Татьяна Михайловна Иванова,
учитель русского языка и литературы МАОУ Центр образования № 47 г. Иркутска,
член клуба журнала «Педагогический ИМИДЖ: от идеи к практике»
О том, как приблизить родителей к школе и сделать их союзниками учителей
Семья и школа – это берег и море. На берегу ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа…
Л. А. Кассиль
От того, как складываются отношения между учителями, учащимися и родителями, зависит успешность образовательной деятельности. В. А. Сухомлинский говорил, что «на моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы». А. С. Макаренко напоминал: «Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Именно поэтому семья и школа должны быть союзниками и единомышленниками в таком трудном и важном деле, как воспитание Человека. Но…
С тех пор как существует школа, есть противостояние между «берегом» и «морем». Родителям хочется, чтобы школа была в ответе не только за знания, которые получают дети, но и за их духовно-нравственное развитие. Школа, по мнению родителей, должна готовить учащихся к профессиональному самоопределению, прививать трудовые навыки, учить жить в коллективе, взаимодействуя со всеми его членами. И это правильно. А школе хочется, чтобы родители уделяли своим детям как можно больше времени, закладывали в них положительный опыт жизни, чтобы слышали и слушали своих самых близких людей. И в этом тоже нет ничего нелогичного. Почему же работа с родителями считается одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя?..
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ охватывает практически всё: кто принимает участие в указанной деятельности, в каких вариантах она может производиться, как структурно выглядит система образования и её функционирование. Этим же законом определяются права и обязанности обучающихся, их законных представителей и лиц, осуществляющих образовательную деятельность. Давайте углубимся…
- «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка» (ст. 44, п. 1)12 Там же. .
- «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития» (ст. 44, п.2)2.
Вот, кажется, и всё. Разумно, чётко. На деле же приходится очень часто напоминать родителям о том, что они в ответе за воспитание и образование своего ребёнка. А семья не забывает высказаться по поводу неправильного обучения: и учитель молодой, и учебники не те, и дети в классе не принимают их такого милого ребёнка … Что же делать, чтобы поток взаимных упрёков самых важных воспитателей в жизни – семьи и школы – стал меньше, как соединить «берег» с «морем»? Как приблизить родителей к школе, как сделать их союзниками учителей?
Конечно, в ответе за это сближение школа, потому что люди, которые там работают, получили специальное образование. Помните знаменитую фразу из фильма «Офицеры»: «Есть такая профессия – Родину защищать…»? Учителя в некотором роде тоже защитники Родины, ведь они формируют будущее страны. Именно учитель – тот человек, который может Взаимопонимание между родителями и школой может возникнуть, если учитель показывает своим ученикам пример ответственности, доброжелательности, справедливости, человечности, целеустремлённости. О таком учителе дети рассказывают дома, и у родителей исчезает тревога. Они понимают: рядом с их ребёнком человек, который не обидит, не предаст.
Чтобы родители стремились к активному сотрудничеству с педагогом и со школой, нужно сделать так, чтобы дети с радостью шли на учёбу, чтобы им было интересно на уроках, даже при выполнении самых трудных заданий.
Поэт К. Ибряев в «Школьном вальсе» говорит:
Спасибо, что конца урокам нет,
Хоть ты и ждёшь с надеждой перемену.
Но жизнь — она особенный предмет… либо приблизить родителей к школе, либо оттолкнуть. Быть учителем — значит находиться вне времени, вне возраста, быть готовым примерить на себя роль ученика, мастера, лидера.
Каждый учитель должен быть профессионалом своего дела, постоянно заниматься самообразованием, повышать своё мастерство. Идти в ногу со временем. Это очень сложно! Но очень важно, потому что родители начинают гордиться тем, что рядом с их ребёнком Учитель!
Чтобы родители были со школой заодно, педагогу нужно демонстрировать заинтересованность в воспитании и обучении каждого конкретного ребёнка. Если родители встречаются с чутким и внимательным учителем, то формируется позитивное отношение к школе.
Учебно-воспитательную деятельность нужно сделать открытой. Необходимо информировать родителей об успехах и неудачах их ребёнка. Делать это следует очень тактично, нужно обязательно предлагать помощь в решении проблем. Поэтому родители тоже, как и учителя, должны постоянно учиться и повышать своё родительское мастерство. Множество исследований указывают на то, что дети добиваются высокой успеваемости, социального успеха, если их родители принимают активное участие в учёбе и школьной жизни своих детей. Такое участие говорит ребёнку, что родители искренне заинтересованы в его образовании, что учёба в школе является позитивным и ценным занятием.
В другом известном стихотворении К. Ибряева говорится о том, что «учитель из тёплых маминых рук» взял руку ребёнка. Да, родители доверили нам, педагогам, самое ценное, что у них есть – дорогого и любимого человека. Но при этом родители не должны отходить в сторону, им просто нужно взять своего ребёнка за вторую руку. И тогда «берег» и «море» будут вместе. Ведь в реальной жизни так и есть!