• Развитие логического мышления как условие достижения метапредметных результатов учебной деятельности: учимся строить определения

    06 Фев 2024
     
    10:12
     

    Текст: Марина Алексеевна Анисимова,
    учитель истории и обществознания МАОУ Центр образования № 47 г. Иркутска

    Сто лет назад логика была обязательным предметом школьной программы. Вечерами мальчики из приличных домов корпели над сборниками силлогизмов, оттачивая чёткость формулировок, тренируя гибкость ума и остроту памяти.

    Логическое мышление школьников следует развивать и в наши дни: системно, поэтапно, на основании специального терминологического аппарата и логического инструментария. Особенно это актуально в контексте перехода школы на новые стандарты, требующие развития у обучающихся не только предметных, но и общеучебных компетенций, т. е. метапредметных.

    Необходимость решения поставленных задач повышает значимость социально-гуманитарных дисциплин, в первую очередь истории и обществознания, так как они аккумулируют социальный опыт человечества.

    Изучив и адаптировав передовые практики, мы создали одну из возможных моделей формирования и развития логических мыслительных операций у обучающихся, являющуюся надпредметной. 

    Строим определение через род, вид и родственные понятия

    Этапы развития логических мыслительных операций у школьников с учётом их возрастных особенностей и сложности материала видятся такими:

    • 5–6-е классы – знакомство с теоретическими основами логики, формирование умения определять понятия;
    • 7–8-е классы – знакомство с теоретическими основами логики, формирование умения аргументации;
    • 9-е классы – знакомство с теоретическими основами логики, развитие умения совершать такие мыслительные операции, как классификация, конкретизация, обобщение, сравнение, аналогия и др.;
    • 10–11-е классы – практическое применение умений, полученных на предыдущих стадиях в диспутах, дискуссиях; совершенствование навыков устной речи, риторики, способности работать в команде; уверенное использование ключевых форм мышления (понятия, суждения, умозаключения).

    Остановимся на некоторых технологических особенностях базового этапа формирования логического мышления – на умении строить определения.

    Определение (дефиниция) – это логическая операция, заключающаяся в придании строгого смысла языковому выражению и выявлении его значения.

    Наиболее распространённым и классическим видом определений являются родо-видовые. Они строятся через указание на род и видовое отличие. Простой пример родо-видового определения:

    «Монарх – глава государства, власть которого передаётся по наследству» (в данном случае «глава государства» – это род, признак «власть которого передаётся по наследству» – видовое отличие).

    Выстраивать определения – кропотливая работа. Однако, научившись делать это, ученики могут пренебрегать наличием в учебнике авторского определения. Им будет проще сформировать определение самим, нежели выучить готовое.

    По мере изучения исторического материала работа с определением понятий усложняется. Они становятся более глубокими, объёмными, требующими систематизации знаний не только по истории, но и смежным дисциплинам.

    Следующий этап работы – поиск родственных понятий, формирующих облик эпохи или историческое явление. Например, с понятием «фараон» можно соотнести: «пирамида», «Нил», «рабы» и др.

    Эта работа имеет принципиальное значение для воссоздания целостной картины исторического прошлого. Без этого познание не осуществится, а в памяти ученика останутся лишь разрозненные слова, даты, обрывки событий.

    Для фиксации полученных результатов можно использовать таблицу. Рассмотрим на примере понятия «вотчина»:

    Понятие Родовой признак Видовые признаки Родственные понятия
    вотчина земельное владение передающееся по наследству феодализм, князь, бояре

    Как вариант: предложите ученикам выбрать и объединить понятия, связанные одной темой, составить лаконичный рассказ с участием выбранных «родственников».

    Предупреждён – значит вооружён

    Не стоит сразу давать обучающимся упражняться в составлении определений. Эффективнее вначале познакомить их с правилами и типичными ошибками.

    1. Определение должно быть ясным и чётким.

    Посмотрим на следующее: «Бытие – это понятие только в себе; определения этого понятия суть сущие определения; в своём различии они суть другие по отношению друг к другу, и их дальнейшее определение (форма диалектического) есть переход в другое» (Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Том 1. Наука логики). Стало ли вам понятно, что такое бытие? Навряд ли.

    2. Нельзя определять неизвестное через неизвестное.

    Представьте, что пятиклассник спрашивает вас: «Что такое капитализм?». Вы отвечаете: «Капитализм – это тип социально-экономической системы, одним из признаков которой является частная собственность, приобретённая на средства производства». Само определение дано верно, однако для школьника оно будет непонятным: он не знает, что такое социально-экономическая система и средства производства, какие ещё есть признаки капитализма.

    3. Определение должно быть содержательным и по возможности кратким.

    Например: «Рыцарь – средневековый дворянский почётный титул в Европе, образ которого часто используется в архитектуре, живописи, литературе и кинематографе».

    4. Определение должно быть соразмерным.

    Нарушение этого правила вызывает двойные ошибки: определение может быть либо слишком широким, либо слишком узким. Объём определяемого должен равняться объёму определяющего. Самый популярный пример нарушения соразмерности – история о том, как древнегреческий философ Платон дал определение слову «человек», назвав его «двуногим животным без перьев». Бросив ощипанного петуха к ногам Платона, философ Диоген изрёк: «Вот тебе человек!» Таким необычным образом философ показал, что платоновское определение не было соразмерным: определяющая часть явно включала в себя больший класс объектов, нежели определяемая.

    Разновидностью ошибки соразмерности является модель «определить как попало». Рассказывают, что известный естествоиспытатель Ж. Л. Кювье зашёл в парижскую Академию наук, где работала комиссия по составлению энциклопедического словаря. Его попросили оценить определение слова «рак», которое только что было найдено. «Мы нашли определение понятия “рак”, – сказали члены комиссии, – вот оно: “Рак – небольшая красная рыбка, которая ходит задом наперёд”. – “Великолепно, – сказал Кювье. – Однако разрешите мне сделать небольшое замечание… Дело в том, что рак не рыба, он не красный и не ходит задом наперёд. За исключением всего этого, ваше определение превосходно”».

    5. Определение не должно содержать тавтологию.

    Например: «свобода воли – это когда человек действует свободно» или «феодал – владелец феода».

    6. Недопустимость отрицательности. 

    Например, суждение «Автомобиль не является каретой» не раскрывает признаков автомобиля, но указывает лишь на то, что «автомобиль» и «карета» – разные понятия.

    7. Порочный круг в определении.

    Примеры: «Здоровье – отсутствие недугов и болезней» и «Болезнь – нарушение здоровья». В данной паре суждений слова «здоровье» и «болезнь» определяются друг через друга.

    Развиваем умение составлять определения

    Упражнение 1. Являются ли правильными следующие определения? Если определение неправильное, то какая ошибка допущена?

    1. «Дебют – это выступление артиста перед публикой» (нарушена соразмерность: широкое определение).
    2. «Кит – это не рыба» (недопустимость отрицательности).
    3. «Человек – это живое существо, имеющее мягкие мочки ушей» (нарушена соразмерность: широкое определение).
    4. «Ёж – это существо, колючее на ощупь» (нарушена соразмерность: широкое определение).
    5. «Идеалист – человек идеалистичес­ких убеждений» (тавтология).
    6. «Агностицизм – это философская концепция, противоположная гностицизму» (неизвестное через неизвестное).
    7. «Люстра – источник света» (нарушена соразмерность: широкое определение).
    8. «Существенные признаки предмета – это такие признаки, которые являются существенными для предмета» (порочный круг).
    9. «Гонка вооружений усиливает напряженность и недоверие между государствами, а напряженность и недоверие между государствами ускоряют гонку вооружений» (порочный круг).
    10.  «Республика – это форма правления, не являющаяся монархией» (недопустимость отрицания).

    В качестве форм работы с определениями можно предложить упражнения:

    1. Текст с ошибками.
    2. Текст с пропусками слов.
    3. Ранжирование признаков.
    4. Группировка по признакам.
    5. Подбор синонимов, антонимов.
    6. Составление кроссворда.
    7. Исключение лишнего понятия из ряда предложенных.
    8. Определение ключевого слова, так называемого крючка.
    9. Анализ ошибочного определения.

    При проведении последнего упражнения важно помнить, что:

    1. определение даётся заведомо с ошибкой (ошибками);
    2. школьникам предлагается найти ошибку, используя изученный материал;
    3. обучающиеся формулируют правильное определение.

    Разберём анализ ошибочного определения на примере понятия «революция».

    1. Неверное определение понятия «революция»: «процесс постепенной смены одного общественно-политического порядка другим».
    2. Имеющиеся у обучающихся сведения о революциях в истории человечества и их последствиях позволяют школьникам выявить ошибку в определении и указать на такой аспект понятия, как взрывной характер изменений в обществе, следующих за революцией.
    3. Правильное определение: «революция – это коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни».

    Думается, что уровень выполнения логических мыслительных операций может быть частично положен в основу оценки метапредметных результатов, так как сегодня не существует готовой методики оценивания именно надпредметных умений. Это одна из актуальных проблем, требующих решения.

    Таким образом, понятие может рассматриваться в качестве деятельностной единицы содержания; усвоение учебного материала напрямую зависит от объёма понятийного аппарата и степени овладения им.

    Мы в социальных сетях: