• «Педагогический инкубатор» как практика наставничества в системе «работодатель – будущий педагог (студент)»

    18 Янв 2022
     
    11:35
     

    Текст: Наталья Юрьевна Биснек, директор МОУ «Школа № 22 г. Черемхово»

    Обеспеченность образовательной организации педагогическими кадрами относится к одной из самых актуальных управленческих проблем. На ее решение направлена практика, получившая название «Педагогический инкубатор». Практика основана на технологии наставнического взаимодействия в системе «работодатель – будущий педагог (студент)» и социальном партнерстве МОУ «Школа № 22 г. Черемхово» и ГБПОУ «Черемховский педагогический колледж».

    Эта практика направлена на развитие личностных качеств студента (группы студентов), необходимых для осознанного целеполагания, самоопределения и самореализации в выбранной профессии и поступления на работу в конкретное образовательное учреждение; оказание помощи потенциальным молодым специалистам в раскрытии личностного и профессионального потенциала и самоидентификации; содействие в выработке навыков профессионального поведения, соответствующего профессионально-этическим стандартам и правилам, и развитие у студента интереса к трудовой деятельности в данной общеобразовательной организации.
    Практика «Педагогический инкубатор» представляет собой систему работы ОО по внедрению технологии наставничества через взаимодействие школы и ГБПОУ «Черемховский педагогический колледж» с целью привлечения на работу будущих специалистов в условиях кадрового дефицита. Реализация практики включала следующие этапы:
    ■ организационно-диагностический;
    ■ технологический;
    ■ контрольно-оценочный.
    На первом этапе деятельность заключалась в подготовке условий для запуска практики наставничества, формировании базы наставляемых и наставников, отборе и обучении наставников.
    На втором этапе происходили формирование наставнических пар, организация их работы и запуск педагогического дайвинга для студентов. На заключительном этапе была организована обратная связи всех участников практики, оценка достигнутых показателей.

    Новизна данной практики наставничества заключается в использовании современной формы взаимодействия и обучения взрослых – «педагогический дайвинг» с комплексом мероприятий,
    направленных на адаптацию, развитие профессиональных компетенций, навыков личной эффективности студентов, а также выявление высокопотенциальных молодых специалистов и их корпоративное вовлечение в деятельность школы.

    «Педагогический дайвинг» включает в себя несколько уровней погружения в профессию и различные мероприятия: прохождение государственной практики, стажировки на рабочем месте, проведение уроков временно отсутствующего учителя, практикумы, самоаудит, подготовку учебного кабинета, рефлексивные диалоги.


    Каждый уровень «дайвинга» начинался с Демодня.
    Демодень – это форма взаимодействия наставляемого и наставника, когда наставляемый имеет возможность изучить внутренние процессы в школе, наблюдать за работой наставника, взаимодействовать с другими работниками школы.

    Задача наставника – показать как можно больший спектр трудовых действий по каждому направлению работы учителя. Заканчивается каждый уровень «дайвинга» подведением итогов работы в формате собеседования с участием наставника, студента и куратора практики, анализируются достижения и возникающие дефициты.

    Продуктом «педагогического дайвинга» является индивидуальный маршрут профессионального развития будущего педагога.
    Считаем, что реализованные мероприятия помогли будущим специалистам справиться с трудностями, возникающими из-за недостатка практических знаний и навыков в профессиональной сфере деятельности, позволили познакомиться с элементами корпоративной культуры школы и нормами коллективного профессионального общения. Благодаря наставнику они смогли почувствовать социально-психологическую поддержку и совместно сформировать траекторию карьерного развития.
    В рамках реализации данной практики были апробированы механизмы взаимодействия школы и ГБПОУ «Черемховский педагогический колледж», что позволило найти специалистов и закрыть вакансии учителей начальных классов к началу учебного года, провести педагогическое «зондирование» кандидатов на должность, тем самым снизив риски приёма на работу «пассивных» педагогов, не имеющих стремления развиваться в профессии. Данная практика может быть воспроизведена в любой образовательной организации, реализующей образовательные программы общего образования, при наличии в муниципалитете учреждения СПО педагогической направленности.1


    1 Фото в статье из архива автора

    Мы в социальных сетях: