Текст: Светлана Михайловна Яицкая, воспитатель МБДОУ «ДСКВ № 84», г. Братск
Алена Сергеевна Иванова, воспитатель МБДОУ «ДСКВ № 84», г. Братск
Одним из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников является фольклор. Через его простые, лёгкие в восприятии тексты ребёнок строит представления о жизни общества, природе, человеческих чувствах и взаимоотношениях. Фольклор развивает мышление и воображение дошкольника, обогащая его прекрасными образами из устного народного творчества. Слушая, например, народную сказку или песню, ребёнок ещё и овладевает родным языком, приобщается к культуре своего народа.
Для духовно-нравственного воспитания дошкольников нами был создан проект «Переливы фольклора». В течение года педагоги ДОУ знакомили воспитанников с различными жанрами устного народного творчества.
Сказки
Следуя за героями сказки, дети 5–7 лет узнают о добре и зле, взаимовыручке, справедливости.
Раз в неделю мы с воспитанниками знакомились с новой сказкой и ребята делились впечатлениями. Изначально они робко высказывали свою точку зрения, но благодаря систематической работе стали делать это уверенно, использовать в речи яркие сказочные образы и реплики героев. Участвуя в такой работе, у ребёнка развивалась диалогическая и монологическая речь. Так, дошкольники познакомились со сказками: «Крошечка-Хаврошечка», «Котофей Котофеевич», «Иван-царевич и Серый Волк», «Финист – Ясный сокол», «Морозко», «Каша из топора», «Волшебное кольцо», «Золотой башмачок» и др. По результатам прочтения дошкольники создавали рисунки и поделки, которые оформлялись педагогами в выставки.
Песни
Также мы регулярно знакомили воспитанников с фольклорными песнями, а к праздникам подбирали специальный репертуар. Так у дошкольников развивался не только слух и чувство ритма, но и представление о народных праздниках. Ребята познакомились с песнями: «Светит месяц», «Скворцы прилетели», «Во кузнице», «Во поле берёза стояла», «Калинка» и др.
Игры
На занятиях с дошкольниками активно используются театрализованные игры. В инсценировках и играх-драматизациях дошкольники перевоплощаются в животных и птиц, показывают разные черты характера людей. Выполнение движений и упражнений вместе с соответствующими атрибутами, созданными детьми самостоятельно или совместно с воспитателем (родителями), повышают у них мотивацию к деятельности. «Лисичка-сестричка и волк», «Теремок», «Гуси-лебеди» – игры, благодаря которым у детей развиваются артистические способности, речь, мышление и память.
«Вейся венок», «Рыбаки и рыбки», «Обыкновенные жмурки», «Колпачок», «Кукушка», «Заря» – подвижные игры, которые чаще всего проводятся во время прогулки. Играя в них, дошкольники учатся коллективно выполнять определённые движения под сопровождение ритмичных четверостиший.
Праздники
Помимо игр мы проводим с воспитанниками фольклорные праздники, которые позволяют им лучше узнать национальные традиции. Кроме того, в подготовке и проведении таких праздников участвуют не только дети, но и их семьи, что укрепляет взаимоотношения и делает воспитанников более сплочёнными.
К Масленице родители изготовили для детей тематические маски и вертушки, а музыкальный руководитель ДОУ написал сценарий, куда вошли народные игры, песни и загадки. Дети с большим интересом примеряли атрибуты праздника и участвовали в играх.
Через использование элементов фольклорного творчества в детском саду происходит развитие чувств, основных характерных этнических особенностей ребёнка, которые связывают его с народом. Так дошкольники усваивают родной язык, нравы и обычаи страны.
Работая с фольклорными жанрами, мы придерживаемся правил:
- Материал должен соответствовать возрастным особенностям ребёнка.
- Качество выполнения упражнений/движений контролируется воспитателем.
Использование фольклора в работе с дошкольниками дало положительные результаты. Благодаря сказкам, песням, потешкам и загадкам у ребят обогатился словарный запас, участие в праздниках расширило их знание русской культуры, а совместная подготовка сделала их дружнее с семьёй и одногруппниками.