Текст: Азиза Камаридиновна Послыхалина,
воспитатель МБДОУ «ДСКВ № 84», г. Братск
Проходя мимо детского сада, иногда видишь, как воспитатель гуляет с детьми. Один увлеченно играет с воспитанниками, другой же стоит в стороне. Ещё советский педиатр Г. Сперанский говорил: «День, проведенный ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья». В статье разбираемся, в чём заключается значимость прогулок для развития дошкольников, какие виды прогулок бывают и что необходимо учесть при её подготовке.
Чем важна прогулка?
Прогулка на свежем воздухе благотворно влияет на физическое развитие детей. Она способствует формированию выносливости и устойчивости к простудным заболеваниям. Во время прогулок дети много двигаются, благодаря чему у них ускоряется обмен веществ, улучшается кровообращение, повышаются аппетит. Они становятся более ловкими и подвижными. Смена обстановки способствует стабилизации эмоционального состояния и предотвращает переутомление.
Согласно нормам СанПиН в детских садах дети должны ежедневно пребывать на прогулке в течение трёх-четырёх часов при наличии соответствующих погодных условий.
Планирование прогулки
Прогулки должны соответствовать требованиям Федеральных стандартов дошкольного образования по развитию способностей и мотивации детей к различным видам деятельности: игровой, трудовой, познавательной, исследовательской.
Например, в трудовой деятельности задачи должны быть посильными для детей. Осенью дошкольники могут собирать семена или урожай с огорода, зимой – убирать снег и строить из него сооружения, летом – ухаживать за цветочными клумбами. Необходимо стремиться к тому, чтобы занятия приносили детям удовольствие и развивали у них полезные навыки. Воспитатели должны сопровождать воспитанников и следить за тем, чтобы все задания были доведены до конца.
Прогулка в детском саду – это организованный педагогический процесс, который должен быть подготовлен с учётом перспективного плана и требуемых видов деятельности.
Педагоги заранее готовят всё, что требуется взять на прогулку: реквизит для творчества (цветную бумагу, карандаши, фломастеры, краски, пластиковые контейнеры, цветные мелки), раскраски, спортивный инвентарь (скакалки, мячи разных размеров, бадминтон, кегли), трудовой инвентарь (мётлы, грабли, перчатки).
Виды прогулок
1. Традиционная
В этом случае дети сами выбирают игры и занятия, а воспитатели следят за порядком. На традиционной прогулке можно провести подвижные игры. За примерами можно обратиться к картотеке, которая есть в каждом ДОУ, или посмотреть в Интернете. Так можно сделать прогулки разнообразными, интересными и полезными для детей.
«У медведя во бору», «Бабка Ёжка», «Совушка», «Весёлый колокольчик», «Съедобное – несъедобное», «Хитрая лиса», «Два мороза», «Бездомный заяц», «Цветные автомобили», «Жмурки с колокольчиком», «Лохматый пёс» – игры, с которыми ни один ребёнок не будет грустить.
2. Комбинированная
Такая прогулка предполагает наличие цели. Для развития экологического мышления можно предложить дошкольникам понаблюдать за птицами, узнать о них интересные факты и нарисовать. Также вы можете сделать с воспитанниками кормушки и повесить их на участке детского сада, что позволит детям научиться заботиться о птицах.
3. Экскурсии и походы
Экскурсии и походы организуются для детей средней и старшей возрастных групп не реже одного раза в месяц. Продолжительность – 2-3 часа. На таких прогулках вы можете побывать на спортивных площадках, в парках, библиотеках, музеях. Каждая поездка решает образовательную задачу, включает в себя игру или испытание. Дети могут собирать материалы для поделок, выбирать пейзаж для групповой картины, знакомиться с историей города. В этом случае к выполнению образовательной задачи часто привлекаются родители.
Вне зависимости от того, какой вид прогулки вы выберите, необходимо помнить, что он должен сочетать несколько видов деятельности дошкольников.
Пусть ваши прогулки будут интересными и полезными!1
1Фото в статье из архива автора