• Развитие в унисон: интервью с директором МБОУ г. Иркутска Лицей № 1 Екатериной Алексеевной Старцевой

    20 Янв 2023
     
    15:15
     

    Беседовала Светлана Геннадьевна
    Перегуда, преподаватель русского языка и литературы ГАПОУ ИО «Иркутский
    технологический колледж»


    Факты

    Образование: факультет физики и информатики Иркутского государственного педагогического института, 1996 г.
    Педагогический стаж: 26 лет.

    Хобби: чтение книг, путешествия, спорт.

    Секрет, чтобы всё успевать: полноценный отдых.

    Жизненное кредо: «Свобода выбора будущего!».


    О конкурсе

    – Как Вы стали участником конкурса для директоров?

    – В сентябре 2021 года я получила письмо о том, что проводится конкурс «Директор года России». Решила попробовать свои силы, совершенно не надеясь на результат. И была очень удивлена, когда мне сообщили, что я вошла в двадцатку финалистов и надо ехать в Москву. В это же время я была назначена директором Лицея № 1. Было волнительно и одновременно интересно.

    – В итоге Вы вошли в восьмерку лучших и стали лауреатом. Сразу после конкурса у Вас были только положительные эмоции. Прошел год. Что Вы можете сказать сегодня?

    – Совсем недавно проходил конкурс «Директор года – 2022». Перед его стартом мы с участниками минувшего года встретились с новыми конкурсантами в министерстве образования Иркутской области, и я сказала, что независимо от занятого места всё, что они услышат и увидят, оставит незабываемые впечатления. Например, общение с коллегами из других регионов не прекратилось после конкурса. Мы до сих пор общаемся, вместе ищем выходы из трудных ситуаций, потому что проблемы в школах одинаковые. Для меня очень важна поддержка от этих людей, их советы.

    – Как повлиял на Вас конкурс?

    – Главное, что поняла, общаясь с директорами из других регионов России – я иду в верном направлении, развивая сначала школу, а теперь и лицей через открытое образовательное пространство, учитывая интересы обучающихся, родителей и, конечно, своих педагогов. Участвовать в конкурсах необходимо, ведь это возможность роста, систематизация и анализ своей работы, повышение профессионального мастерства и личностное развитие. Каким образом я как руководитель могу мотивировать на участие в конкурсах своих подчинённых? Только личным примером!

    – Что Вы подразумеваете под понятием «открытое образование»?

    – Открытое образование включает три взаимосвязанных компонента: открытое образовательное пространство, открытое взаимодействие участников образовательного процесса и открытое управление. Это требование нашего времени – взаимное уважение, умение видеть в каждом ребёнке «звездочку», его сильные стороны, и способность замечать всё это не только в детях, но и в учителях, и в родителях. «Единство всех и уникальность каждого!» – этот девиз раскрывает значение «открытого образования». Мы – единое целое, но в то же время учитываем индивидуальность каждого. Чтобы люди тебе доверяли, шли за тобой, тебе самому надо быть открытым. Особенно это проявилось в пандемию, когда родители стали свидетелями онлайн-уроков. Этот период ещё ярче показал, что роль учителя велика, его открытость влияет и на раскрытие возможностей учеников.

    – Вернёмся в то время, когда Вам предстояло решить, кем быть. Как начинался Ваш путь к школе?

    – В какой-то степени мой путь был предрешён с самого начала. Мои родители – педагоги: мама – учитель, папа – преподаватель. Старшая сестра тоже учитель. Родители отговаривали меня от того, чтобы идти этим путём, но не настаивали, выбор был за мной. После школы поступила сначала в политехнический институт. Но, отучившись почти год, перевелась в педагогический. Сейчас уже понятно, что школа – моя судьба, это та дорога, которая привела туда, где я на своём месте.

    – А в какой школе начинали педагогический путь?

    – Я ангарчанка. Начинала свою деятельность в ангарской школе № 10 с углублённым изучением отдельных предметов. Именно там происходило моё становление как учителя. Через год после начала работы приняла участие в конкурсе «Учитель года – 1997». Итогом стало присуждение 12-го разряда. Но тогда даже не это было главным. Я видела опытных педагогов, смотрела на них с восхищением, внимательно слушала их выступления. Понимала, что это те люди, у которых необходимо учиться, на которых надо равняться. Конечно, такой опыт незабываем. Когда переехала в Иркутск, стала работать заместителем директора по ИКТ в Лицее № 3.

    – Как стали директором? Это был осознанный шаг или спонтанное решение?

    – Это была моя инициатива. Понимала, что мне необходимо что-то менять в своей жизни, надо двигаться в каком-то направлении. Прежде всего мне нужны были перемены в профессиональной деятельности. Так я стала директором иркутской школы № 24. Конечно, было сложно, но 13-летний административный опыт помог. Через три с половиной года меня назначили директором Лицея № 1. Кстати, становиться директором другого учреждения проще, потому что я точно знала, с чего начать работу. Для меня это прежде всего анализ всех уровней – педагогического коллектива, родителей, детей – через погружение в атмосферу школы, чтобы выявить все сильные и слабые стороны учреждения, построить парадигму дальнейших действий, выяснить, что тревожит всех участников образовательного процесса. Конечно, нельзя забывать и о традициях школы, которые уже существуют.

    «Свобода выбора будущего»

    – В чём особенность Вашего лицея? Что Вам пришлось изменить здесь? Что было важным в развитии учреждения?

    – Знакомясь с документами лицея, была удивлена тем, что во всех 5–9 классах присутствует углублённое изучение математики. Предложила создать классы ранней профилизации по разным направлениям – коллеги поддержали. Теперь в лицее есть классы с углублённым изучением разных предметов: и математический, и лингвистический, и естественно-научный. А ещё с этого года изучается корейский язык. Лицей – это живая система, при наличии ресурсов мы сможем меняться в соответствии с запросами лицеистов и родителей, вводить новые образовательные направления. У детей есть возможность, приходя в 10 класс, чётко знать, что им необходимо, что их интересует. Но главное, что все эти новшества я не сама внесла – со мной в унисон работают администрация лицея и педагогический коллектив, которые понимают, что реалии современности таковы: нам необходимы изменения. Так, продолжается сотрудничество с ИРГУПС, и вот уже пятый год мы набираем 10 класс, причём в этом году двойного профиля. А ещё в связи с расширением направлений профилизации нашими партнёрами стали МИЭЛ ИГУ и ИРНИТУ, поэтому в этом году появились гуманитарный и лингвистический профили. Кроме того, лицей интегрировался в проект «Школьная академия». В феврале 2023 года будет проходить третья конференция в рамках Дней науки совместно с Иркутским научным центром СО РАН. Но никаки изменения, преобразования невозможны без учителя. Ты можешь придумывать тысячу идей, но реализовывать их будет педагог, к которому сегодня предъявляются высокие требования.

    – Какой учитель, по Вашему мнению, сейчас нужен школе?

    – Необходимы все: и те, кто достаточно требователен к себе и ученикам, и те, кто одной своей харизмой влюбляет ребёнка в предмет. Мы – единый организм, в котором нет ничего лишнего. Сегодня очень мало молодых специалистов, но они необходимы в лицее. Именно они быстро реагируют на изменения жизни, им доступнее технические вопросы. И это замечательно, когда старшее поколение (стажисты) и молодёжь вместе решают какие-то проблемы, находя общие темы для разговоров, помогая друг другу на разных уровнях. Конечно, для меня, администратора, ценен каждый сотрудник. Ученику, думаю, тоже нужны разные учителя – молодые и опытные, активные и системные, творческие и традиционные. Главное, чтобы они любили детей и свою профессию!

    – С кем сложнее работать сегодня в образовании?

    – Никто не будет оспаривать мнение, что трудно работать именно с родителями. В 2017 году я получила отличный опыт на обучающих семинарах «Байкальской лиги медиаторов», где рассматривались конфликтные ситуации и способы выхода из них. Эти навыки применила как в первые дни работы в должности директора, так и сейчас. Есть конфликты, которые можно решить сразу, а на какие-то нужно время и силы. Директору важно это оценивать. Главное во всех спорных моментах – не забывать о ребёнке. Когда ко мне приходят родители с какой-то проблемой, я всегда спрашиваю, что по этому поводу думает ученик, как он относится к создавшейся ситуации, что он чувствует. И иногда выясняется, что у ребёнка в этом случае нет никаких проблем, и конфликт сходит на нет.

    – Как Вам помогают такие структуры лицея, как «Совет отцов» и Фонд поддержки лицея?

    – Эти родительские структуры в лицее нацелены на создание условий внутри организации для того, чтобы каждый ребёнок нашёл занятие по душе. Например, «Совет отцов» проводит мероприятия, связанные с военно-патриотическим и спортивно-оздоровительным направлениями воспитательной работы. С 2006 года в лицее существует Фонд поддержки, с помощью которого решаются многие организационные, финансовые вопросы, реализуются те идеи, которые не получается осуществить за счёт субвенций и бюджетного финансирования образовательной организации.

    Благодаря родительской заинтересованности в образовательном процессе, в улучшении условий обучения детей решается множество вопросов. Я уже говорила, что сначала анализировала жизнь лицея на всех уровнях: знакомилась с документами, проводила беседы, опросы. Мне важно было понять, что сейчас волнует всех участников образовательного процесса. Так, первым запросом от родителей и детей было пожелание освободить субботу от занятий. Многие дети по субботам заняты дополнительным образованием. Кроме того, часть учеников приезжает издалека, что в выходной день достаточно сложно: в пешей доступности проживает не так много детей.

    На особом контроле у родителей питание детей, они специально собирались для обсуждения этой проблемы. Совместно с комбинатом питания сделали альтернативное буфетное меню. На основании запросов школьников составили список блюд, которые удовлетворяют всех. Кроме того, совместно с родительской общественностью мы участвуем в различных проектах. В прошлом году лицейское сообщество голосовало за проект «Народные инициативы», благодаря которому теперь у нас есть спортивная площадка. В этом году подали две заявки на участие в конкурсе инициативных проектов «Есть решение», где за счёт софинансирования есть возможность благоустроить лицей. Наш проект «Сухой дом для Золотого мустанга» (ремонт крыши конюшни и гаража) успешно прошёл муниципальный отбор, теперь ждём результатов от региона.

    – На сайте лицея представлены различные подразделения. Какими из них Вы гордитесь?

    – Каждое подразделение воспитательной работы уникально, потому что направлено на работу с детьми, даёт каждому ребёнку возможность самовыражения, шанс почувствовать себя успешным в других сферах. Наш конно-спортивный клуб «Золотой мустанг» – единственный пришкольный клуб за Уралом. В лицее работает клуб спортивного ориентирования, показателем работы которого является множество наград. Выпускник прошлого года – чемпион мира по этому виду спорта. Говоря о нашем театре, хочу отметить, что от почти профессионального выступления детей буквально захватывает дух.

    Труппа постоянно принимает участие в конкурсах различного уровня. В этом году подали заявку на предоставление гранта Президента РФ на постановку спектакля «Альпийская баллада». Важная составляющая воспитательной работы – школа вожатых, в которой обучающиеся вместе с подшефными находят решения в сложных ситуациях, анализируют точки роста. Для классных руководителей 5–6 классов они первые помощники.

    Есть в лицее летняя и зимняя интеллектуально-оздоровительные школы. Летнюю школу в 2022 году проводили на базе ОЦ «Персей». Огромная благодарность нашему партнёру! Для учеников 5–6 классов были организованы модульные курсы по техническому, естественно-научному, спортивному направлениям. А в зимний период пройдёт обучение будущих вожатых, которые сейчас учатся в 7–8 классах.

    Мы в социальных сетях: