• Ставим проблемы, размышляем, удивляемся и учимся читать со старшеклассниками современные книги для подростков

    20 Янв 2022
     
    15:25
     

    Урок внеклассного чтения
    по роману Э. Веркина
    «Облачный полк»

    Ирина Витальевна Сосновская,
    профессор кафедры филологии и методики ПИ ИГУ

    Алефтина Владиленовна Рыкова,
    учитель русского языка и литературы Лицей № 36 ОАО «РЖД»

    Проблема приобщения подростков к чтению художественной литературы остается одной из задач школьного литературного образования. Однако решение этой задачи сталкивается с целым рядом препятствий и противоречий. Среди них – перегруженность авторских программ по литературе с одной стороны и минимизация часов на уроки литературы – с другой; отсутствие практически во всех авторских программах за исключением новейших (программы под ред. Е. Абелюк, изд. «Сфера») современных художественных текстов как детско-подростковой, так и взрослой литературы; неосведомленность словесников относительно круга чтения современного подростка и круга наиболее значимых для него текстов; отсутствие в базовом учебном плане уроков внеклассного чтения; и, наконец, ограниченность арсенала методов, приемов и технологий изучения современной литературы. В этих условиях уроки по знакомству школьников с книгами современных писателей становятся личным делом учителя, выражением его профессиональной потребности расширять читательский кругозор школьников. «Сегодня часто пишут и говорят о потере связей между поколениями, потере «исторической памяти», причем многие уверенно утверждают, что память прошлого должна оставаться в прошлом, ибо не соответствует современным реалиям…» [4, с. 15]. Действительно, разные поколения по-разному относятся к вопросу о войне.

    Для поколения XX века понятия «героическое», «подвиг», «мужество» не были чуждыми. Однако сегодня значимость культуры героического резко упала, мужество многих раздражает, а нигилизм, ставящий все под сомнение, опять в моде – как никогда. Поэтому говорить о современных фильмах и книгах о войне с современными школьниками очень непросто. Учитель, который начинает этот разговор, должен сам для себя ответить на целый ряд вопросов: нужно ли говорить и рассуждать сегодня о войне с детьми? Если нужно, то как говорить? Гордиться? Оплакивать? Спорить? Умалчивать? О чем важнее рассказывать? О героизме или «изнанке» войны, её ужасах? Где искать правду о войне и кому верить? Есть ли такие книги для подростков, которые открывали бы подобные дискуссии и в какой-то мере помогали бы каждому найти свой «камертон»?

    Нам кажется, что именно такой неоднозначной, в чем-то неожиданной, но сильной книгой о детях на войне, о боли и тяжести испытаний, выпавших на долю подростков, о силе выживания, о мужестве жить и мечтать является роман Э. Веркина «Облачный полк». «Прежде чем эта книга появилась <… >, больше тысячи читателей – и юных, и тех, кого принято называть взрослыми, – проголосовали за нее. Рукопись романа «Облачный полк» вышла в финал национального конкурса на лучшее литературное произведение «Книгуру»…» [7, с. 5]. Читать этот роман очень непросто и взрослому, и подростку – так же, как и говорить о нем. Предложить примерные варианты урока внеклассного чтения по этой книге, методы, приемы, способы читательской и аналитической деятельности учителя и учащихся – таковы цели нашей статьи. Для обзорного знакомства с этой книгой предлагаем либо один урок, либо модуль из двух парных уроков в форме диалога, дискуссии, размышления. Выбранная нами форма уроков обуславливает выбор методов и приемов работы, относящихся, с одной стороны, к когнитивной технологии М. Е. Бершадского, с другой – к технологии эмоционального стимулирования М. Яновской [1; 8]. Когнитивные технологии обеспечивают понимание детьми учебной информации. Технология эмоционального стимулирования способствует эмоциональному и заинтересованному восприятию информации.
    Основной задачей когнитивной технологии является создание условий для полноценного и глубокого понимания. Поэтому целью применения этой технологии является формирование поисковых умений и критического мышления, необходимых для адекватного восприятия и переработки учебной информации:
    ■ умение проводить различия между фактами и предположениями;
    ■ умение выделять логические виды связи;
    ■ умение обнаруживать фактические и логические ошибки в рассуждениях;
    ■ умение разграничивать обоснованные и необоснованные оценки;
    ■ умение формулировать обоснованные заключения на основе полученной информации и др.

    Эмоционально-ценностными ситуациями на уроке, мотивирующими активное восприятие информации, могут быть следующие:

    ■ эмпатические (эмоционально-нравственного переживания);
    ■ личностно значимые (эмпатические, рефлексивные);
    ■ проблемные;
    ■ образные (музей героя);
    ■ живого общения;
    ■ игровые;
    ■ творческие.
    Сочетание этих двух технологий на уроке осуществляет синтез интеллектуального и эмоционального, актуализирует мыслительную деятельность школьников и их мотивацию к чтению, восприятию и пониманию смысла сложных текстов современной литературы.
    Структура урока внеклассного чтения по роману Э. Веркина «Облачный полк» с использованием этих двух технологий предполагает следующие этапы:

    • Постановка проблемы, формулировка познавательной задачи.
    • Вживание в проблему. Образное видение проблемы.
    • Эвристическая ситуация при помощи формулировки эвристических вопросов.
    • Исследование текста с комментариями и аргументацией.
    • Эмпатические и рефлексивные ситуации в процессе анализа текста.
    • Конструирование идеи. Обобщение.

    Для эффективного достижения целей урока данного типа могут использоваться следующие когнитивные и эмоциональные методы, приемы, стратегии:
    ■ визуализация;
    ■ создание вещной среды, музея героя или интерьера;
    ■ визуализация обложки книги;
    ■ создание афиши книги;
    ■ составление кластера;
    ■ составление интеллект-карты;
    ■ составление эвристических и проблемных вопросов;

    ■ методика «Аналогии»;
    ■ стратегии «двухчастный и трехчастный дневник»;
    ■ поиск логических ошибок;
    ■ конструирование рефлексивных вопросов.

    Роман Э. Веркина «Облачный полк» может быть предложен для обзорного изучения и выборочного чтения учащимся 9-х, 10-х классов. На наш взгляд, он полностью соответствует возрастным особенностям восприятия школьников-подростков, т. к. герои книги – подростки. Их мысли, чувства, ощущения должны быть интересны и понятны детям этого же возраста.
    Предложим материалы к уроку внеклассного чтения по роману «Облачный полк», которые могут стать сценариями разных вариантов урока.

    Варианты тем урока могут быть следующими:

    О войне по-новому

    «Спор или диалог о войне?

    Война глазами современника (автор – читатели).

    Темы могут быть предложены учащимся и в конце урока на выбор. Такой же вариативный подход можно использовать при выборе эпиграфа к уроку. Это могут быть высказывания Ю. М. Лотмана: «Патриотизм есть стремление быть лучше» [4, с. 249]; «Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. Эти три предмета, которые <…> вобрало в себя искусство» [6, с. 17]. Каждое из этих высказываний можно использовать как для развернутых ответов-размышлений, так и для написания эссе по итогам чтения романа. Далее распишем урок по конкретным этапам, называя когнитивные и эмоциональные приемы и ситуации, упомянутые выше.

    1 этап. Формулировка познавательной задачи. Создание проблемной ситуации.

    Условие познавательной задачи – два противоположных мнения о книге. Первый отзыв – положительный. Второй – отрицательный. Отзывы зачитывает либо сам учитель, либо выбирает двух учащихся, которые выступят в роли рецензентов. С ними и будут спорить их одноклассники.

    2 этап. Вживание в проблему. Визуализация.

    Перед нами очень неожиданная книга молодого автора, нашего современника, не знавшего войну. Что в этой книге могло удивить, насторожить, вызвать недоумение, споры читателей и даже неприятие? Споров на страницах книги много. Они – разные и не только о войне. С описания картин мирной жизни, мирных разговоров, с описания чердака на даче, с отношения к чердаку героев разных поколений, по сути, начинается книга. Подростка, правнука героя, тянет на чердак. Чердак – это «пыль, прах, микробы» – одна точка зрения. Чердак – «это память», говорит мальчик. На чьей стороне автор? Где его точка зрения? «У каждого мальчишки должен быть свой чердак» [2, c. 14]. Как вы понимаете эту фразу? Можно использовать прием визуализации вещной среды. Для этого учащиеся оформят музей-выставку вещей, которые пылятся на чердаке и которые находит и разбирает правнук главного героя.

    Спорным является и восприятие войны, особенно современными детьми. Предлагаем учащимся готовый ассоциативный круг о войне, составленный другими школьниками, не читавшими «Облачный полк». В нем точно не будет слова «болезнь». А в тексте эта характеристика войны является основной. Почему? Автор показывает войну изнутри, передаёт ощущения героев-подростков. Дети чувствуют все острее. Ощущения сильные – на всю жизнь! Недаром о войне начинает рассказывать 70-летний герой, которому тогда, в 1942-м, было всего 12 лет. Может быть, поэтому война по ощущениям воспринималась как болезнь: «Война похожа на болезнь <…> как пришибленный себя чувствуешь. Как будто все происходит не с тобой, а рядом. <…> Короче, ты больной с распухшей головой бредешь по снегу через вечный понедельник. При этом понимаешь, что вторника может и не случиться» [2, c. 26].

    3 этап. Кластер. Интеллект-карта.

    Дети на войне. Что мы знаем об этом? Школьники могут приготовить маленькие сообщения о пионерах-героях, ведь известно, что прототипом главного героя Митьки является Леня Голиков. Учитель может оформить выставку о пионерах-героях. Материал может быть предс тавлен в виде кластера или интеллект-карты.
    Чем еще удивляет книга с первых страниц? Нет батальных сцен, до поры до времени нет открытых столкновений с врагом. А что есть? Разговоры, размышления, мечты, споры детей-подростков, шагающих по лесам и деревням с партизанским заданием.

    4 этап. Групповая работа над эвристическими вопросами.

    Какие же вопросы не дают покоя автору и его героям? Какие проблемы оказались спорными для сегодняшнего читателя? Учащиеся рассаживаются в группы по выбору ключевой проблемы:

    1. Откуда берутся предатели? Что такое предательство?
    2. Жесткость на войне. Озвереть или остаться человеком?
    3. Смысл и понятие героического. Как понимаю я? Как понимают маленькие герои? Как понимает автор?
    4. О чем можно мечтать на войне? Мечты детей. Родина и её будущее.
    5. Понятие подвига. Вечный подвиг.
      С целью обеспечения более эффективной рботы в группах на уроке учащимся было предложено опережающее домашнее задание: выбрать одну из проблем, подобрать примеры из текста, иллюстрирующие эту проблему. Выделить точку зрения автора. Построить систему аргументов на случай дискуссии.
      Возможные варианты работы в группах:
    6. Каждая группа составляет проблемные вопросы для рецензентов, которые представляли отзывы, особенно отрицательные. Вызывает их на спор, предлагает свои примеры из текста.
    7. Работа с отдельными эпизодами или с одним эпизодом в стратегии «Двухчастный или трехчастный дневник» (чтение и анализ эпизодов предлагаются на опережающее домашнее задание). Учащиеся выбирают и анализируют ключевые детали, важные цитаты. Объясняют свои чувства, эмоции в комментариях. Рефлексируют. Возможно представление своих обложек по выбранному эпизоду.
      Стратегия «Двухчастный дневник».

    Примерный перечень вопросов для обсуждения и дискуссии:

    1. Почему проблема предательства в этой книге является ключевой? Ведь раньше эту тему старались замалчивать. Почему Саныч то и дело поднимает эту тему в разговорах с другими героями? (Возможные аргументы: может быть, мальчишки хотят внутренне избавиться, освободиться от этого? Они – дети, идут от своих ощущений и сокровенных мыслей… Предательство – это подлость).
    2. Зачем автору понадобились жестокие эпизоды, например, чтение писем фашистов? (Возможные аргументы: зло реально, зримо, об этом надо знать. Война – это совсем не весело…).
    3. Читая жестокие эпизоды, думаешь, что человек меняется на войне, звереет. Даже внешность меняется: человек начинает напоминать зверя. Так ли это в книге? Нет. Автор показывает, что люди остаются людьми. (Возможные аргументы: Саныч балагурит, смешит всех, чтобы отвлечь и себя, и Митьку от этого ужаса войны. Не для этого ли автор включает придумку с фотографией? Талант балагурства испокон веков ценился на Руси: чтобы человек не был доведен до самого тяжелого, до отчаяния. Это защитная реакция героя. Об этом же говорит и подарок Алефтине – деревянный гусь, детская игрушка.
    1. Что важнее для автора: жестокое на войне или героическое? Сколько в романе жестоких сцен и сколько героических? В книге нет ходульного понятия героического. Герои не портретные – это живые люди с разными характерами. Они вызывают у нас разные ощущения. (Возможные аргументы: рассуждения Саныча о героическом. Неоднозначный образ Ковальца).
    2. Почему в книге немало места уделено разговорам о будущем? Дети всегда мечтают о будущем, особенно если настоящее так жестоко. Поэтому так много разговоров о том, что будет, когда война закончится. Саныч придумывает наказание для немцев. Имеет ли он на это право? Имеет. Ему всего 17 лет, он мечтает, он идет от своих ощущений. Э. Веркин не изменяет в этом себе, он понимает подростка, видит его изнутри.
    1. Зачем в книге появляется образ художника? Какую роль играет этот образ? Может быть, он вообще здесь лишний? Была ли картина? Если это выдумка автора, то какой смысл это имеет?
      Возможная интерпретация картины: вместе с художником в повествование входит образ Руси, образ вечного подвига: все вместе в одном ряду. «Облачный полк» – это образ единства прошлого, настоящего, будущего, это образ Памяти.
    2. Почему для главного героя Митьки война не закончилась? Какие сцены это доказывают?
    3. В чем смысл названия романа? Применяем прием «рефлексивного мостика». Взрослые и дети – в одном ряду. Конфликт поколений снимается великими событиями, в которых участвуют и могут участвовать все. Выходим на главную идею, на понятие вечного подвига и его значения для других поколений, для нас.

    Примерный перечень эпизодов для чтения и анализа.

    1. Вовка на чердаке у прадеда. Какую роль этот эпизод играет в романе?
    2. Истории, которые Саныч рассказывает Митьке во время их «рейдов» на оккупированную врагом территорию. Как эти истории характеризуют героев-подростков?
    3. Разговор Саныча с корреспондентом в партизанском отряде. Как этот эпизод характеризует Саныча?
    4. Ночь в доме художника. В чем суть «ночного разговора»? Почему художник вставляет портрет Саныча в свою картину?
    5. Подрыв вражеского эшелона. Какие личные открытия делает Митька во время этого боя?
    6. Чтение писем найденного в лесу немца. В чем смысл этого эпизода в романе?
    7. Последний бой и последний день Саныча.
    8. «Странная картина», найденная Вовкой на чердаке. Что означает фраза: «… как будто сама смотрит» [2, с. 288].

    Возможный план анализа эпизода.

    1. Выберите любой важный на ваш взгляд эпизод из повести «Облачный полк». Указать, с каких слов начинается, какими заканчивается.
    2. Обосновать выбор эпизода (связан с основной темой, идеей, содержит ключевую мысль, помогает понять…)
    3. Придумайте вопросы, с помощью которых вы самостоятельно проанализируете этот эпизод или зададите эти вопросы другим одноклассникам.

    5 этап. Рефлексивный.

    Можно вместе с учащимися посмотреть отрывки из нового документального фильма Юлии Клименко «Билет на войну» и обсудить их, связав с романом. Можно зачитать рецензию на роман Шамиля Идиатуллина. Можно провести конкурс афиш других известных книг для подростков о войне и послевоенном времени, подготовленных дома учащимися самостоятельно. Урок заканчивается рефлексией:

    Мое прикосновение к войне…
    До чтения романа я думал о войне…, а после знакомства с ним думаю….
    Меня поразило…
    Меня потрясло…
    Захотелось понять…
    Можно поспорить… и т. д.

    Домашнее задание может быть вариативным.

    1. Эссе на предложенные учителем темы.
    2. Творческое задание: дополнить картину – кто еще может быть в этом ряду?
    3. Составление интеллект-карты по тексту или карты – маршрута путешествий героев по псковским лесам и деревням.
    4. Создание своей афиши книги или обложки книги: читаю другие книги о войне.

    Сегодня среди родителей (и не только) распространенным становится мнение, что необходимо исключать из подросткового и детского чтения «тяжелые» книги, например, о Великой Отечественной войне, «…травмирующие, по их мнению, психику современного ребенка» [4, с. 18]. Но мы забываем, что чтение таких книг – это не просто путешествие в прошлое, но и путешествие в настоящее, к пониманию того, что с нами происходит сейчас. Вопрос «А если завтра война?» может показаться неуместным. Но, к сожалению, это реальность. Поэтому размышления о том, все ли мы знаем о войне, необходимо ли нам помнить, что такое война – это вопросы нравственного характера: в чем ценность человеческой жизни? Что бессмертно в человеке? Роман Э. Веркина «Облачный полк» заставляет нас серьезно задуматься и об этом. Не случайно Ш. Идиатуллин заканчивает свою рецензию на роман Э. Веркина словами: «Облачный полк» – это мощная, пронзительная, горькая и гордая книга, подлежащая обязательному прочтению каждым нормальным человеком». [4]


    Список литературы

    1. Бершадский М. Е. Технология когнитивного обучения: Структура и процедуры [Электронный ресурс]. https://www.sites.google.com (дата обращения: 01.06.2021).
    2. Веркин Э. Облачный полк. 4-е изд., стереотип. М.: КомпасГид, 2017. 296 с.
    3. Идиатуллин Ш. «Облачный полк» [Электронный ресурс]. http://bibliogid.ru (дата обращения: 04.06.2021).
    4. Кутейникова Н. Е. Навигатор по современной отечественной детско-подростковой и юношеской литературе: методические рекомендации. М.: МАЭСТРО ПлаТинум, 2017. 158 с.
    5. Лотман Ю. М. Воспитание души. СПб: Искусство – СПБ, 2003. 624 с.
    6. Лотман Ю. М. Чему учатся люди. Статьи и заметки. М.: Рудомино, 2010. 249 с.
    7. Молдавская К. Предисловие. / Веркин Эдуард. Облачный полк. 4-е изд., стереотип. М.: КомпасГид, 296 с.
    8. Яновская М. Г. Эмоционально-ценностные технологии нравственного воспитания. Киров, 1998. 237 с.1

    Мы в социальных сетях: