• Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности обучающегося

    28 Янв 2022
     
    14:27
     

    Текст: Инна Адамовна Курбалова,
    директор МУ «Центр развития образования учреждений
    Зиминского района»

    Мысль, высказанная в прошлом веке великим физиком Альбертом Эйнштейном, в наши дни не только не устарела, но стала ещё более актуальной. Не всё то, что человек изучает в школе, понадобится ему в дальнейшей жизни, но образование как результат образовательного процесса должно быть полезным для человека.
    Когда в 2018 году педагогическое сообщество ознакомилось с первой целью нацпроекта «Образование», которая в документах сформулирована как «обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования», то, кажется, мало кто понимал, что речь идет об участии российских школьников в международных исследованиях.

    И одним из них является международное исследование качества общего образования PISA, которое проверяет сформированност функциональной грамотности у обучающихся. «Что такое функциональная грамотность?» – спрашивали мы у педагогов.

    А в ответ… тишина (хотя понятие «функциональная грамотность» в педагогике появилось в 60-е годы XX века). Мы понимали: ученик не может научиться тому, чего не знает и не использует в своей деятельности педагог. По результатам анкетирования, проведенного в декабре 2019 года, мы поняли, что педагоги Зиминского района владеют понятием «функциональная грамотность» на низком уровне, не знают содержания работ и критериев оценивания заданий, которые используются в международных исследованиях; системно не используют в своей работе технологии и эффективные практики по формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся.

    Таким образом, актуальное направление по формированию и развитию функциональной грамотности у обучающихся стало не только проблемой учителя, но и проблемой нашей муниципальной службы.

    Когда нужно решать проблемы такого характера, мы собираем расширенный методический совет и организуем на нём «мозговой штурм». Так в июне 2020 года родилась идея создания тематического муниципального проекта «Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся Зиминского района». И если конечной целью данного проекта должно стать формирование функциональной грамотности у обучающихся, то начинать нужно в первую очередь с педагога. В проекте определилось направление или подпроект «Муниципальные проблемно-творческие объединения как ресурс совершенствования профессиональных компетенций педагогов в области формирования функциональной грамотности у обучающихся». В своем кругу мы называем его «функционально-грамотный учитель».

    В рамках этого подпроекта у нас в районе были созданы муниципальные проблемно-творческие объединения (МПТО) по числу направлений функциональной грамотности: 1 метапредметное – МПТО «Читательская грамотность», 1 предметное – МПТО «Математическая грамотность»; 3 межпредметных – МПТО «Естественно-научная грамотность», «Глобальные компетенции» и «Креативное мышление», 1 межпредметное – «Финансовая грамотность».

    Было внесено предложение о закреплении статуса МПТО за средними школами, которые, анализируя свои ресурсы, сами выберут понравившееся направление. Такой подход обусловлен тем, что коллективу одной школы можно продуктивнее организовать погружение в проблему.

    На подготовительном этапе были утверждены и разработаны локальные нормативные акты: приказ об утверждении проекта и положение, которым в своей работе руководствуются МПТО, составлены технические задания для каждого МПТО. Мы понимаем, что технические задания разрабатываются на производстве и в бизнесе и представляют собой достаточно объемные и сложные документы. Но мы позаимствовали саму идею технического задания.
    В технических заданиях для школ мы постарались сформулировать цель, задачи, желаемый результат и описать проектный продукт, который должен получиться.

    И вот началась работа проблемно-творческих объединений, которая представляла из себя цикл повторяющихся этапов. Сначала каждое МПТО погружается в разработку технического задания, используя в первую очередь официальные федеральные ресурсы. Затем результаты представляют на оценку методистам в Центр развития, и только после этого материалы предъявляются всему педагогическому сообществу на районных методических объединениях, единых методических днях, семинарах-практикумах, вебинарах в форме мастер-классов и тренингов. Отработали одно техническое задание – приступаем к другому.

    Таким образом, каждое объединение должно отработать по 3–4 технических задания. На муниципальном форуме «Развитие образования Зиминского района», который традиционно проводится в марте, каждое МПТО отчитывается о достигнутых результатах и перспективах развития.

    С 2020 года муниципальному учреждению «Центр развития образования учреждений Зиминского района» был присвоен статус инновационной площадки по направлению «Формирование функциональной грамотности у обучающихся». Это позволило нам с большей ответственностью подойти к тому, что мы делаем.

    Среди наших педагогов прижилось выражение «Горящая свеча ничего не теряет, если от неё зажигаются другие свечи». Так как мы в проекте уже больше года, у нас есть наработки, которые мы представляли на ряде региональных площадок, одной из которых стала «Школа методиста», проведенная нами в марте 2021 года. «Центр развития образования учреждений Зиминского района» и 3 школы – МОУ Батаминская СОШ (МПТО «Глобальные компетенции»), МОУ Покровская СОШ (МПТО «Естественно-научная грамотность») и МОУ Ухтуйская СОШ (МПТО «Креативное мышление») – презентовали результаты работы и свои методические продукты педагогическому сообществу области. Самыми яркими и полезными для педагогов методическими продуктами стали:

    ■ интерактивная шпаргалка «Что нужно знать учителю о функциональной грамотности?»;
    ■ презентация «Инструменты читательской грамотности»;

    ■ практикум «Алгоритм разработки учебных заданий, направленных на формирование и развитие естественно-научной грамотности»;
    ■ мастер-класс «Философский семинар и сократовский диалог как средства формирования глобальных компетенций у обучающихся»;
    ■ копилка приемов по развитию креативности «Уму нужна сноровка, закалка, тренировка»;
    ■ программы курсов внеурочной деятельности по направлениям функциональной грамотности.
    Самое главное, для чего создается проект – это результат, который можно измерить и оценить. Образовательным продуктом подпроекта должны стать компетенции педагогов в умении грамотно включать учебные задания по формированию разных направлений функциональной грамотности в содержание урока; оценивать такие задания по критериям, которые используются в международных исследованиях; системно использовать в своей работе технологии и эффективные практики по формированию и развитию функциональной грамотности. Оценить результативность подпроекта нам поможет запланированный на март 2022 года муниципальный компетентностный чемпиона «Функциональной грамотный учитель».

    И вот обогащённый знаниями и умениями учитель идет на урок, к ученикам! Но урок ограничен во времени и возможностях, и учителю не всегда удается качественно поработать с заданиями, формирующими функциональную грамотность.
    У нас родилась еще одна идея – погружение для обучающихся 3-11 классов «Функционально грамотная пятница». Погружение – это время, которое целиком и полностью посвящается фокусной теме, это безоценочный метод обучения с элементами релаксации и игры. В нашем случае фокусной темой является развитие функциональной грамотности у обучающихся. «Функционально грамотная
    пятница» проводится в последнюю учебную пятницу четверти. Нами были разработаны методические рекомендации для педагогов по проведению погружения в двух вариантах (базовом и продвинутом).

    Когда мы начинали работать над проектом, ресурс открытых заданий по формированию функциональной грамотности был ограничен. Сейчас ресурсы и инструменты, утвержденные на федеральном уровне, расширяются и становятся доступными как для педагогов, так и для учащихся. Главная задача учителя – правильно использовать эти инструменты в своей работе. Это не должно стать очередными тренировками для участия во внешних оценочных процедурах, в том числе и в PISA, это должно стать концептуально новым подходом к обучению.

    Кажется, до цели рукой подать. Но в то же время мы осознаем проблемы, сложившиеся в нашем сельском муниципальном районе – малокомплектные школы, учителя-многопредметники с высокой нагрузкой, нестабильный интернет в удаленных школах. Однако мы понимаем, что к цели, поставленной президентом, нужно идти со всей страной и прилагать усилия, направленные на «вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».1



    ¹ Фото в статье из архива автора.

    Мы в социальных сетях: