Как хорошо, если все эти факторы сложатся и в итоге человек выберет себе профессию по душе, исходя из своих желаний и возможностей. Но, по данным опросов, почти 60 % россиян работают не по специальности, почти 16 % ежегодно меняют работу… Выходит, что все эти люди ошиблись? Философы говорят, что, совершая правильный жизненный выбор, мы выбираем своё предназначение.
А предназначение узнаётся только сердцем. Именно сердцем следует выбирать профессию учителя! Здесь не помогут советы друзей (это же тяжелейший труд!), престиж этой профессии сегодня оставляет желать лучшего (к сожалению, существует мнение, что учителями становятся одни неудачники), о финансовом неблагополучии учителей ходят легенды… Поэтому, собираясь стать учителем, нужно спросить себя: «А смогу ли я выдерживать перегрузки, сравнимые с перегрузками лётчиков, смогу ли брать на себя ответственность за судьбы других людей, смогу ли жертвовать собой?» Да, это очень сложная профессия, но имен- но она позволяет быть всегда в тонусе, не стоять на месте – развиваться, совершенствоваться. У учителя есть возможность научить детей чему-то новому, интересному, повлиять на будущее своих учеников. Учитель может и сам учиться у тех, за кого он в ответе, например, «заражаться» от детей весёлостью, легким отношением к жизни, что позволит человеку, выбравшему эту героическую профессию, оставаться на долгое время молодым.
И самое главное, настоящий учитель будет жить в сердцах благодарных учеников и их родителей. «Учитель – профессия дальнего действия, // Главная на Земле!» – говорил Роберт Рождественский. А Вероника Тушнова писала: Если б не было учителя, То и не было б, наверное, Ни поэта, ни мыслителя, Ни Шекспира, ни Коперника.
Жаль, что сегодня многие забывают о важной роли учителей в жизни любого человека. Сколько негатива выливается с экранов телевидения на людей это благородной профессии! Некоторые родители современных учеников считают педагогов обслуживающим персоналом… Не хочется мириться с таким отношением! Ведь учителя будут нужны всегда, живые, настоящие, увлечённые своим делом, любящие и понимающие своих учеников, готовые отдавать себя созданию Будущего. Вот только приходить в учительство нужно с открытой душой и чистым сердцем. И тогда именно Вас выберут те, ради кого Вы будете тратить свои душевные силы, время, здоровье, наконец. И тогда именно В ы станете человеком надежды, веры и любви. И тогда все воскликнут: «Как это здорово, что есть учителя!»