Текст: Татьяна Геннадьевна Перевалова,
заместитель заведующего МБДОУ г. Иркутска
детский сад № 162
Татьяна Леонидовна Молева,
педагог-психолог МБДОУ г. Иркутска
детский сад № 162
Анастасия Евгеньевна Шерстнева,
педагог-психолог МБДОУ г. Иркутска
детский сад № 162
Согласно Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, одним из её основных направлений является содействие адаптации и интеграции мигрантов, развитие конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом. В рамках этого направления перед системой образования ставится задача реализации программ социально-культурной адаптации и последующей интеграции детей из семей мигрантов в российское общество.
Мы считаем, что самой главной проблемой является трудность адаптации и социализации ребёнка в новой среде общения (межкультурная коммуникация). Вследствие этого у детей мигрантов часто возникает ощущение отчуждённости, они чувствуют тревогу, испытывают состояние стресса, повышенной агрессии и конфликтности. Поэтому данная проблема требует комплексного подхода, который осуществляется путём взаимодействия с родителями, педагогами и специалистами. В связи с этим возникла необходимость в создании методических рекомендаций по адаптации детей мигрантов в условиях ДОУ, но классические консультации, брошюры и т. д. не имели большого эффекта, так как родители (законные представители) не обращали на них должного внимания. По этой причине мы провели опрос среди родителей и поняли, что им будет интереснее читать рекомендации в виде газеты.
Взаимодействие образовательной организации с семьями мигрантов посредством выпуска газеты
Ведущими направлениями взаимодействия образовательной организации с семьями мигрантов выступают анкетирования, собеседования, мониторинги, родительские собрания, дни открытых дверей, психологические тренинги и гостиные, совместные праздники, посещение выставок, музеев и др.
В нашем детском саду используется несколько форм взаимодействия с родителями детей мигрантов, но хочется обратить особое внимание на одну из них – это методическая газета. Над ее изданием работает творческая группа педагогов и специалистов. Наш коллектив ведёт поиск интересных форм взаимодействия с родителями, которые направлены на решение вопросов социальной адаптации детей мигрантов и их родителей.
По нашему мнению, газета – одно из самых важных средств взаимодействия с родителями детей мигрантов. С её помощью мы выполняем различные функции и задачи в работе с семьёй: педагогическое и психологическое информирование/консультирование, развитие педагогической компетентности, а также творческого мышления воспитателей.
Выпуск газеты – дело достаточно трудное, педагоги разрабатывают дизайн, выбирают темы и вопросы, которые должны быть освещены в рубриках. Газета сложна ещё и тем, что воспитатели и специалисты должны уметь взять интервью и написать текст, из которого родители могут узнать ответы на свои вопросы.
Плюс газеты в том, что материалы, размещаемые в ней, содержат практические советы. Такими материалами для очередного номера могут стать интересные и увлекательные рассказы о своём ребёнке, тонкостях семейного воспитания. Также к плюсам газеты мы можем отнести развитие творческих способностей и рефлексии у педагогов и родителей. Активное участие в издании газеты принимают родители обучающихся, так как они прекрасно понимают, что быстрая социализация детей в группе – залог комфорта всех участников образовательного процесса.
Начальный этап выпуска газеты
В начале работы мы продумали алгоритм нашей деятельности:
■ Создание нормативно-правовой базы (издан приказ по учреждению, в котором описаны организационно-педагогические требования к оформлению газеты).
■ Сформировали творческую группу педагогов; определили структурную составляющую газеты. Разработали алгоритм подготовки к каждому выпуску.
■ Провели опрос родителей (законных представителей), чтобы определиться на начальном этапе с наиболее актуальными темами.
■ Создание материально-технической базы (приобретение оргтехники, бумаги и т. д.).
В разработке каждого выпуска газеты принимают участие все субъекты педагогического процесса: администрация, педагоги, специалисты, родители (законные представители), воспитанники. Это и есть одно из главных условий методической деятельности в нашем детском саду.
На начальном этапе в каждом выпуске мы освещали одну тему, но в последнем их было несколько, кроме того, мы включили интересные статьи для всех категорий родителей. Традиционно первая страница посвящается содержанию номера. Рубрика «Страничка специалиста» включает вопросы теории и практики, отражающие разные стороны воспитания и развития детей. Страничка «Для вас, родители» информирует о значимых, интересных событиях в жизни нашего учреждения: праздники, проекты, конкурсы и др. В нашей газете можно найти сведения социального характера – как устроить ребёнка в школу, секцию, кружок; как получить медицинскую помощь. Интересны и новости культуры – например, о музеях, выставках. Мы стараемся разместить в газете такую информацию, которая поможет мигранту влиться в общество. Если появляются какие-то новые нормативно-правовые акты или изменения к ним, то мы обязательно делаем их анонс. Здесь хочется отметить, что со временем интерес к газете стали проявлять не только те родители, которым она была адресована изначально, но и родители других групп.
Газета распространяется внутри учреждения в каждой возрастной группе путём ксерокопирования, что обеспечивает свободный доступ к ней, возможность взять номер с собой.
Завершающий этап
На этом этапе творческая группа педагогов собирает информацию об эффективности газеты для родителей (законных представителей) с целью прогнозирования возможных условий, средств и методов улучшения издания.
В качестве методов изучения мнения родителей (законных представителей) по поводу газеты используются анкеты, индивидуальные беседы с родителями (законными представителями).
Таким образом, этот опыт может быть использован в работе всех заинтересованных структур: заведующими, заместителями заведующих, старшими воспитателями, педагогами дошкольных образовательных учреждений по вопросу взаимодействия с семьями детей мигрантов. При этом была налажена работа со всеми родителями, они с большим интересом помогали искать новые темы для обсуждения. Детям она помогла раскрепоститься и почувствовать себя значимыми в общей работе.