• Опыт трансформации образовательного пространства школы: от неприятия проблемы к активным действиям

    10 Янв 2023
     
    15:08
     

    Текст: Анжела Владимировна Елохина, директор МОУ СОШ № 6 г. Саянска

    В 2022 году в рамках реализации проекта Адресной методической помощи школам с низкими образовательными результатами (далее – «500+») руководители школ – участниц проекта представляли свой опыт по решению проблем снижения качества образования на уровне образовательной организации. Анализ и обобщение этого опыта позволили сделать ряд выводов, описывающих возможные шаги управленческой команды школы по выходу из кризисной ситуации. Став в 2022 году участником федерального проекта «500+», наша школа прошла этап объективного самообследования имеющихся проблем – «рисков», существенно повлиявших на попадание в список школ с низкими результатами. Административная команда школы, проанализировав построение образовательного процесса, пришла к выводу, что проблема снижения качества обучения стоит действительно очень остро: на протяжении нескольких лет результаты обучения не позволяли образовательной организации подниматься выше предпоследнего места в муниципальном рейтинге по оценке качества образования. С 2016 года школа не имела «медалистов» и выпускников с аттестатами «особого образца»; качество знаний по итогам промежуточной аттестации не превышало 33 %; результаты ВПР по всем предметам были ниже среднего как муниципального, так и регионального значений.

    Обсудив с коллективом очевидные проблемы, администрация пришла к выводу, что коллектив школы не готов к адекватному принятию сложившихся проблем, ситуация вызывала у педагогов недоумение, слышались оправдания: «У нас очень сложные дети», «Мы и так очень много работаем», «Что же ещё можно сделать, если желания учиться у детей нет, а до родителей не достучишься?!». Управленческая команда осознавала, что переход от ШНОР к школе, нацеленной на хорошие образовательные результаты, возможен только при условии коллективной согласованности и нацеленности на изменения, потому что только работая в команде можно справиться с проблемами и достичь более высоких результатов.

    Ответ на вопрос «Почему мы должны меняться?» предполагает в том числе внутреннюю готовность каждого педагога к сложной работе и поиску эффективных управленческих решений. 2022 год стал для нашего образовательного учреждения годом пересмотра позиций. Попадание в рейтинг ШНОР было для школы неприятным фактом, однако признание проблем запустило процесс изменений, трансформацию в школу, нацеленную на образовательный результат. Ситуация требовала перемен. Объективная, то есть честная и глубокая самодиагностика стала началом изменений. Без диагностики и осознания причин возникновения рисков невозможно выбрать действенные меры для их преодоления. Важным фактором успешного продвижения в проекте для нашего коллектива стала методическая поддержка на муниципальном и региональном уровнях, которая осуществлялась через курсовую подготовку для административной команды школы и её педагогов, проведение индивидуальных консультаций с муниципальным и региональным координаторами проекта «500+».

    Кроме этого, у нас появилась возможность познакомиться с лучшими практиками других школ из различных муниципальных образований Иркутской области, имеющих опыт участия в проекте. Большую поддержку в нашей работе оказала куратор школы Е. А. Гаинцева, заместитель директора МОУ «Гимназия им. В. А. Надькина» города Саянска: совместно проведенный анализ рискового профиля школы позволил оценить имеющиеся у школы ресурсы для организации деятельности коллектива по трем направлениям работы в рамках проекта и устранению рисков: низкий уровень оснащения школы, высокая доля обучающихся с рисками учебной неуспешности и пониженный уровень качества школьной образовательной и воспитательной среды.


    Для справки:

    В составе педагогического коллектива 32 человека. Первую и высшую квалификационную категорию имеют 16 педагогов (50 %); высшее педагогическое образование имеют 23 педагога (72 %). Возраст до 35 лет – 6 педагогов (19 %), старше 55 лет – 9 педагогов (28 %).


    Ключевой задачей для коллектива школы стало формирование образовательной среды нового качества, поэтому при реализации антирисковых программ большое внимание было уделено работе с педагогическим коллективом.
    В рамках реализации программы антирисковых мер «Низкий уровень оснащения школы» мы получили 28 ноутбуков и МФУ для компьютерного класса, приобрели учебники на сумму 373 тысячи рублей. Дополнительно были приобретены и установлены в учебных кабинетах 2 проектора, подключены к Интернету 4 учебных кабинета, в 3 учебных кабинетах установлены ноутбуки. Таким образом, педагоги получили возможность использовать Интернет во всех учебных кабинетах, в том числе свободно работать с системой электронного журнала «Дневник.Ру». На данный момент 60 % кабинетов школы оснащены проекционной техникой.

    Но оснащение техникой не решает проблему повышения эффективности образовательного процесса. Поэтому вторым направлением стала работа с педагогами, которые не всегда эффективно применяли на своих уроках технические ресурсы. В апреле 2022 года были организованы практико-ориентированный семинар по применению в практике учителя цифровых инструментов и мастер-класс по применению технологии смешанного обучения. Продолжением этих мероприятий стало проведение в октябре 2022 года для учителей СОШ № 6 серии учебных занятий с представлением практик эффективного использования нашими коллегами цифровых инструментов.

    Реализация программы «Преодоление рисков учебной неуспешности обучающихся» началась с этапа прохождения курсовой подготовки членами педагогического коллектива. Для административной команды на базе Института развития образования Иркутской области было организовано обучение по теме «Формирование условий преодоления рисков низких образовательных результатов в образовательной организации». На базе Академии Минпросвещения России педагоги школы прошли обучение по следующим темам: «Внутренняя система оценки качества образования: развитие в соответствии с обновленными ФГОС», «Формирование и оценка функциональной грамотности: теория и практика подготовки обучающихся к международным исследованиям», в том числе для психолога школы по теме «Организация деятельности педагога-психолога в системе общего образования: психолого-педагогическое сопровождение и межведомственное взаимодействие».

    Федеральная методика оказания адресной помощи школам с низкими образовательными результатами предполагает возможность участия в методических мероприятиях разного уровня, в том числе и федерального. Участие наших педагогов в федеральном методическом марафоне лучших практик стало прекрасной школой профессионального роста по таким направлениям работы, как «Формирующее оценивание», «Исследование урока», «Школьный климат». По итогам марафона многие учителя провели для своих коллег открытые уроки с применением инструментов формирующего оценивания, а затем обобщили свой опыт в ходе проведения школьного методического совета.

    В целях повышения учебной мотивации обучающихся были приняты меры по активизации профориентационной работы. Совместно с сетевыми партнёрами нашей школы – медицинским колледжем и химико-технологическим техникумом, городской детской библиотекой, музеем акционерного общества «Саянскхимпласт» – для учащихся 6–8 классов весной 2022 года был проведен ряд профориентационных мероприятий. Результатом этой практики стало проведение исследования уровня мотивации учения и эмоционального отношения к учению (по методике А. Д. Андреева), которое показало повышение продуктивной мотивации школьников на 5 % (в ходе первичной диагностики этот уровень отсутствовал) и уменьшение количества школьников, имеющих сниженную познавательную мотивацию (с 69 % до 56 %). Показателем активизации индивидуальной работы с низко мотивированными учениками стало снижение количества обучающихся с одной тройкой, как следствие, по результатам 2021–2022 года качество обучения в сравнении с 2021 годом выросло на 6 % (c 32 % до 38 %), а доля выпускников 9 класса, успешно прошедших ГИА в основные сроки, выросла на 13 %, положительная динамика наблюдается и по результатам ВПР. Хочется надеяться, что такое положительное начало нашей работы станет отличным стартом для получения новых качественных результатов в обучении. Реализация программы антирисковых мер по направлению «Пониженный уровень качества образовательной и воспитательной среды» началась с построения плана работы с педагогами и родителями обучающихся по теме «Что такое буллинг? Пути решения». Для педагогов школы был проведён семинар, а для родителей – заседание Родительского открытого университета. В первой четверти 2022–2023 учебного года для учащихся 6 и 8 классов состоялось мероприятие по профилактике буллинга, а проведенная по его итогам диагностика продемонстрировала положительную динамику. В ходе реализации школьных антирисковых программ педагогическая команда активно пользовалась методическим опытом наших коллег из Центра развития образования города Саянска.

    Силами методистов Центра на базе нашей школы были проведены практико-ориентированный семинар по развитию цифровой образовательной среды и диагностика для педагогов по вопросам взаимодействия с детьми. В условиях учебной загруженности педагогов очень востребованными оказались психолого-педагогические практико-ориентированные семинары: «Проблемы восприятия и понимания в процессе общения», «Психологические защитные механизмы в общении. Аргументация и контраргументация», «Искусство ведения переговоров». Темы этих занятий были определены по запросу членов педколлектива, которые отметили, что такие встречи позволили коллегам провести переоценку своих личностных ресурсов, по-новому взглянуть на проблемы взаимоотношений с учащимися, актуализировать свои профессиональные дефициты. Очень важным этапом работы для педагогов нашей школы стало проведение сотрудниками Центра развития образования города Саянска методического десанта, направленного на определение эффективности проведения уроков в соответствии с требованиями ФГОС. Анализ посещенных методистами уроков в нашей школе позволил скорректировать работу по осуществлению индивидуального методического сопровождения учителей, а также выстроить систему работы по организации сетевого взаимодействия школы и Центра развития образования на 2023 год. В настоящее время, когда участие школы в проекте «500+» подходит к своему завершению, всем стало ясно, что это был уникальный опыт, который дал возможность изменить уклад жизни в школе. Построение работы школы в рамках проекта «500+» дало возможность выяснить, что мешало нашему развитию, и определить факторы риска низких результатов, характерные именно для нашего коллектива. Но особенно важно, что отношение педагогов к участию в преобразованиях кардинально изменилось: от стадии неприятия и отрицания мы перешли к стадии активных действий. Участие в проекте «500+» стало для всех нас хорошим стимулом к развитию.

    Для административной команды год работы в проекте стал замечательной школой управленческой деятельности. Разработка концептуальных документов и антирисковых программ продолжилась практическими шагами, активной работой по выстраиванию управленческого цикла, направленного на достижение поставленных задач. Разработка программы развития и проведение диагностики внешней и внутренней среды школы позволили нам увидеть как угрозы, так и возможности для нашего развития. Сегодня наша команда работает над формированием образовательной среды высокого качества, следствием которой является высокая мотивация школьников к учебе и уверенность в своих силах, а это и есть наиболее значимое условие высоких образовательных результатов. Мы надеемся, что первые положительные результаты нашей работы будут не разовыми, а действительно выведут нашу школу на новый уровень.

    Мы в социальных сетях: