• О профессиональном развитии педагогов инклюзивного профиля

    28 Янв 2022
     
    11:15
     

    Текст: Ольга Викторовна Кучергина,
    заведующий кафедрой инклюзивного образования ГАУ ДПО ИРО, кандидат педагогических наук

    Цель проведения конференции заключалась в презентации и общественном обсуждении эффективных практик воспитания, обучения и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
    Работа конференции проходила по следующим секциям:

    1 секция: «Разработка и реализация адаптированных основных общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС: риски и достижения».

    2 секция: «Обновление содержания предметной области «Технология». Профессиональное самоопределение обучающихся с ОВЗ».

    3 секция: «Организация внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ».

    4 секция: «Проблемы и ресурсы взаимодействия семьи и школы при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ».

    5 секция: «Преемственность в реализации адаптированных образовательных программ общего образования».

    6 секция: «Обеспечение готовности педагогов к осуществлению образовательного процесса обучающихся с ОВЗ».

    Перед началом работы участников конференции поприветствовали Л. И. Коршунова, начальник отдела социальной адаптации отдельных категорий детей министерства образования Иркутской области, и Т. А. Малых, канд. пед. наук, заместитель директора Института развития образования Иркутской области. Они отметили многолетнюю работу, проводимую в регионе по обеспечению доступности качественного школьного образования для обучающихся с ОВЗ, активную жизненную позицию и профессионализм педагогов инклюзивного профиля. В ходе работы секций прозвучало 36 докладов, среди которых высокую оценку и неподдельный интерес участников вызвали выступления специалистов АНО «АПЦ Рассвет» (Е. С. Михеевой, Л. С. Хацкевич, Е. А. Родыгиной, Ю. А. Шестаковой), МОУ «СОШ № 5» УКМО (Л. А. Кохан, А. А. Шамановой, М. А. Шорстовой), ЧОУ ОК «Точка будущего» (Е. М. Михайловой), МБОУ СОШ № 29 г. Иркутска (М. А. Плотниковой, Д. В. Лыткиной, К. А. Богдановой, Е. В. Могуйло, Ю. А. Андреевой, О. Г. Гаевой), МОУ ИРМО «Уриковская СОШ» (С. И. Константиновой, Н. В. Федосеенко), педагогов образовательных организаций Слюдянского района и специальных (коррекционных) школ.

    В докладах были рассмотрены следующие вопросы:
    ❶ Подходы к разработке и реализации на уровне школы адаптированных основных общеобразовательных программ для разных типологических групп обучающихся с ОВЗ в рамках реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и (или) ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
    ❷ Подходы к созданию рабочих программ учебных предметов (курсов), в т. ч. курсов коррекционно-развивающей области, в рамках реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
    ❸ Подходы к разработке и реализации специальных индивидуальных программ развития (СИПР).
    ❹ Реализация предметной области «Технология» для обучающихся с ОВЗ разных типологических групп в рамках требований ФГОС и региональных условий.
    ❺ Организация внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ в
    рамках реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
    ❻ Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ на уровне школы в рамках реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
    ❼ Оказание помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ. Ресурсы и возможности школы.
    ❽ Преемственность в реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ на уровнях дошкольного и начального общего образования.
    ❾ Организация методической работы в школе по обеспечению готовности педагогов к реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): условия и результаты.

    ❿ Актуальные управленческие модели реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в общеобразовательных организациях региона.

    Всеми участниками конференции были отмечены актуальность и несомненная практическая значимость представленных материалов, необходимость продолжения сотрудничества по вопросам организации образовательного процесса обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС, однако особо была отмечена необходимость обсуждения эффективных практик профессионального развития педагогов, реализующих АООП в условиях инклюзии. В связи с тем, что в последнее десятилетие более 70 % обучающихся с ОВЗ учатся в условиях муниципальных общеобразовательных организаций, мы можем говорить о появлении в региональной системе школьного образования такого феномена, как педагог инклюзивного профиля.
    С нашей точки зрения, педагог инклюзивного профиля – это учитель массовой школы, который наряду с основной образовательной программой реализует АООП при совместном обучении в одном классе здоровых обучающихся и обучающихся с ОВЗ, например, с нарушениями слуха или зрения, с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра или нарушениями опорно-двигательного аппарата.

    Образно говоря, это учитель-мультиинструменталист, который на одном уроке реализует две образовательные программы (ООП и АООП), использует две методики обучения (общую и специальную), обеспечивает ситуацию успешности и комфорта для разных групп обучающихся, исходя из актуального уровня их психофизического развития [1, с. 75]. Педагогу, реализующему адаптированные основные общеобразовательные программы, необходимы обширные знания в области воспитания, обучения и социализации школьников с ОВЗ разных нозологических групп, охраны и укрепления их психического и физического здоровья, развития индивидуальных способностей и возможной коррекции нарушений психического и (или) физического развития; умения осуществлять психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений, быстро корректировать содержание и организацию образовательного процесса в связи с появлением в классе новых обучающихся с ОВЗ, относящихся к разным нозологическим группам, или с тем, что в течение учебного года у обучающегося с ОВЗ может измениться вариант реализуемой АООП после повторного прохождения ПМПК. Поэтому ГАУ ДПО ИРО на уровне региона ведется многолетняя организационно-методическая работа, направленная на компенсацию имеющихся дефицитов профессиональной деятельности педагогов инклюзивного профиля, включающая индивидуальное консультирование, самообразование, участие в работе семинаров, дискуссионных площадок, научно-практических конференций, образовательных форумов и стажировок, а также обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации, в том числе по темам: «Реализация ФГОС образования обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях общеобразовательной организации», «Построение образовательной среды для учащихся с задержкой психического развития на уровне начального общего образования», «Психолого-педагогические аспекты организации образовательной деятельности обучающихся с сенсорными нарушениями» и др.

    Однако ведущая роль в профессиональном развитии педагога принадлежит самому педагогу и образовательной организации, в которой он работает, что подтверждается предлагаемыми далее материалами участников IV Региональной научно-практической конференции «Эффективные практики реализации федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».


    Список литературы

    1. Кучергина О. В. Самообразование как инструмент повышения профессиональной мотивации педагога инклюзивного профиля // Профессиональное образование и рынок труда № 1 (44)/2021. С. 71–79.

    Мы в социальных сетях: