Текст: Галина Анатольевна Битюкова, методист по информационным технологиям МБУДО СЮТ г. Ангарска,
член клуба журнала «Педагогический ИМИДЖ: от идеи к практике»
Родился Кронид Александрович 13 июля 1926 года в Новгородской губернии в семье бывшего священника. В шестнадцать лет юноша попал на фронт. Войну закончил в Германии. Был ранен, контужен.
Отмечен боевыми наградами. В 1953 году он поступил в Ленинградское художественно-графическое педагогическое училище.
Получив хорошую педагогическую подготовку, уехал в Карелию. Четыре года работал в посёлке Кестеньга учителем рисования, затем переехал в Сортавала. Одновременно преподавал в школе-интернате и студии самодеятельных художников, работал художником-оформителем в театре. Заочно учился в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. Кронид Александрович, обладавший большим даром педагога, в 1967 году организовал детскую художественную школу и проработал в ней двадцать лет.
Итак, открываем музейную дверь. Сразу за порогом – портрет мастера. Кронид был четвёртым ребёнком в семье, которая в 1932 году подверглась раскулачиванию. После ареста отца в 1937 году Кронид вместе с мамой попал в категорию людей, которых звали «лишенцы».
Однако после войны он смог получить образование, сев за одну парту с детьми, которые были младше него на десяток лет. Глядя на портрет, ловлю себя на мысли, что уже где-то видела эти черты. Точно. Образ рунопевца в сквере на площади Вяйнямёйнена, памятник которому был открыт в далёком 1935 году, очень схож с нашим героем. Поскольку это собирательный образ карельских рунопевцов, Кронида Александровича Гоголева вполне можно поставить с ними в один ряд, так как художник иллюстрировал «Калевалу» – карело-финский поэтический эпос, состоящий из 50 рун. Многие его картины из дерева кажутся «озвученными». В них будто можно услышать неторопливую речь людей, сказочных персонажей, звонкий смех детей, катающихся на санках, плеск воды в вёдрах на коромысле, удары молота по наковальне, шум ветра в парусах рыбацких лодок. Чтобы услышать звуки, нужно мысленно разделить картину на квадраты. Помните, как в детстве мы рисовали «по клеточкам»? В каждом фрагменте вы прочтёте отдельную историю, из которой сложится картина.
Заниматься резьбой по дереву Кронид Гоголев начал довольно поздно. Вот какие воспоминания об этом оставил художник: «Переломной ступенькой было то, что я решил свои рисунки сделать в каком-то материале, и, когда дерева коснулся, я потерял покой на несколько десятков лет». Уйдя на пенсию в 1986 году, Кронид Александрович посвятил себя работе художника. Его стиль – многоплановый рельеф по дереву, основная тема – Карелия, Русский Север. На его картинах люди как живые, на мгновение замершие каждый за своим делом. В музее рядом с экспонатами нет табличек с названиями. Когда Кронида Александровича спрашивали о причине, он огорчённо говорил: «Вы же видите, что там изображено?» Картины выполнены в технике глубокой резьбы. Эффект глубины, перспективы, объёмности достигался в них за счёт углубления рельефа в тех или иных местах, а также благодаря тонированию дерева морилкой. В качестве материала использовалась липа. На картинах нет склейки деталей. Всё вырезалось из цельной древесины. Сшивались только части полотна для резьбы. На картинах можно определить время суток и время года, почувствовать тепло огня и запах ухи. Можно много рассказывать о картинах, но лучше всмотреться в каждый их уголок, заглянуть в окошко терема или подняться ввысь вместе с волшебной птицей, как на картине «Напасть».
Ежегодно дочь художника, профессиональный искусствовед и галерист Мария Гоголева организовывает выставки. В 2022 году на выставке «Хронос» была представлена биография великого художника и учителя, чье имя в переводе с греческого означает «время». Кронид Александрович ушёл и жизни в 2013 году в возрасте 86 лет. В последние годы он не создавал картин. Основной его работой была реставрация экспонатов, пострадавших в автомобильной катастрофе. Сын Гоголева вёз картины отца на выставку в Москву. Его гибель стала для Кронида сильнейшим ударом. Собираясь в гости к мастеру, запланируйте на просмотр больше времени, так как беглый взгляд не позволит вам прочувствовать красоту этих удивительных работ. В этом я убедилась, когда впервые побывала в музее несколько лет назад в составе туристической группы. Поэтому в этом году я специально приехала из Санкт-Петербурга в Сортавалу, чтобы с головой окунуться в удивительный и сказочный мир, созданный Кронидом Гоголевым.1
1 Фото в статье из архива автора.