• Проект «Путь к вершинам мастерства» как условие для развития профессиональной компетентности педагогических работников дополнительного образования

    20 Окт 2021
     
    11:19
     

    Текст: Светлана Михайловна Косынкина,
    заместитель директора
    МБУ ДО ЦДО УКМО

    Проект «Путь к вершинам мастерства» предусматривал организацию непрерывного профессионального развития педагогов в условиях модернизации образования, которая реализуется посредством традиционных форм работы, таких как методические совещания, семинары, недели педагогического мастерства, педагогические чтения, работа творческих групп и другие. Также модернизация осуществляется через обучение по программам повышения квалификации, организуемое в разных формах и на базах разных учреждений.

    Инновационные формы профессионального развития педагогов

    Ежегодно повышение квалификации проходит большая часть педагогов основного состава. К инновационным формам профессионального развития педагога в нашей организации можно отнести тренинги по самоорганизации, саморегуляции, self-менеджменту, обеспечивающие понимание и определение собственных интересов, а также конструктивную адаптацию к внешней ситуации. Такие мероприятия позволяют сплотить коллектив, что даёт возможность успешно реализовывать подпроекты. Программы развития образовательной организации: «Одарённые дети, вам – дорогу», «Здоровые дети», «Я – россиянин», «Техно», «ПРОФИ» и др. В приоритете центра дополнительного образования – деятельность педагогов в рамках региональной инновационной педагогической площадки по тьюторскому сопровождению детей с особыми образовательными потребностями в условиях дополнительного образования, а также наставничество.

    Тьюторское сопровождение педагогов

    Ежегодно увеличивается число педагогов, желающих пройти аттестацию. Такие результаты стали возможными после грамотного
    планирования методической работы в рамках проекта, а также благодаря административной поддержке. Большой штат методистов позволяет осуществлять тьюторское сопровождение каждого педагога. Методисты по направлениям совместно с педагогом планируют его профессиональный рост. Это повышение квалификации, помощь в выборе темы по самообразованию, оказание консультативной помощи в ходе работы, планирование выступлений педагогов на различных уровнях и т. д. Особо стоит отметить проведение недель педагогического мастерства по направлениям, в рамках которых проходят обучающие семинары для педагогических работников, открытые занятия, мастер-классы, воспитательные и другие мероприятия с обучающимися и родителями. Концепция недели в каждой направленности отличается креативным подходом, где каждый педагог может реализовать творческие амбиции, показать своё мастерство, поделиться опытом работы.

    За 5 лет реализации программы развития в Центре дополнительного образования часть педагогов прошли обучение, получив квалификацию не только педагога дополнительного образования, но и таких специалистов, которых не было в центре. Это тьютор, психолог, логопед, менеджер. Таким образом решается проблема кадрового обеспечения, а педагоги получают возможность открывать для себя новые горизонты и работать более продуктивно и с интересом.

    Результаты деятельности Центра дополнительного образования

    Сертификация педагогов

    Педагоги ЦДО в течение 3 лет проходят процедуру добровольной общественно-профессиональной сертификации специалистов, работающих с одарёнными детьми и молодёжью. Всего за это время было сертифицировано 7 педагогов.

    Выступления педагогов на разных уровнях

    Сегодня мы можем уверенно заявить, что педагоги Центра дополнительного образования успешно представляют деятельность ОО на всех уровнях, от муниципального до международного (рис. 1, 2).

    Рис. 2. Количество выступлений педагогов на разных уровнях по годам и по уровням

    Стоит отметить, что формы выступлений разнообразны, но в основном это доклад, мастер-класс, открытое занятие. Центр дополнительного образования неоднократно становился одной из
    площадок муниципальной августовской конференции педагогов, муниципального образовательного форума. С 2018 года центр стал региональной инновационной педагогической площадкой «Тьюторское сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях дополнительного образования».
    Работа всего коллектива была представлена на презентационной площадке Байкальского международного салона образования, который прошёл в 2018 и 2019 гг. в городе Иркутске, на Всероссийской конференции «Проблемы и перспективы развития дополнительного образования детей в России» в Санкт-Петербурге (2018 г.) и на I Педагогическом съезде «Моя страна» в Санкт-Петербурге (2019 г.).
    Конкурсы педагогического мастерства Педагоги активно участвуют в конкурсах педагогического мастерства муниципального и регионального уровня, становясь победителями и призёрами конкурсов различных номинаций всероссийского, регионального, муниципального уровня, в том числе лауреаты в номинации «Профессиональные достижения в сфере образования в рамках областного заочного конкурса «Молодёжь Иркутской области в лицах» 2017, 2018 гг.; призёр (2017 г.) и участник (2019 г.) конкурса среди молодых педагогических работников образовательных организаций Иркутской области «Новая волна» в номинации «Лучший молодой педагогический работник организации дополнительного образования»; лауреаты премии Губернатора Иркутской области «Лучший педагогический работник в сфере дополнительного образования детей» (6 педагогических работников) в 2017, 2018, 2019, 2020 гг.; дипломанты регионального этапа Всероссийского конкурса учебных и методических материалов; лауреаты очного этапа регионального конкурса педагогического мастерства «Сердце отдаю детям» 2019 г, 2020 г.; участник очного этапа – 2021 г. и др. Ежегодно на уровне ОО организуются конкурсы профессионального мастерства. Так, на завершающем этапе реализации Программы развития (2020–2021 учебный год), в рамках проекта «Путь к вершинам мастерства» было организовано 10 конкурсов профессионального мастерства:

    ■ смотр-конкурс учебных кабинетов;
    ■ межмуниципальный конкурс «Педагогические чтения»;
    ■ конкурс «Открытое занятие»;
    ■ конкурс «Мастер-класс»;
    ■ муниципальный конкурс методических разработок дополнительного образования (по номинациям: методическая разработка учебного занятия; методическая разработка воспитательного мероприятия; методическая разработка мастер-класса для обучающихся (педагогов, родителей); дополнительная общеразвивающая программа (комплексная программа, программы для детей с ОВЗ, программы по направленностям));
    ■ конкурс «Лучший индивидуальный образовательный маршрут» (по номинациям «Лучший индивидуальный образовательный маршрут», «Лучший индивидуальный маршрут развития»);
    ■ конкурс «Лучший педагогический проект» (по номинациям «Лучший проект управления учреждением дополнительного образования», «Лучший образовательный проект»);
    ■ конкурс «Лучший персональный сайт педагогического работника» (по номинациям: «Персональный сайт педагога», «Сайт творческой лаборатории»);
    ■ конкурс программ малозатратных форм отдыха для детей с разными образовательными потребностями. В конкурсах приняло участие 86,7 % от общей численности педагогических работников и членов администрации. Результатом слаженной работы коллектива стало получение высоких наград всероссийского уровня и признания на уровне Российской Федерации:
    ■ Лауреата Всероссийского смотра-конкурса образовательных организаций «Гордость отечественного образования» на основе многоцелевого комплексного анализа.
    ■ Лауреата конкурса «100 лучших организаций дополнительного образования детей России».
    ■ Лауреата конкурса «500 лучших образовательных организаций в России»; номинация «Лучшая организация дополнительного образования».

    Экспертиза МОС

    Заключения по экспертизе МОС (2020 г.) в соответствии с результатами кластерного анализа: МБУ ДО ЦДО УКМО присвоен «Кластер 1»:
    ▼ достигнут высокий уровень ресурсного обеспечения – набрано 81–120 баллов по совокупности результатов экспертизы по критериям «Уровень развития педагогического потенциала», «Информационная открытость образовательных организаций», «Комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность»;
    ▼ достигнут высокий уровень по результатам экспертизы по критерию «Наличие условий для поддержки и развития способностей и талантов обучающихся» – набрано 36–50 баллов.

    Мастерство педагогов

    Одним из важных показателей, характеризующих успешность образовательной организации и педагогов, в частности, является наличие педагогических работников, имеющих первую и высшую квалификационные категории.
    В настоящее время педагогов с первой и высшей категориями 57,4 % от основного состава, методисты – 77,8 %, педагоги-организаторы – 50 %, учитель-логопед – 100 %. Чётко спланированная методическая работа, тьюторское сопровождение методистами и членами администрации педагогических работников, благоприятный психологический климат в организации – всё это способствовало достижению высоких результатов в повышении уровня профессиональной компетентности педагогических работников МБУ ДО ЦДО УКМО. Деятельность любой образовательной организации напрямую зависит от кадрового потенциала, от уровня профессионального мастерства каждого педагога.

    Учитывая цели национального проекта «Образование» – внедрение к 2024 году национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций и обеспечивающей вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, считаем необходимым создание условий для профессионального и карьерного роста педагогов. Успешная деятельность коллектива МБУ ДО ЦДО УКМО по реализации проекта «Путь к вершинам мастерства» подтверждает правильность выбранного направления методической работы.

    Как основа данный проект может быть использован в любой образовательной организации для построения эффективной методической работы.

    Мы в социальных сетях: