• Лэпбук как продукт исследовательского проекта младших школьников по иностранному (английскому) языку

    31 Янв 2022
     
    13:44
     

    Текст: Анжела Анатольевна Ряжских,
    учитель английского языка МБОУ г. Иркутска СОШ № 53

    Проектная деятельность основана прежде всего на развитии самостоятельности учащихся, гибкой организации процесса обучения. При этом необходимо учитывать индивидуальные способности и интересы ребёнка. В работе с проектом наряду с научной (познавательной) стороной всегда присутствует эмоционально-ценностная (личностная), деятельностная и творческая составляющая. Именно эмоционально-ценностный и творческий компоненты содержания проекта определяют, насколько значим проект для ребёнка и насколько самостоятельно он выполнен.

    Перед педагогом стоит задача научить ребёнка «учиться самому», ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное – нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников. Все мы знаем, что лучше запоминается то, что нам интересно и эмоционально окрашено.

    Продукт проектной деятельности – это результат выполнения проектной работы, который в большинстве случаев является материальным объектом. При выборе продукта проектной деятельности необходимо определиться с типом проекта в соответствии с возрастом ребёнка, который его готовит. Личные предпочтения малыша являются важным аспектом при выборе продукта проектной работы. Неинтересный продукт выполнить качественно будет сложно. Кроме того, при выборе продукта, чересчур сложного для выполнения, автору проекта будет трудно, что может сказаться на результате.

    Каждый тип проектной работы предполагает большое количество возможных продуктов. Правильный выбор продукта позволяет представить проектную работу в полной мере и раскрыть все полученные в ходе такой работы знания. Непросто придумать тему для исследовательского проекта по иностранному (английскому) языку для ученика начальной школы, ещё труднее – выбрать продукт его проекта. Для исследовательского проекта с ученицей третьего класса мы выбрали следующую тему: «Особенности звукоподражательных слов в английском языке (на материале детских песен)». Почему мы остановились именно на звукоподражательной лексике? Потому что мир вокруг нас многообразен и полон звуков. Человек, взаимодействуя с ним с самого рождения, слышит их, повторяет, подражает им.

    Цель нашей работы – анализ употребления звукоподражательных слов в конструкциях английского языка. Источником исследования стали тексты детских песен на английском языке. Мы рассмотрели понятия «звукоподражание» и «ономатопея».

    Звукоподражание – выражение какого-нибудь природного звучания в схожей с ним, напоминающей его по звукам словесной форме, например, «meow-meow» говорит кошка, «oinkoink» говорит поросенок.

    Ономатопея – это звукоподражательное слово, возникшее в результате фонетического уподобления неречевым звукокомплексам («охать» от «ох!», «гавкать» от «гав!» и т. д.). Из самого определения следует, что ономатопеи звучанием напоминают называемые ими действия.

    Рассмотрев случаи употребления звукоподражаний в текстах английских детских песен, мы пришли к выводу, что в английском языке звукоподражательные слова имеют свои особенности.

    Мы нашли много подражаний звуковым проявлениям животных и птиц, которые живут на ферме, в лесу и зоопарке (например, ослик говорит «haw, hee-haw, hee-haw», слон – «pawoooo», медведь – «grrr, grrr», лев – «raaaar», ежик – «phph-ph-ph», индюшка – «clink-clink», кенгуру прыгает «hop-hop» или «boing boing», божья коровка хлопает крылышками «clap-clap!», лягушка квакает «ribbit ribbit» и т. д.) подражания звуковым проявлениям неодушевлённых предметов (например, поезд – «choo choo», пожарная машина – «nee norr», легковой автомобиль – «vroom vroom», воздушный шар – «woosh woosh», трактор – «tuck tuck», велосипед – «ding ding», автобус – «beep beep», дворники на автобусе – «swish, swish, swish» и т. д.) и звуковым проявлениям человека (например, маленькие дети плачут «waa, waa, waa», а родители их успокаивают «shh, shh, shh», люди чихают «achoo achoo», смеются – «ha ha ha» и т. д.).

    Результатом нашего исследовательского проекта стал лэпбук «Звукоподражательные слова в английском языке».

    Что же такое лэпбук? В дословном переводе с английского лэпбук (lapbook) значит «книга на коленях» (lap – колени, book – книга). Термин «лэпбук» был впервые введён писательницей из Вирджинии Тэмми Дуби, которая использовала его в домашнем обучении своих детей для систематизации материала. Особую популярность среди преподавателей и родителей лэпбук получил после выхода в свет её книги «Настольная книга Lapbook» [3].

    Данную технологию учёные трактуют по-разному. Одни считают её игровой, другие – проектной, третьи – исследовательской. Вероятнее всего, это зависит от того, какова ведущая работа с использованием лэпбука [1]. По мнению Е. Тихомировой, «…это не просто интерактивная папка, а эффективная технология обучения, которая отвечает современным требованиям предметно-развивающей среды в условиях реализации ФГОС НОО», а именно лэпбук:

    ■ информативен;
    ■ полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, мышления, логики, памяти и внимания;
    ■ пригоден к использованию одновременно группой учащихся;
    ■ обладает дидактическими свойствами; ■ является средством художественно-эстетического развития ребёнка, приобщает его к миру искусства;
    ■ его структура и содержание соответствуют младшему школьному возрасту;
    ■ обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность обучающихся [2].
    Разрабатывая лэпбук, учащиеся более качественно усваивают изучаемый предмет, учатся всесторонне смотреть на проблему, ставить и решать задачи, творчески подходить к вопросу организации и подбора информации. Лэпбук интерактивен начиная от процесса его создания до готового результата. Каждый компонент даёт возможность учащемуся сконцентрировать своё внимание на определённом аспекте.

    Технология изготовления лэпбука – это творческий процесс, в ходе которого ученики самостоятельно находят информацию, анализируют её и, конечно же, создают свой проект. Работа по изготовлению лэпбука позволяет ребёнку расширить кругозор и действовать креативно, вследствие этого формируются навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленных задач.

    Работа по созданию лэпбука проходит в несколько этапов: обсуждение плана, создание макета, изготовление шаблона. На этапе создания плана мы продумали, что будет включать в себя лэпбук, какие задания подойдут для того, чтобы раскрыть нашу тему «Особенности звукоподражательных слов в английском языке (на материале детских песен)».

    Все задания в лэпбуке имеют развивающий характер и направлены на развитие речи, познавательных процессов, мелкой моторики, знакомство с терминологией и межпредметными связями.

    На этапе создания макета мы продумали важные детали проекта и создали игровой сюжет. Он содержит тексты детских песен со звукоподражаниями «The Wheels On The Bus», «Old MacDonald Had A Farm», «The Animal Sound Song», «The Vehicle Sound Song» и другие, игры «Forest/ Farm/ Zoo animals», «What sounds do animals/ birds/ insects make?», «Good Morning!», загадки и другие задания, которые размещены на разных элементах: кармашках, мини-книжках, блокнотиках и карточках.

    Дидактическая игра «Forest/ Farm/ Zoo animals».

    Описание: комплект из 36 карточек познакомит младших школьников с животными/ птицами/ насекомыми, которые живут на ферме, в лесу и зоопарке.

    Дидактическая задача: научить детей узнавать на картинках животных/птиц/ насекомых, понимать и отвечать на вопрос «Кто это?» словом и звукоподражанием, формировать умение распределять животных/птиц/ насекомых по соответствующим группам (ферма, лес, зоопарк).

    Игровая задача: произнести название животного/ птицы/ насекомого и соответствующее звукоподражание, определить место, где он/она живут (ферма, лес, зоопарк).

    Игровые правила: находить, показывать и называть животное/ птицу/ насекомое, изображённых на картинке.

    Материал для игры: раздаточный (карточки с изображениями животных/ птиц/ насекомых со звукоподражаниями). Дидактическая игра «Good Morning!»

    Описание: комплект из 26 карточек познакомит младших школьников с видами транспорта и звуками, которые они производят, научит правильно произносить слова. Школьники разовьют коммуникативные навыки, научатся соотносить рисунок со звукоподражанием. На одних карточках представлены виды транспорта, на других – звуки, которые они издают.

    Дидактическая задача: развитие слухового внимания, умения находить по звукоподражанию соответствующий вид транспорта. Игровая задача: произнести, как говорят «Good morning!» разные виды транспорта. Игровые правила: произнести вид транспорта и звук, который он производит. Игровые действия: найти и показать на сюжетной картинке вид транспорта и его звук.

    Материал для игры: демонстрационный – сюжетная картинка с текстом песни с изображением разных видов транспорта; раздаточный – карточки с изображением разных видов транспорта и карточки со звукоподражаниями.

    Дидактическая игра «What sounds do animals/ birds/ insects make?» Описание: комплект из 54 карточек познакомит младших школьников с названиями животных/ птиц/ насекомых и производимыми ими звуками.

    Дидактическая задача: научить детей узнавать на картинках животных/птиц/ насекомых, понимать и отвечать на вопрос «Кто это?» словом и звукоподражанием, формировать умение соотносить животных/ птиц/ насекомых с соответствующими звукоподражаниями.

    Игровые правила: находить, показывать и называть животное/ птицу/ насекомое, изображённые на картинке, с помощью звукоподражания.

    Материал для игры: раздаточный (карточки с изображениями животных/ птиц/ насекомых и карточки со звукоподражаниями). Загадки – один из видов фольклора, в котором в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений. Благодаря загадкам можно тренировать смекалку и умение мыслить логически.

    Отгадывание загадок – весёлый и интересный процесс, который приносит удовольствие детям, дарит богатые возможности для развития речи, внимания, мышления и воображения ребёнка.

    В лэпбуке мы использовали описательные загадки, в которых перечислены важные особенности и характерные детали живого существа (животного/ птицы), о котором идёт речь.
    Цель использования загадок в лэпбуке:
    ■ уточнение и понимание смысла известных детям слов;
    ■ формирование умения правильно сочетать слова во фразах и по смыслу;
    ■ расширение словарного запаса.

    Таким образом, лэпбук – это удивительное средство для повторения изученного материала, полёт фантазии, который может привести к замечательным результатам, такое исследование, однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь.

    Каждый лэпбук уникален, нет правильного или неправильного метода его создания, всё зависит от того, как ребёнок воспринимает заданную тему и какими средствами пользуется для достижения своих целей. Задача педагога заключается в том, чтобы посеять в ребёнке «зерно открытия и исследования», придать уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов. Создание лэпбука даёт ребёнку не только знание предмета «Иностранный язык», но и обучает его всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации проекта и подбору информации.


    Список литературы

    1. Ратахина Н. В. Учебные проекты по русскому языку и литературе в начальных классах // Русский язык.
    2. № 5–6. с. 45–46.
    3. Тихомирова Е. Лэпбук – эффективная технология логопедической работы // Коррекционная работа.
    4. № 12. С. 57–58.
    5. Адаева О. М., Малахова Е. Д. Использование лэпбука на уроке английского языка в начальной школе как средство формирования коммуникативной компетенции [Электронный ресурс] // Приволжский педагогический вестник. 2020. Т. 8. № 4 (29). С. 34–43. URL:
      https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-lepbukana-uroke-angliyskogo-yazyka-v-nachalnoy-shkole-kaksredstvo-formirovaniya-kommunikativnoy-kompetentsii/viewer (дата обращения: 26.11.2021).

    Мы в социальных сетях: