Текст: Наталья Александровна Десятова,
воспитатель МБДОУ г. Иркутска детский сад № 90
Елена Александровна Дмитриева,
воспитатель МБДОУ г. Иркутска детский сад № 90
Светлана Анатольевна Калиниченко,
учитель-логопед МБДОУ г. Иркутска детский сад № 90
Елена Андреевна Струнникова,
учитель-логопед МБДОУ г. Иркутска детский сад № 90
Юлия Николаевна Ушакова,
воспитатель МБДОУ г. Иркутска детский сад № 90
Событийная образовательная деятельность – сравнительно новая форма организации занятий с дошкольниками. Она позволяет не только сплотить воспитанников группы, но и решить важные образовательные задачи. Детям с тяжёлыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности событийная деятельность позволяет больше общаться с педагогами, сверстниками, родителями, представителями социальных партнёров учреждения, что оказывает коррекционный эффект. Круг общения ребёнка значительно расширяется, а само общение предполагает активное использование вопросно-ответной формы речи, предложений разных видов и уровней сложности, обогащение словарного запаса.
Сложность организации образовательных событий в ДОО заключается в отсутствии вариантов планирования. В рамках инновационной деятельности пилотной площадки ГАУ ДПО ИРО педагогами ДОО был разработан шаблон планирования образовательных событий по технологии Л. Логиновой, описанной в её работе «Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми». Мы решили начать с образовательных событий, в которых воспитатель является инициатором идеи. Предлагаем вариант образовательного события «Каждый листик лесу дорог» с детьми с ТНР по изучению родного края.
Благодаря участию в образовательном событии у дошкольников формируются:
• познавательное развитие (элементарные экологические представления о корректном взаимодействии человека с природой; умение делать умозаключения о необходимости и способах охраны лесов; представления о работе егеря и деятельности организаций по защите леса);
• речевое развитие (обогащение словарного запаса из бытовой и природоведческой сфер; умение излагать свои предположения и мысли понятно для сверстников; умение строить ответ в зависимости от характера вопроса, дополнять высказывания товарищей; совершенствование диалогической и монологической речи через пересказ рассказа «Как кедровка кедр сажала» по серии сюжетных картин).
День 1
На утреннем круге воспитатель рассказывает, что узнала в новостях о вырубке леса в Иркутской области, показывает соответствующие фотографии. Предлагаем воспитанникам обсудить, что изображено на фотографиях, высказать мнение о вырубке леса и предположить, как можно сохранить деревья. Подводим к выводу о необходимости беречь бумагу и договариваемся провести акцию по сбору макулатуры «Каждый листик лесу дорог». Совместно составляем план по подготовке к акции:
1. Определить дату проведения акции.
2. Сделать объявление об акции.
3. Подумать, как провести мероприятие.
Образовательная ситуация «Хорошо или плохо вырубать леса?»
Рассматриваем фотографии вырубки леса, презентацию «Изготовление бумаги». Читаем статью «Изготовление бумаги».
Варианты развития образовательной ситуации (выход образовательной ситуации в совместную и самостоятельную деятельность):
1. Обсуждаем влияние вырубки леса на людей, животных и растения.
2. Изучаем правила поведения людей в лесу.
Образовательная ситуация «Экспериментирование “Свойства бумаги”»
Обсуждаем свойства бумаги: мнётся, рвётся, намокает, складывается, может удержать предмет, издаёт разные звуки.
Варианты развития образовательной ситуации (выход образовательной ситуации в совместную и самостоятельную деятельность):
1. Игра «Различение звуков бумаги» (с закрытыми глазами).
2. Обсуждаем, сколько бумаги используется в детском саду в течение 1 дня, собираем бумагу за весь день, вечером определяем: много или мало.
Образовательная ситуация
«Изготовление объявления об акции»
Обсуждаем с воспитанниками материал для объявления, составляем план, изготавливаем объявление, размещаем его в холле группы и детсада.
На вечернем круге обсуждаем, что мы узнали о значении лесов, а также вспоминаем о свойствах бумаги. Связываем события первого дня с завтрашним днём, обсуждая, нужно ли беречь предметы, изготовленные из бумаги, и можно ли их использовать вторично; способствует ли экономия бумаги сохранению деревьев.
Предлагаем детям изготовить поделки из ненужной бумаги, картона, газет.
День 2
На утреннем круге рассматриваем поделки из макулатуры. Договариваемся об организации выставки поделок из вторичной бумаги. Обсуждаем, есть ли в Иркутске люди, которые занимаются охраной лесов, и как они называются (егерь, волонтёры).
Обсуждаем дальнейшие действия по плану для подготовки к акции.
Образовательная ситуация «Как охраняют леса в Иркутской области?»
Обсуждаем и рассматриваем фотографии национальных заповедников региона (Прибайкальский заповедник, Байкало-Ленский заповедник, Баргузинский заповедник). Знакомимся с людьми, занимающимися охраной лесов. Смотрим презентацию «Лесозащита в Иркутской области» (знакомимся с понятиями: егерь, волонтёр, питомник, лесозащита, заповедник, национальный парк).
Варианты развития образовательной ситуации (выход образовательной ситуации в совместную и самостоятельную деятельность):
1. Оформляем альбом «Заповедники Прибайкалья».
Образовательная ситуация «Оформление выставки поделок из вторичной бумаги»
Обсуждаем, где организовать выставку; как расположить поделки в соответствии с цветом и величиной. Оформляем выставку детских поделок.
Варианты развития образовательной ситуации (выход образовательной ситуации в совместную и самостоятельную деятельность):
1. Взвешиваем макулатуру за 1 день сбора.
2. Заполняем экран «Сбор макулатуры» (отмечаем количество килограммов).
Образовательная ситуация «Как растут деревья?»
Говорим с дошкольниками о значении заповедников для сохранения природы Прибайкалья. Рассматриваем серию картин «Как кедровка кедр сажала», по которой потом составляем рассказ. Воспитатель предлагает ребятам вырастить рассаду кедра, после чего они вместе готовят грунт, сажают семена.
Варианты развития образовательной ситуации (выход образовательной ситуации в совместную и самостоятельную деятельность):
1. Взвешиваем макулатуру за 2 день сбора
2. Заполняем экран «Сбор макулатуры» (отмечаем количество килограммов).
Образовательная ситуация «Изготовление эмблемы акции»
Обсуждаем с детьми материал для эмблемы, составляем план, изготавливаем эмблему. На вечернем круге обсуждаем значение сохранения деревьев, подводим итоги сбора макулатуры в группе. Обсуждаем, кого можно пригласить в детский сад, чтобы сдать макулатуру. Связываем события второго дня со следующим днём: предлагаем воспитанникам узнать у родителей, куда можно сдать макулатуру в Иркутске. Обсуждаем, как можно доставить макулатуру на перерабатывающее предприятие; кто в этом может нам помочь; как использовать вырученные деньги.
День 3
На утреннем круге обсуждаем предстоящее мероприятие «Каждый листик лесу дорог», на котором будут присутствовать представители филиала ФБУ «Рослесозащита» Центр защиты леса Иркутской области и работники перерабатывающего предприятия.
Образовательная ситуация «Акция по сбору макулатуры “Каждый листик лесу дорог”»
Представитель филиала ФБУ «Рослесозащита» Центр защиты леса Иркутской области рассказывает дошкольникам о работе данной организации, представляет книги и раскраски «Рослесозащита». Далее ребята сдают собранную макулатуру работнику перерабатывающего предприятия. После сончаса этот же работник приносит детям в подарок продукт переработки бумаги – блокноты. Также детям вручаются настольные игры в группу, купленные на деньги от сдачи макулатуры. На вечернем круге проводим рефлексию об- разовательного события: обсуждаем акцию, рассматриваем подарки гостей, говорим о значимости мероприятия. Отметим, что в ходе акции было собрано 1,115 кг макулатуры. Проведение таких образовательных событий с детьми с ТНР имеет огромный образовательный потенциал в плане развития речи воспитанников. В рамках каждого события дошкольники взаимодействуют друг с другом, с педагогами, с родителями. Это стимулирует развитие у них связной речи, умение задавать вопросы и отвечать на них, способность рассказывать о чём-либо. Также данное образовательное событие позволило детям расширить словарный запас. Таким образом, коррекция речевых нарушений дошкольников возможна через их участие в интересных и социально значимых образовательных событиях.1
1 Фото в статье из архива авторов