• Можно ли научить читать? Дистанционная мастерская как средство приобретения новых знаний в предметной области «Литература»

    20 Янв 2022
     
    9:49
     

    Текст: Анастасия Витальевна Быцко, учитель русского языка и литературы ЧОУ «Средняя
    школа Леонова», г. Иркутск

    Дайте мне нужное слово…
    И я переверну мир.

    Джозеф Конрад

    Слово было, есть и будет главной единицей передачи информации: письменной либо устной. Несмотря на огромное количество знаков, используемых в современном общении, слову отведена важная роль. В русском языке понятие «слово» как «дар речи», «смысл», «поучение», «письмо» появилось задолго до возникновения древнерусской письменности. И оно теснейшим образом связано с понятием «слава». Грамотная, точная речь привлекает слушателя, настраивает на позитивное отношение к говорящему, заставляет подсознательно принимать точку зрения и соглашаться с мнением оратора. Благодаря
    правильно подобранному слову можно «перевернуть мир», сегодня правильная речь считается способностью или талантом.

    В этом году участники образовательного процесса школы Леонова апробировали комплексный образовательный проект «#УСПЕШНЫЕМЫ», реализованный в рамках поддержки фонда президентских грантов по развитию гражданского общества. В рамках гранта были организованы и проведены дистанционные образовательные мастерские, основной целью которых является формирование успешной личности ребёнка. Показателями «успешности» здесь будут не только достаточное овладение предметными знаниями и коммуникативными навыками, но и социализация, уровень развития эмоционального интеллекта.
    Курс дистанционная мастерская «Учись читать!» разработан для школьников 5–7 классов. Занятия, проведенные в процессе апробации, способствовали открытию новых знаний в предметной области «Литература», успешному формированию творческой личности, развитию эмоциональной сферы учащихся.

    Первая встреча, тема которой – «Любимый читатель – это мечтатель, это романтик и просто знаток…», являлась погружением в мир творческого письма, в мир «настоящего» читателя. В ходе занятия ребята познакомились с правами читателей, автором которых является Д. Пеннак, автор книги «Как роман»:
    ❶ Право не читать.
    ❷ Право перескакивать.
    ❸ Право не дочитывать.
    ❹ Право перечитывать.
    ❺ Право читать что попало.
    ❻ Право на боваризм («Мы все имеем право на фантазии. Пусть воображение кипит, нервы трепещут, герои оживают, а сердце выпрыгивает из груди – это то, что доставляет нам удовольствие от чтения»).
    ❼ Право читать где попало.
    ❽ Право втыкаться.
    ❾ Право читать вслух.

    Я бы добавила к праву читать вслух право слушать чтение книги из уст взрослого – до любого возраста, пока в этом есть потребность! Для гармоничного развития ребёнка важно слышать и слушать учителя, который умеет читать.
    ❿ Право молчать о прочитанном.
    Эти правила, сформулированные известным французским учителем и писателем, помогли и ученикам, и учителю на пути освоения чтения – сложного интеллектуального процесса, без постижения которого невозможно обучение в течение всей жизни.
    На примере стихотворения современной поэтессы Карен Бенке «Подоконник желаний» выясняли, что для читателя важны образы, картинки, которые возникают при внимательном прочтении произведения. Фундаментом поэтического творчества являются эмоции, чувства, которые испытывает в момент написания про изведения автор. Правильно подобранные слова и образы помогают разгадать сюжет. Немаловажную роль играет форма занятия: творческая атмосфера настраивает школьников на разговор, диалог, аргументацию свой позиции, правильное восприятие произведения.
    На втором занятии «В лаборатории поэта. Сочинял стихи поэт…» ребята познакомились с поэтическим творчеством современных авторов. Были представлены работы поэта-экспериментатора и фотохудожника Вилли Мельникова, который писал стихи в жанре под названием «лингвогобелен», который изобрел он сам. Автор создавал «языковые ковры» из различных современных и древних языков, переплетая их элементы. По его словам, чтение лингвогобеленов вслух и их созерцание обладает психотерапевтическим воздействием. Он называл их противоядием от взаимонепонимания.

    Удивительным показалось творчество Авалиани. Поэт больше всего известен «листовертнями» – жанром, который он изобрел сам и у которого не было аналогов ни в России, ни за рубежом. Это слово или реже фраза, написанные особым орнаментальным почерком: если перевернуть лист с таким словом вверх ногами, то можно увидеть совсем другое слово. Также были представлены разные формы поэтического письма: стихи в одну строку, фигурные стихотворения (разные виды ропалика, реверс, гетерограммы и т. д.).
    В конце занятия детям было предложено создать собственное стихотворение – танка, по-японски означает «короткое стихотворение», которое состоит из пяти строк с такой структурой:
    ■ строка 1 короткая;
    ■ строка 2 длинная;
    ■ строка 3 короткая;
    ■ строка 4 длинная;
    ■ строка 5 длинная.
    Занятие, посвященное творчеству писателей, было построено на ознакомлении с приемами современного сочинительства. Ребята узнали, что помогает авторам заинтересовать читателей. Сильные сравнения и мощные метафоры? «Пальцы моей маленькой сестрёнки – как десять червячков, которые стоят в очереди за обедом». Экшен? Лучшее средство для написания приключенческого рассказа! «Хрусть!
    Тресь! Тра-та-та!» Олицетворения? «Желтый опоздал… Синий прошептал… Серый отвечал». Продукт занятия – рекомендации для начинающих писателей, составленные в команде под руководством учителя.

    Работая с текстом, пытаясь совместно с преподавателем научиться вдумчиво и осознанно читать, понимать сказанное и написанное слово, участники творческой мастерской овладели умениями осмысленно читать задание; преобразовывать информацию в соответствии с заданием; создавать развернутый ответ на вопрос; использовать различные виды чтения: просмотровое, поисковое с ориентацией на сбор информации, целостно воспринимать текст.
    Умение читать побудило пятиклассников написать свою «Книгу приключений», вот один из рассказов.

    Удивительное рядом

    Ну наконец-то… Тишина… Шкаф в углу класса улыбнулся. Доска вздохнула, ее негодование было понятно через грустный и протяжный вздох. Что это такое? Никто из ребят не удосужился стереть записи, оставшиеся после урока математики. Подоконник, залитый водой, оставшейся после поливки цветов, как будто плакал… Окно сочувственно принимало лунный свет. Сломанный стул стоял в углу и недоумевал… Почему именно он пострадал? Кругом много стульев, но сегодня ему досталось больше всех. Изрисованная парта тоскливо смотрела на потолок, где красовался прилипший на жевательную резинку кусок плаката. Компьютер пыхтел и издавал непонятные звуки. Он устал: забыли выключить. Придется работать еще и всю ночь. Каждый предмет в классе 6А чувствовал себя ненужным и ничтожным. Думалось, что детям все равно… Отношение подростков жесткое и необдуманное… Все были озабочены в этот вечер: Владимир перед сном думал про парту, которую изрисовал, не думая о последствиях… Завтра утром картинки будут ликвидированы. Илья не мог заснуть из-за криков совести, что-то внутри постоянно говорило: а стул? Зачем? После первого урока на следующий день стул отнесут в мастерскую, и лучший мастер отремонтирует несчастного инвалида. Игорь думал про кусочек плаката: как получилось, не знает. Но класс хохотал весь урок литературы… Все-таки надо снять… неудобно… Никита вспоминал про воду, которую вылил в большом количестве. Переживал: а вдруг подоконник придет в негодность. Наутро первым подбежит и оставшуюся воду уберет. Вздохнет облегченно…
    Единственной утратой класса будет компьютер, который не выдержит нагрузки и утром не проснется…


    Список литературы

    1. Пеннак Д. Как роман / Даниэль Пеннак; пер. с фр. Натальи Шаховской. М.: Самокат. 2016. 176 с.
    2. Пиши ещё! Руководство для начинающего писателя / Карен Бенке; пер. с англ. 2-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2017. 256 с.

    Мы в социальных сетях: