• Семья и школа… Мы вместе?!

    17 Июл 2019
     
    16:10
     

    Татьяна Михайловна Иванова,
    учитель русского языка и литературы МАОУ Центр образования № 47 г. Иркутска,
    член клуба журнала «Педагогический ИМИДЖ: от идеи к практике»

    О том, как приблизить родителей к школе и сделать их союзниками учителей

     

    Семья и школа – это берег и море. На берегу ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа…

    Л. А. Кассиль

    От того, как складываются отношения между учителями, учащимися и родителями, зависит успешность образовательной деятельности. В. А. Сухомлинский говорил, что «на моральном здоровье семьи строится педа­гогическая мудрость школы». А. С. Макаренко напоминал: «Воспитывает всё: люди, вещи, яв­ления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педаго­ги». Именно поэтому семья и школа должны быть союзниками и единомышленниками в таком трудном и важном деле, как воспитание Человека. Но…

    С тех пор как существует школа, есть проти­востояние между «берегом» и «морем». Роди­телям хочется, чтобы школа была в ответе не только за знания, которые получают дети, но и за их духовно-нравственное развитие. Школа, по мнению родителей, должна готовить учащихся к профессиональному самоопределе­нию, прививать трудовые навыки, учить жить в коллективе, взаимодействуя со всеми его чле­нами. И это правильно. А школе хочется, что­бы родители уделяли своим детям как можно больше времени, закладывали в них положи­тельный опыт жизни, чтобы слышали и слуша­ли своих самых близких людей. И в этом тоже нет ничего нелогичного. Почему же работа с родителями считается одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя?..

    Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ охватывает практически всё: кто принимает участие в указанной деятельности, в каких вариантах она может производиться, как структурно выглядит система образова­ния и её функционирование. Этим же законом определяются права и обязанности обучаю­щихся, их законных представителей и лиц, осу­ществляющих образовательную деятельность. Давайте углубимся…

    1. «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лица­ми. Они обязаны заложить основы физическо­го, нравственного и интеллектуального разви­тия личности ребёнка» (ст. 44, п. 1)12 Там же. .
    2. «Органы государственной власти и ор­ганы местного самоуправления, образова­тельные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несо­вершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивиду­альных способностей и необходимой коррек­ции нарушений их развития» (ст. 44, п.2)2.

    Вот, кажется, и всё. Разумно, чётко. На деле же приходится очень часто напоминать роди­телям о том, что они в ответе за воспитание и образование своего ребёнка. А семья не за­бывает высказаться по поводу неправильно­го обучения: и учитель молодой, и учебники не те, и дети в классе не принимают их такого милого ребёнка … Что же делать, чтобы поток взаимных упрёков самых важных воспитате­лей в жизни – семьи и школы – стал меньше, как соединить «берег» с «морем»? Как при­близить родителей к школе, как сделать их со­юзниками учителей?

    Конечно, в ответе за это сближение шко­ла, потому что люди, которые там работают, получили специальное образование. Помни­те знаменитую фразу из фильма «Офицеры»: «Есть такая профессия – Родину защищать…»? Учителя в некотором роде тоже защитники Ро­дины, ведь они формируют будущее страны. Именно учитель – тот человек, который может Взаимопонимание между родителями и школой может возникнуть, если учитель по­казывает своим ученикам пример ответствен­ности, доброжелательности, справедливости, человечности, целеустремлённости. О таком учителе дети рассказывают дома, и у родите­лей исчезает тревога. Они понимают: рядом с их ребёнком человек, который не обидит, не предаст.

    Чтобы родители стремились к активному сотрудничеству с педагогом и со школой, нуж­но сделать так, чтобы дети с радостью шли на учёбу, чтобы им было интересно на уроках, даже при выполнении самых трудных заданий.

    Поэт К. Ибряев в «Школьном вальсе» гово­рит:

    Спасибо, что конца урокам нет,

    Хоть ты и ждёшь с надеждой перемену.

    Но жизнь — она особенный предмет… либо приблизить родителей к школе, либо от­толкнуть. Быть учителем — значит находиться вне времени, вне возраста, быть готовым при­мерить на себя роль ученика, мастера, лидера.

    Каждый учитель должен быть про­фессионалом своего дела, постоянно за­ниматься самообразованием, повышать своё мастерство. Идти в ногу со временем. Это очень сложно! Но очень важно, потому что родители начинают гордиться тем, что рядом с их ребёнком Учитель!

    Чтобы родители были со школой заодно, педагогу нужно демонстрировать заинтере­сованность в воспитании и обучении каждого конкретного ребёнка. Если родители встреча­ются с чутким и внимательным учителем, то формируется позитивное отношение к школе.

    Учебно-воспитательную деятельность нуж­но сделать открытой. Необходимо информи­ровать родителей об успехах и неудачах их ребёнка. Делать это следует очень тактично, нужно обязательно предлагать помощь в ре­шении проблем. Поэтому родители тоже, как и учителя, должны постоянно учиться и повышать своё родительское мастерство. Множество иссле­дований указывают на то, что дети добиваются высокой успеваемости, социального успеха, если их родители принимают активное уча­стие в учёбе и школьной жизни своих детей. Такое участие говорит ребёнку, что родители искренне заинтересованы в его образовании, что учёба в школе является позитивным и цен­ным занятием.

    В другом известном стихотворении К. Ибря­ева говорится о том, что «учитель из тёплых маминых рук» взял руку ребёнка. Да, родители доверили нам, педагогам, самое ценное, что у них есть – дорогого и любимого человека. Но при этом родители не должны отходить в сторону, им просто нужно взять своего ребён­ка за вторую руку. И тогда «берег» и «море» бу­дут вместе. Ведь в реальной жизни так и есть!

    Мы в социальных сетях: