«В начале было Слово…» Именно Слово, предназначенное «жечь сердца людей», на протяжении многих веков являющееся связующим звеном, объединившим целые поколения людей, наставляет, вдохновляет, окрыляет. Особенно с замиранием сердца слушают выразительное чтение учителя многие дети, которые берут пример, подражают, совершенствуют свои умения, а в дальнейшем, будучи взрослыми, становятся известными деятелями культуры. И каждый раз, видя на сцене начинающего чтеца, они вспоминают самих себя, своё первое выступление на сцене, своё волнение. Действительно, если бы не было такого уникального конкурса, возможно, мир и не узнал бы об актёре театра и кино, режиссёре Николае Охлопкове, кинорежиссёре Леониде Гайдае, певице Аиде Ведищевой и о многих других талантливых людях, которые начинали с малого – с любви к родному художественному слову.
Муниципальные, региональные (областные), российские конкурсы чтецов дают возможность не только явить свой талант, но и приобщиться к вершинам русской литературы. Существует множество вариантов названий: «Кубок Иркутска», «Звучащее слово», «Русское слово», «Живое слово», «Живая классика», «Читаем Пушкина» и проч.; но неизменными остаются цели проведения: воспитать у детей и молодёжи культуру речи, развить творческое начало у обучающихся, способствовать более глубокому постижению смысла произведений. Ежегодно участники конкурсов при помощи звучащего слова вызывают в воображении слушателей картины жизни, нарисованные авторами произведений, дарят эмоции, демонстрируя высокий уровень исполнительского мастерства.
Специалисты по сценической речи, организаторы подобных конкурсов дали несколько советов начинающим чтецам, учителям, отвечая на вопрос, который был задан сотрудниками редакции: «Как сделать так, чтобы чтецкое Слово “зазвучало”?»
Константин Петрович Романенко,
методист, педагог дополнительного образования художественной направленности (ДОП «Художественное чтение») МБУДО г. Иркутска ДДТ № 1, художественный руководитель городского конкурса «Русское слово», областного конкурса чтецов «Кубок Иркутска», Международного конкурса чтецов «Азия говорит по-русски»:
– Есть много критериев оценки, но хочу выделить два пункта, на которые человеку стоит обратить особое внимание:
- Достоинство выбранного литературного материала.
Сам материал должен быть очень интересным, своевременным и достойным. Несколько лет назад мои ученики «читали». Среди них был Карнаухов (сейчас он уже студент), у которого был уникальный текст, автором которого является Андрей Ас (говорят, это псевдоним). Он написал рассказ, которого ещё не было в Интернете, «Сто шагов», мне его передали друзья из Львова. Рассказ очень понравился, и мы с мальчиком начали с ним работать. У нас даже есть запись на телевидении. Очень трудно «попасть в десяточку», текст должен быть таким, чтобы чтец, «почувствовав» его, сказал: «Да, моё».
- Эмоциональная актёрская заразительность.
Что такое «заразительность»? Чтобы было понятнее, приведу аналогию: если я не болею гриппом, то могу кашлять сколько угодно и никого не заражу, а если болею, то от меня бациллу поймают. То же самое в чтении: если чтец, стоящий на сцене, сам «не заражён» материалом, публика его не примет. А если текст он произносит достаточно заразительно, если сам «болеет» этим текстом, тогда все его «услышат».
Таким образом, чтец должен подать достойный материал заразительно, тогда Слово «зазвучит».
Татьяна Ивановна Плотникова,
автор и преподаватель курса «Говори красиво», член жюри городских, областных конкурсов чтецов, преподаватель сценической речи ГБПОУ ИО ИРКПО и ГБПОУ ИОКК:
– Первое, с чего начинается работа, – это выбор произведения. Следует найти актуальный текст, подходящий для аудитории, для которой будет исполняться. Текст необходимо полюбить, он должен быть близок чтецу.
Второй этап – идейно-тематический анализ. Нужно определить тему и идею произведения, определить сверхзадачу. Чтецу необходимо знать, что он хочет этим выступлением сказать. Если этот этап пропустить, то можно «сбиться с пути».
Третий этап (назовём его технический) – выполнение действенного анализа текста, а также логического и орфоэпического разбора, определение композиции.
После этого мы начинаем творческую работу, когда исполнитель работает над «кинолентой видений», перспективой и т. д.
Самое главное при исполнении произведения со сцены – это общение. Бывает, что чтец выходит на сцену с текстом, полностью разобранным по всем правилам, но «закрывается», то есть он текст произносит, но взгляд его направлен внутрь себя, нет контакта со зрителями, нет «киноленты видений», как следствие, внимание слушателей теряется. В этом случае исполнитель не сможет «повести» зрителя за собой и рассказать всю историю. У него должно быть желание поделиться некой историей со зрителями, увлечь их за собой. Только тогда, общаясь со зрителем, чтец найдёт отклик в его душе».
Наталья Сергеевна Янковская,
заведующий детской библиотекой им. А. С. Пушкина МБУК г. Иркутска «ЦБС»:
– Я как организатор фестиваля поэтического слова «Читаем Пушкина» настраиваю участника на поиск произведений, не входящих в школьный курс литературы. Для меня важно, чтобы им был выбран малоизвестный, но интересный сюжет. Ведь участие в фестивале поэтического слова «Читаем Пушкина», который проводят 14-й год, – это проверка того, как ребёнок научился понимать текст и доносить до слушателя главную мысль. Начало чтецкому мастерству дают громкие чтения в семье. Любовь к чтению вслух развивает речь, дикцию и артистизм».