Текст: Галина Анатольевна Битюкова,
методист по информационным технологиям МБУДО «Станция юных техников» г. Ангарска
Основными целями и задачами моей работы как методиста являются внедрение в образовательную деятельность новых информационных технологий, проведение групповых и индивидуальных консультаций для педагогов дополнительного образования по работе с электронными образовательными ресурсами (далее – ЭОР) и разработке собственных ЭОР.
Пять лет назад, после 30 лет работы в школе, я пришла в учреждение дополнительного образования «Станция юных техников» на должность методиста по информационным технологиям. На станции работают люди с золотыми руками. Они учат детей техническому и художественному творчеству. Строят модели кораблей и самолётов.
Занимаются стендовым моделированием, картингом, делают воздушных змеев, кукол из кукурузы, увлекаются бисероплетением, оригами, квиллингом, декупажем, айрисфолдингом, скрапбукингом. Однако многие очень далеки от информационных технологий. На все мои предложения по внедрению ИКТ в образовательную деятельность я в ответ слышала фразу: «А зачем мне это нужно?». И тут управление образования предложило принять участие в муниципальном проекте «Цифровое образование – детям». Передо мной встала задача привлечь педагогов к участию в проекте, познакомить их с технологией разработки и реализации учебного сетевого проекта в системе дополнительного образования.
В 2015 году мы вместе с педагогами разработали учебный сетевой проект «Где живут волшебники?»: (https://clck. ru/MGzUk). К работе присоединились всего четыре педагога.
В ходе разработки проекта участники освоили программы для обработки фото и видео, программу для создания интерактивных упражнений, научились делать видеоинструкции и текстовые инструкции с пошаговыми фото. Наталья Николаевна Ерыгина создала свой блог, где разместила авторские мастер-классы. На проект «Где живут волшебники?» зарегистрировались 9 команд из образовательных учреждений города Ангарска. Среди участников были также две команды «Станции юных техников».
Проект из дистанционного практически превратился в очный, так как педагоги – руководители команд не до конца понимали свою роль в проекте. Они постоянно приходили вместе с командами на консультации, а педагоги-руководители из других образовательных учреждений часто звонили нам. Проанализировав ситуацию, я пришла к выводу, что потенциальных руководителей команд нужно погрузить в атмосферу сетевого проекта. Мы требуем от детей, чтобы они были внимательными, ругаем их за то, что они не читают инструкции, нарушают алгоритмы, но и сами не всегда умеем это делать. Чтобы освоить новое действие, педагог должен пройти несколько ступеней мастерства: научилась, применила, научила другого. Причём этот процесс должен быть цикличным. Для педагогов, желающих участвовать с детьми в сетевых проектах в качестве руководителей, был проведён дистанционный мастер-класс «Интерактивный калейдоскоп. Байкал-чудодей»: https://clck.ru/MGzVc. Сайт проекта стал победителем Всероссийского конкурса «Цифровой гуманизм» в номинации «Реализация творческого потенциала конкурсанта средствами информационных технологий».
Осваивая «кухню» сетевого проекта, педагоги параллельно обучались ИКТ. В 2017 году нами были разработаны и проведены внеурочные сетевые проекты-выставки, посвящённые Году экологии: «По страницам Красной книги Иркутской области», «Бумажные фантазии», которые стали победителями всероссийских конкурсов профессионального мастерства педагога «Калейдоскоп образовательных событий» в номинации «IT-технологии для создания и реализации предметного внеурочного мероприятия» и «Педагогический проект» Томского государственного педагогического университета. Опыт реализации проекта был представлен на VII Региональной научно-практической конференции «Экологическое, валеологическое образование, экологическая культура в образовательных организациях в условиях введения ФГОС: опыт, проблемы, перспективы развития» (ГАУ ДПО ИРО) и получил высокую оценку Международной научно-практической конференции «Новые идеи – новому веку» (2 место) (ТГПУ). УСП «Бумажные фантазии» был разработан и апробирован в рамках Международного образовательного марафона «Купаловские проекты 2017» (организатор – Гродненский государственный университет им. Я. Купалы). Проект включён в Путеводитель сетевых проектов под патронажем Комитета образования и науки администрации г. Новокузнецка. В 2018, 2019, 2020 годах данный проект был продублирован.
Практика разработки и реализации УСП (учебно-сетевых проектов) в региональном конкурсе лучших педагогических и управленческих практик в Иркутской области получила диплом 2 степени в номинации «Лучшая практика использования современных образовательных технологий и ИКТ». Опытом работы в данном направлении мы поделились на областном практико-ориентированном семинаре «Разработка и реализация учебного проекта в системе общего и дополнительного образования». Он состоялся 21 февраля 2019 г. В УСП, разработанных на «Станции юных техников», принимали участие и педагоги СЮТ, прошедшие мастер-класс «Интерактивный калейдоскоп», со своими командами. Всю работу на проектах они выполняли самостоятельно, без помощи методиста. Главным результатом работы стало самостоятельное создание педагогами художественно-эстетического отдела проектных задач экологической тематики. Педагоги разработали экологические проектные задачи по следующим темам: «Лютиковые», «Рыбы из Красной книги Иркутской области», «Куньи», «Невелика синичка, да тоже птичка», «Подснежники». Для задач педагоги создали интерактивные упражнения, рабочие странички по единому шаблону в программе Microsoft Power Point, видео или текстовые инструкции с пошаговыми фото
Свой опыт разработки проектных задач педагоги представили на муниципальных и региональных семинарах.
Опыт педагогов художественно-эстетического отдела подхватили педагоги спортивно-технического и научно-технического отделов. Они разработали проектные задачи военной тематики «Легендарная “Катюша”», «Легендарный ИЛ-2», «Легендарная подлодка “Малютка”», «Легендарный Т-34», которые стали победителями и лауреатами Всероссийского педагогического конкурса «Исследовательские
компетенции современного педагога в условиях ФГОС».
У многих педагогов ситуация публичного выступления вызывает затруднения, а иногда и настоящую панику. Поэтому в методической работе я много времени уделяю подготовке педагогов к представлению своего опыта работы. Мною был разработан практико-ориентированный мастер-класс «Формирование навыка публичного выступления как составляющей коммуникативной культуры педагога». В ходе мастер-класса педагоги познакомились с общими требованиями к публичному выступлению, риторическими навыками и умениями, основными правилами внешнего вида оратора.
На мастер-классе с педагогами был проведён тренинг по психологической подготовке к публичному выступлению. Особое внимание было уделено требованиям к подготовке и оформлению презентации. С педагогами проводятся индивидуальные консультации по подготовке публичных выступлений в контексте ограничения по времени. Ведь, как говорил И. Винкельман, «в искусстве речи трудно не много сказать, а мало сказать».
В 2017 году я стала обучать методистов и педагогов технологии разработки образовательных веб-квестов. На сайте учреждения была открыта «Виртуальная квест-комната». Были разработаны и запущены пять веб-квестов: «Шутка пожарного», «Наша сказка: Новый год!», «О той весне…», «Лети, лети, воздушный змей», «Театр своими руками». Веб-квест «Шутка пожарного» стал победителем Всероссийского профессионального педагогического конкурса «ФГОС: внеурочная деятельность, дополнительное образование».
Проект «Виртуальная квест-комната “Станции юных техников”» в 2018 году получил диплом за 2 место в Региональном конкурсе инновационных учебных проектов в сфере внедрения технологий электронного и смешанного обучения, проводимом ГАУ ДПО ИРО. Веб-квест «О той весне» занял 2 место на региональном конкурсе программ и методических разработок по патриотическому воспитанию, посвящённом 100-летию системы дополнительного образования.
Все учебные материалы находятся в свободном доступе. В 2018 году для педагогов РФ был реализован педагогический проект «Создаем образовательный веб-квест». В проекте приняли участие педагоги из различных образовательных учреждений Иркутской, Белгородской областей, которые создали восемь образовательных веб-квестов. На «Станции юных техников» очередная группа педагогов присоединилась к числу разработчиков ЭОР и запустила музейно-образовательный проект «Оружие Победы «Выставка одного экспоната»». Проект был реализован в рамках Муниципального фестиваля «Эхо далекой войны». В 2020–2021 году в виртуальной квест-комнате начали свою работу пять новых веб-квестов: «Омулевая бочка», «Безопасный интернет для Трёх медведей», «Картинг – спорт смелых», «Ангарские бусы». В разработке веб-квестов приняли участие педагоги дополнительного образования, учитель начальных классов и команда школьников – участников полуфинала Всероссийского конкурса «Большая перемена».
В 2021 году педагогический проект «Создаём образовательный веб-квест» стал международным. Материалы проекта были использованы на Международном марафоне «Купаловские проекты–2021», проходившем в Республике Беларусь. Итогом работы стали сайты образовательных веб-квестов, созданные педагогами из России, Республики Беларусь, Луганской и Донецкой Народных Республик. Веб-квесты разнообразны по тематике, среди авторов преподаватели хореографии, иностранных языков, экологии, психологии. В 2020 году перед педагогами встала задача освоения сервисов для дистанционного обучения. Педагогам «Станции юных техников» для ознакомления был предложен сервис Google Класс. Для начала они должны были научиться работать в Google Класс в роли обучающихся.
Я предложила им познакомиться с сервисом для дистанционного обучения, осваивая простой графический редактор FastStone Image Viewer на курсе «Интерактивный калейдоскоп. Графический редактор». В ходе работы на курсе педагоги научились обрабатывать фотографии для печати в разных форматах, в том числе оформлять фото для выставок и для размещения в сети «Интернет», делать инструкции с пошаговыми фото, создавать инфографику и многое другое, что пригодится им в организации дистанционного обучения. Далее педагогам были предложены видеоинструкции по созданию курсов на сервисе Google Класс.
Информационным технологиям не следует обучать изолированно – это неэффективно. Нельзя просто научить работать в графическом редакторе или на сервисе по созданию интерактивных упражнений. Нужно изучать различные программы и сервисы, создавая конкретный продукт, лучше коллективный. Работа в команде предполагает как самостоятельность мышления включённых в неё сотрудников, так и вовлечённость каждого в общую работу.
Команда делает возможным реализацию проектов, которые не под силу одному человеку. Команда несёт ответственность за всё, что она делает и не делает. Педагоги, участвуя, например, в разработке учебного сетевого проекта под руководством методиста, в дальнейшем самостоятельно найдут применение полученным знаниям, умениям и навыкам. При обучении также желательно использовать не сухие обучающие семинары, а организовывать мероприятия, с которых не хотелось бы «бежать домой». В общей концепции организации мероприятия, как очного, так и дистанционного, нет мелочей, здесь важно всё: выбранная площадка, позитивный ведущий или аниматоры, а также незаметные мелочи, которые создают индивидуальный стиль и атмосферу. Результатом работы считаю победу в региональном конкурсе методистов дополнительного образования детей «Парад методических идей» в номинации «Лучшая методическая работа с использованием ИКТ» в 2020 году.1
1 Фото в статье из архива МБУДО СЮТ г. Ангарска.